Размер шрифта:
Цвета сайта

История сел и церквей Фаленского района

Первая церковь на территории современного Фаленского района, Крестовоздвиженская (Во Имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня) построена в начале 17 века в пределах Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря, позднее в монастыре построили вторую, Тихвинскую (В честь Тихвинской иконы Божьей Матери) церковь. Но все постройки монастыря были уничтожены пожаром в 1769 году. (См. историю монастыря на этом сайте). Ниже речь пойдет о сельских церквах. Сёла: Святица, Полынка, Николаево, Белая, Ильинское, Верхняя Талица, Фаленки, Полом, Талица, Красное, Нагорское, Сюрны, Верхобелье, Верхосунье. Возникновение села не является точной датой начала

русской колонизации окружающей территории. К моменту образования сёл здесь уже были селения: починки, займища, деревни, жители которых и пожелали объединиться, образовав приход. Для окружающего населения русские сёла служили торговыми, административными и религиозными центрами. В 1917 г. современная территория района включала приходы 14 сел. Часть деревень района входила так же в приходы сел Суна Зуевского района и Сада Удмуртской республики. Административно-территориальное деление не совпадало с границами церковных приходов. Приход и волость были совершенно разными единицами. Даже границы уездов часто не являлись границами приходов. Например, деревня Табани Островновской волости Слободского уезда входила в приход села Святица Святицкой (Лекомской) волости Глазовского уезда, а деревня Малахи Святицкой (Лекомской) волости Глазовского уезда входила в приход села Полынка Косинской волости Слободского уезда. Храмы Первые приходские церкви были деревянными. Через 60-80 лет эксплуатации они ветшали, и нужно было получать в епархии храмозданную грамоту - разрешение на постройку новой церкви. Сохранившиеся храмозданные грамоты опубликованы. Они являются ценным источником по истории сёл. В конце ХVIII века начинается строительство каменных сельских церквей. Они то и сохранились в некоторых сёлах до наших дней. Эти каменные храмы обычно имели три престола (престол, алтарь - специальный стол для осуществления обрядов). Главный престол, имевший то же название, что и весь храм, располагался в холодном (не отапливаемом) храме, а два других – в теплых приделах. Каждый придел с алтарем имел также свое наименование в честь святого покровителя или религиозного праздника. Если каменная церковь получала другое наименование, то обязательно, в целях преемственности, один из престолов сохранял наименование прежней деревянной церкви. В конце ХIХ века, по причине увеличения населения приходов, каменные храмы были перестроены и расширены. В некоторых увеличилось и количество престолов. Например, Троицкий храм в Верхосунье имел уже пять престолов. Первоначально рядом с храмом размещалось и сельское кладбище. В 1817 году императором Александром I составлен и разослан по губерниям указ по организации застройки сёл. Было в том указе и такое распоряжение: «Кладбищ среди селений не иметь, а места под оные избирать позади селения при построении новых церквей». Так в ХIХ веке в некоторых приходах кроме приходских храмов построены еще и специальные приписные кладбищенские церкви. Кроме церквей строились еще и часовни – небольшие культовые постройки без помещения для алтаря. В конце ХIХ – начале ХХ века на территории района было открыто несколько новых сел. В них построили деревянные церкви. Из этого поколения церквей сохранились в несколько измененном виде фаленская и талицкая церкви. В советский период Большевики и до революции не скрывали своего враждебного отношения к церкви и религии. Православие тоже обещает в будущем справедливое общество (Царство Божие) на Земле. Но для этого нужно вести себя по-божески, соблюдать заповеди господни. Большевики же начали строить и обещали такое же, по сути, справедливое коммунистическое общество всеобщего равенства. Поэтому православная вера и церковь, объединяющая весь народ, была явно конкурирующей с большевистской партией организацией. И после ликвидации всех оппозиционных партий, советская власть начинает борьбу против церкви. Началось все с переименования сел. Святицу переименовали в Светицу, а Царское в Красное. Затем церковь лишили имущества. В соответствии с принятым 23 января 1918 года декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», все церковное имущество становилось народным достоянием. Местные советы заключают договоры о передаче в бесплатное пользование церковным общинам храмов с богослужебными предметами, на условиях лояльного отношения к советской власти. Тогда же составлены отдельные ведомости по служителям культа. Имущественное положение большинства сельских священников было «бедным» или «ниже среднего». На основании декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 г. из всех церквей в пользу голодающих были изъяты предметы культа, содержащие драгоценные металлы. С конца 1920-х годов в стране усиливается атеистическая пропаганда, направленная на закрытие храмов. В соответствие с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года, предусматривалась следующая процедура. Сначала местные активисты должны были собрать подписи и организовать ходатайство большинства жителей прихода (эти списки с подписями большинства жителей деревень, решения колхозных собраний, оформленные из-за дефицита бумаги на газетах и обрывках плакатов, до сих пор хранятся в Кировском архиве в делах о закрытии церквей). Затем на основании этого ходатайства принимается соответствующее решение райисполкома о закрытии церкви «по просьбам трудящихся». И окончательное решение принимал уже Президиум Облисполкома. На бумаге все выглядело довольно законно. Но мы-то знаем, как собирали эти подписи. Выступавшие против закрытия храмов верующие и священники в 1930 году приговаривались к лишению свободы, а в 1937 – к расстрелу. В 1935-36 гг. с церковных колоколен сняты и отправлены на переплавку колокола. При этом почти все колокольни были частично разрушены. Несмотря на принятые меры, закрытие храмов шло медленно и затянулось на пятилетку. Местные власти, всячески пытались обойти законную процедуру и использовали малейший повод для того, что бы закрыть церкви и отчитаться в проделанной работе. Так в 1935-36 годах некоторые церкви отбираются под зернохранилища, или под предлогом эпидемий скарлатины, кори и сыпного тифа запрещаются богослужения. Но все эти незаконные меры после жалоб верующих в вышестоящие инстанции, пришлось отменить. Из Облисполкома в райцентры Талицу и Фаленки пришло разъяснение: «Если эпидемические заболевания не вынуждают закрытие школ, кино, клубов и т.д., то Ваше решение о закрытии церквей не обосновано. Пересмотрите решение в сторону отмены его!» Затем начался период закрытия церквей в соответствии с законом. Верующие писали жалобы и прошения в Облисполком, СНК СССР, ЦК ВКП(б), лично «Дорогому товарищу Сталину», М.И. Калинину, в Верховные Советы РСФСР и СССР. Все эти жалобы были рассмотрены, но не в пользу верующих. Сначала, в 1936 году закрыли храмы в райцентрах (Талице и Фаленках). Еще раньше была закрыта Николаевская церковь. В 1938 году закрыли церкви в Верхней Талице, Красноселье, Поломе, Верхобелье и Нагорском. В 1939 – в Белой и Ильинском. В 1940 – в Верхосунье, Низеве и Святице. А в 1941 году был закрыт последний храм в селе Полынка. Атеизм победил. А через месяц началась война… Война заставила пересмотреть политику партии в отношении верующих. Вновь стали открываться храмы. Всего в СССР открыли 22 тысячи церквей. В нашем районе открыли только одну фаленскую церковь в 1946 году. И вновь закрыли ее в 1960 году, в период уже хрущевских гонений на церковь. После закрытия церквей некоторые села, не являвшиеся административными центрами, потеряли свой особый статус. А такие села, как Полынка и Верхняя Талица совсем исчезли с лица Земли, повторив судьбу многих российских деревень. В. Сычёв

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

Помогите создать день рождения деревни Сатюки