Размер шрифта:
Цвета сайта

Церковь Рождества Богородицы

1.Церковь Рождества Богородицы.
2.Местонахождение: Село Белая Фаленский район.
3.Время возникновения: 1705 год.
4. Краткая характеристика:
Церковь включала в себя весь замкнутый цикл человеческой жизни - от рождения до смерти, от крестин до поминок. Поэтому без церкви православный человек не мыслил жизни.
В конце 17 века в Хлыновском уезде довольно большая территория (центр и юг Вятки) называется «Филипповской Слободкой».
И «В 1703 году выборной крестьянин Елизар Иванов сын Жвакин с мирскими людьми подал челобитную, в которой про¬сил о построении в Филипповской слободе Святицкой волости, на устье Белой речки вновь деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сорока мучеников, мотивируя свою просьбу тем, что де от той их Святицкой волости все церкви находятся на дальнем расстоянии, верст по двадцать и более, и ездить на богомолье крайне затруднительно».
Но в своей челобитной Елизар Жвакин не указал о выделении земли под церковное строение, под дома служителей, под кладбище, под пашню и сенокосы для церковных служителей.
Челобитная из Вятской епархии была возвращена Жвакину обратно, без рассмотрения, до решения всех земельных вопросов.
Два года решали мирские люди вопросы о выделении земли из своих угодий и в октябре 1705 года выборный крестьянин Елизар Иванов сын Жвакин, Стефан Лысков, Прокопий Скрябин, Иван Шуклин, Трофим Оверин с мирскими людьми подают новую челобитную, четко обозначив место под земли.
«В Филипповской Слободке вверх по Святице реке по нижнюю сторону раменья, под Черным лесом».
Смелые бельские жители, имея в приходе всего 25 дворов, обязались на кровные деньги и своими силами строить большую деревянную церковь.
20 октября 1705 года Вятский архиепископ Дионисий выдал бельским прихожанам благословенную грамоту на построение в Филипповской слободке вверх по Святице реке на устье Белой речки вновь деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сорока Святых Севастейских Мучеников, в которой жестко оговорил свои условия и требования к прихожанам, «...а вверх бы той церкви был не шатровый, и алтарь сделать прирубной, круглый, из алтаря построить три двери: царские, северные и южные, и святые иконы поставить по чину, а как та святая Божия церковь построится и ко освящению изготовится и земля в отводе и в очищении под дома попу с причетниками и под пашню, и под сенные покосы, и под огородцы, и под скотский выгон в готовности будет, тогда и будут даны указания на освящение той церкви и выдан антиминс из града Хлынова из соборной церкви».
Из этой благословенной грамоты можно представить, как выглядела первая деревянная церковь в село Белая.
Умелые мастера в течение полутора лет срубили деревянную церковь, и в августе 1707 года церковь была освящена, и в ней начались службы.
К 1744 году первая деревянная церковь обветшала и стала тесной, т.к. приход по количеству прихожан значительно вырос, поэтому поп Трофим и прихожане села Белая просят разрешение на строительство новой, более просторной церкви.
В 1744 году в селе Белая начато строительство, и шло оно три года. Церковь была освящена 13 декабря 1748 года.
Теперь в селе стояли две деревянные церкви. Бельские прихожане, привыкшие к старой уютной деревянной церкви, долго ее не разбирали, и она простояла в селе еще более 7 лет.
9 марта 1773 года, через 25 лет, деревянная церковь была расширена, к ней был пристроен теплый придел во имя Сорока Мучеников.
29 июля 1787 года эта деревянная церковь сгорела «от мгновенного запаления», т.е. от молнии.
После пожара бельские прихожане построили небольшую временную деревянную церковь, в которой и велась служба.
23 августа 1787 года бельские крестьяне обращаются с челобитной, подписанной священником села Белая Андреем Сунцовым, церковным старостой Андреем Беляевым и выборным от приходских людей крестьянином Филиппом Петровым сыном Шуклиным, в которой просят о построении в селе Бельском, вместо сгоревшей деревянной церкви, вновь каменной в проименование Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами — правый во имя Святителя и Чудотворца Николая, а левый во имя Сорока Мучеников.
26 августа 1787 года Вятский епископ Лаврентий дает бельским прихожанам храмозданную грамоту за № 1898 на построение в Бельско-Богородицком приходе новой каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и Сорока Мучеников.
В приходе начался ежемесячный подворный сбор денег и изготовление кирпича на кладку церкви.
Каменная церковь строилась 10 лет на собственные деньги бельских крестьян.
Сначала была построена теплая церковь, но не на два придела, а только на один, освящена 1 февраля 1797 года во имя Святителя Николая и в ней началась служба.
Холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы окончен строиться, и освящен 14 сентября 1804 года.
Бельский приход быстро растет, и скоро теплая однопрестольная церковь становится тесной.
В 1824 году она разобрана, и на ее месте построена новая теплая церковь на два престола.
Правый Никольский придел этой новой церкви освящен 9 ноября 1824 года, а придел Сорока Мучеников-25 июля 1830 года.
В 1901 году теплая церковь была снова расширена, холодная церковь стала теплою, а прежние алтари упразднены и превращены в церковь. С 1907 г. церковь не перестраивали, и она по сей день стоит в том же виде.
В 1824 году построили колокольню— высота 27 сажень. Строил ее мастер Нижегородской губернии Балахнинского округа Федор Тюрин за 12 тысяч рублей, кроме натуры.
Построена она по плану церкви Введенской села Ильинского Нолинского уезда.
Колокольня представляет четыре яруса квадратной формы. Колокола висели в каждом ярусе: нижнем — 309 пудов 35 фунтов, был 100 пудовый колокол, будничный в 50 пудов и часовой в 28.
В 1843 году построена каменная ограда с кованой железной решеткой. И два каменных корпуса — для лавок. Так как рядом с церковью проходили знаменитые ярмарки, до пяти в год. В более позднее время лавки перекроют железными крышами, и в одном из корпусов разместится церковно-приходская школа.
В1865 году внутренность храма была расписана. Холодный храм и три алтаря имели священные изображения Нового Завета, а свод теплого храма — библейские сюжеты. К этому времени иконостасы «...все три уже вторые, а первые отданы в церкви новооткрываемых сел: Верхобельского, Пышкетского, Сардыковского, а вторые иконостасы служили до закрытия церкви».
Что касается принадлежностей богослужения: сосудов, ризниц и прочее, то в этом отношении про церковь села Белая «можно сказать языком церковной отчетности: утварью достаточна».
Богослужения в церкви шли еще в 30-е годы. Потом церковь закрыли, колокола сбросили, здание использовали в качестве складов.
Сегодня здание находится в плачевном состоянии: металлическая кровля храма и трапезная зала разрушена, упали потолки алтарей, выворочены плиты пола.

Снигирева Е.В., Снигирева А.В. Рождение и история села Белая, 2005.

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика