Костенко А.Ф. Начальник филиала
Из воспоминаний А.Ф. Костенко.
На Фалёнском автопредприятии, бывшей автороте, я начал свою трудовую деятельность в апреле 1952 года в должности механика по ремонту автомобилей. Тогда в автороте было три автовзвода со своими начальниками взводов и механиками. Насчитывали они от 20 и более машин.
В Фалёнки приехал по распределению после окончания Новочеркасского автомобильного техникума. Условия труда тогда для водителей были ужасными. Территория утопала в грязи, мастерских для ремонта и обслуживания автомобилей не было. Теперешним работникам предприятия невозможно представить тех каторжных условий, в которых водители делали ремонт. А ремонтом автомобилей, который проводили в апреле-мае, занимались сами водители. Снятые агрегаты разбирались и собирались на щитах из досок тут же возле машин. Всё делали вручную, например, снятие двигателей. Электросварки, тем более, газосварки не было и в помине. Всё скреплялось болтами и заклёпками. Весь крепежный материал точился на станке, у которого на выполнение заказов создавалась очередь. Кроме шоферов ремонтом занимались токарь, вулканизаторщик, кузнец, жестянщик, плотник, электрик-аккумулятощик, слесарь по ремонту двигателей. В таких примитивных условия ремонтировали камеры, автопокрышки, рамы, кузова и кабины, аккумуляторы, двигатели.
Большинство водителей и слесарей были бывшими солдатами, участниками войны. Вот имена некоторых из них: М.И. Багаев, П.В. Калиночкин, А.Я. Ямшинин, И.А. Манылов, Н.С. Четвертных, Г.М. Чураков, И.В. Харин. Несколько позже пришли на работу В.С. Овчинников, А.Е. Махнёв, Ю.С. Рякин. С особым уважением и теплотой весь коллектив относился ныне покойному слесарю по ремонту двигателей А.В. Прозорову, который творил своими руками чудеса.
Большинство водителей жили в деревнях Бельского, Унинского, Порезского районов. Все имели большой опыт работы в экстремальных условиях. Ремонт автомобилей обычно заканчивался к концу мая, началу июня, т.е. к открытию дорог, которые были грунтовые и находились в ужасном состоянии. Такое положение сохранялось до 1956 года. В этот период времени авторота занималась в основном вывозкой сена с глубинных складов в Бельском, Унинском, Порезском районах. Склады, располагавшиеся в церквях, находились в таких селах как Ильинское, Белая, Вогульцы, Верхосунье, Сосновка, Верхолемье, Елгань и других. Попутно в эти села транспортом автороты завозились промышленные и продовольственные товары для сельпо.
В 1956 году был ликвидирован «Союззаготтранс» Министерства заготовок и все автороты страны были переданы в республиканские Министерства автотранспорта и шоссейных дорог и переименованы в автотранспортные конторы. В этом же году Зуевская и Фалёнская автороты были объединены. Центр был в Фалёнках, сюда же входила автоколонна, созданная в г. Омутнинск. Однако уже через год они были разъединены и стали самостоятельными АТК. В 1956 году из большинства организаций в Фалёнках автомобили были переданы в АТК. С этого года автотранспорт АТК начал обслуживать все организации, а так же население. Началось строительство дорог по посёлку и трассы Фалёнки-Уни. Погрузка и разгрузка гравия для строительства дорог производилась вручную, в основном школьниками в период летних каникул. Ежегодно большое количество автомобилей направлялось в командировки в Омутниск, Уни, Зуевский район, а в 1957-60 гг. и в г. Киров. Летом 1956 года началось строительство профилактория, которое продвигалось мучительно медленно, т.к. недоставало материалов. В 1962 г. к профилакторию были пристроены цеха. Велось их оснащение оборудованием и станками. Здесь же располагалось своя электростанция, котельная, душевые. Хозспособом была построена водонапорная башня. До этого воду брали из колодцев, а также привозили в автоцистерне.
В 1960 году в ноябре Зуевское и Фалёнское автохозяйства вновь были объединены, теперь уже с центром в г. Зуевка. В момент объединения я работал начальником эксплуатации автохозяйства. Меня переводили в Зуевку на ту же должность, но по семейным обстоятельствам и так как там не было жилья, переехать не мог, и меня уволили по сокращению штатов в декабре 1960 года. Три месяца я работал в райсельхозинспекции, а затем был переведен инструктором райкома КПСС (до июля 1961 года), а с июля по сентябрь 1961 года работал начальником отрывной автоколонны Зуевского АТК в Оренбургской области на уборке урожая. Автоколонна была сборной – из водителей Фалёнской и Зуевской АТК.
Осенью 1961 года Фалёнское автохозяйство вновь становиться самостоятельным, и меня назначают главным инженером, а через три года – начальником автохозяйства.
В эти годы проводилась работа по реконструкции электрохозяйства, механизации труда, внедрению планового тех.обслуживания подвижного состава. В разные годы количество автомобилей колебалось от 90 до 120-150 единиц. Перевозили зерно, картофель, промышленные и продовольственные товары, дорстройматериалы, торф, дрова, лес и др. Пассажирские перевозки начали выполнять в 1961 г., получив в начале два автофургона на базе автомашин ЗИЛ-164. Затем стали поступать к нам по одному-два автобуса. Строительство второй мастерской началось в 1964 году и закончилось через три года (с пристроем цехов). В дальнейшем проводилось её оснащение станочным оборудованием. Велось обустройство территории. Каждое лето завозилось по несколько тонн гравия, который уходил в трясину, как в прорву.
В 1966 году в Унях была организована отрывная автоколонна из 30 автомобилей ГАЗ-51, полученных Кировской автоколонны 1213, она входила в состав Фалёнского автопредприятия.
Большой вклад в развитие автопредприятия внесли главные инженеры В.А. Князев, А.Е. Махнёв, начальник автохозяйства Шулепов В.Н., а так же многие – многие водители, автослесари, разнорабочие – женщины, чьим трудом проводились многие работы. Это Г.И. Шулепова, Е.Т. Головина и другие.
В 1974 году Фалёнское и Зуевское автопредприятия были вновь объединены с центром в г. Зуевска, и практически с этого периода началось медленное сокращение автопарка, т.к. пополнеия практически не стало. Очень плохо велось строительство жилья, на что не выделялось кап. вложений. Кое-что удавалось строить, и то за счет кап. ремонта.
38 лет я проработал в АТП, в т.ч. 28 лет был начальником АТП и его филиала.
- Версия для печати
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии