Было у отца три сына...
Было это в деревне Табани Советского сельсовета. Когда началась Великая Отечественная война, мне было 11 лет. В воскресенье, 22 июня, был выходной, всем колхозом собирались на покос, куда должны были выехать 23 июня. Радио и телефона в деревне не было, и все шло спокойно. А вечером нарочный привез повестки троим мужчинам (недавно служившим, участникам финской кампании) для отправки на фронт. Только тогда и узнали, что началась война.
Я плохо осознавал, что такое война, но было понятно, что это большая беда. Каждый день в деревню приходили повестки, и уходили на фронт мужчины. Мобилизовали и женщин, у которых не было детей. Отправляли даже на оборонные сооружения под Москву.
Получать стали похоронки. Первыми погибли ушедшие в первый день войны. Когда отправлялись на фронт, прощались со всеми навсегда со словами: «Домой мы уже не вернемся».
Трудно стало в деревне. Особенно тяжелым был 1943 год. Оставались на работах старики да подростки. Бездетные женщины строили второй железнодорожный путь, аэродром в Мошнях.
В 1942 году, совсем чуть-чуть поучившись в 6 классе, я стал работать в колхозе. Бригадир снял у меня с плеч сумку, с которой ходил в школу, и сказал: «Хватит учиться, работать надо!» И я был не один такой.
А рассказать я хочу о семье Афанасия Никитьевича Новикова. Было у него трое взрослых сыновей — Алексей, Кирилл и Иван. Алексей ушел в армию ещё до начала войны. Кириллу в 1941 году исполнилось 17 лет, Ивану — 15. Кирилл был трактористом на тракторе «НАТИ», а я с ним плугарил (сидел на плугах и регулировал глубину вспашки). В один прекрасный день, готовя почвы под озимые, увидели мы шедшую к нам и размахивавшую какой-то бумагой женщину. То была повестка Кириллу. Взял он ее, положил в карман, похлопал по трактору. Завел его, снова выключил и сказал: «Я ухожу, а вам здесь пахать». Меня перевели плугарем на газогенераторный трактор, работала на котором девушка. Ох, как трудно ей было!
Осенью 1942 года Кирилл на один час забегал домой, когда ехал в Нижний Тагил получать танки. На обратном пути из состава с танками он выбросил на станции Фаленки письмо, в котором сообщил, что едут они прямо на фронт. А в 1943 году семья Новиковых получила похоронку: Кирилл сгорел в танке.
В 1944 году призвали младшего сына Новиковых, Ивана. В том же году он погиб. Он писал мне письма, а я сообщал ему о делах в колхозе. В одном из писем он написал, что награжден орденом Славы. А на старшего Алексея похоронка пришла ещё в 1941 году.
В 1944 году взяли на фронт и главу рода Новиковых, Афанасия Никитьевича. В деревню с фронта он вернулся, а три его сына погибли . Не осталось у Новиковых продолжателей рода, некому помянуть фронтовиков в День Победы.
Из ушедших на фронт из нашей деревни 26 человек вернулись только шестеро, пятеро — по ранению. Мне скоро 80 лет, но память о тех днях не угасает, остались в ней навсегда те трое парней, трое сыновей одной семьи.
В. КНЯЗЕВ, п. Фаленки.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии