С чего все начиналось
Говоря об истории района, нельзя забывать, что он — частица земли Вятской. Первые упоминания о ней относятся к XIV веку. До этого времени территорию нынешней Кирвоской области заселяли (хотя и незначительно) угро-финские племена: марийцы, удмурты, коми. Приток русского населения происходил из коренных русских земель: Новогородской, Владимиро-Суздальской, Нижегородской. В XIV веке вятские земли были подвластны нижегородско-суздальским князьям, в первой половине XV века — галицким, позднее подчинялись Московскому княжеству. В XVI веке вятская земля становится форпостом продвижения русских на Восток. Успехи в земледелии были столь значительны, что вятчане снабжали хлебом завоеванные русскими земли в Сибири.
С начала XVII века на землях по реке Чепце устанавливается монастырское феодальное земледелие. В 1602 году монах Нафонаил основал Верхнечепецкий монастырь, а в 1645-м монах Ашихмин — Усть-Святицкий монастырь. Земли Верхнечепецкого монастыря, владения которого охватывали нынешние территории Николаевского, Левановского сельских и Фаленского городского поселений, простирались от речек Ясновки и Сады до Тютрюмских гор (до нынешней границы с Зуевским районом). На землях монастыря для исполнения церковных христианских обрядов были основаны села Низево, Николаево, Сада. В 1769 году монастырь сгорел, монахов перевели в Слободской, а крестьяне стали государственными.
Вторым мощным потоком к заселению левобережных земель реки Чепцы и ее притоков и продвижению русских на Восток были вольнокрестьянские поселенцы, оспаривавшие свое право на пустые земли. В 1651 году было основаноно село Святица, а русская колонизация продвигалась дальше. На заселенных землях возникли Косинская и Святицкая волости.
В связи с освоением земель на Урале и в Сибири в XVI веке стали прокладывать тракт, который назвали Сибирским. По тракту осуществляли почтово-пассажирскую связь столиц России — Москвы и Петербурга с возникающими сибирскими городами. На Урал по тракту ехали чиновники всех рангов и званий, цари и солдаты-новобранцы. Но в народе известность свою тракт получил в XVIII-XIX веках как дорога невольников, направляемых на каторгу, в ссылку или вечное поселение. На 30-километровом расстоянии тракт пересекает наш район, проходя через Низево и Николаево. Тракт как важнейшая магистраль, соединявшая Центральную Россию с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, стал самой длинной грунтовой дорогой в мире протяженностью 11 тысяч километров. К нему выходил междугородный тракт, соединяющий Нолинск с Глазовым, пересекающий южную часть Фаленского района на участке Верхосунье-Вогульцы. Существовал тракт до конца века, до пуска в эксплуатацию железной дороги.
В начале строительства тракт предполагали сделать торговой и почтовой дорогой. Из Сибири в Россию везли пушнину, редкую рыбу, кедровые орехи. Из Китая — чай, шелка, ковры, изделия из серебра и кости. В Сибирь везли муку, крупу, толокно, боеприпасы, оружие. Одним из поставщиков хлебных продуктов в XVII веке был Вятский уезд, плативший обязательную повинность - «сибирский хлеб». Свои товары в Китай везли по тракту Франция, Англия, Голландия.
В 1845 году по приказу Николая I из Петербурга в Пекин несли по тракту на руках подарки китайскому императору, в том числе зеркало размером 3,5 м на 1,5 м да изразцовые камины весом по полтонны, астрономические приборы и инструменты. 25 месяцев находились в пути эти подарки.
На трактовой дороге было правилом строгое расписание: за определенное время ямщик обязан был обернуться от одной станции до другой. Установлена была средняя скорость для продвижения упряжек-троек: по пересеченной местности 10 километров в час, по ровной — 12-15 километров. Встречались на пути крутые подъемы, и тройки не могли бежать рысью. Нагоняли отведенное время на равнине. Отсюда и пошли выражения «лихие тройки», «лихие ямщики».
С 1735 года по тракту возили почту, но только исходящую от царского двора. Перевозка частной была запрещена.
В 1817 году по Сибирскому тракту открыли пункты пересыльных этапов. Неугодных царское правительство отправляло в Сибирь. Шел в ссылку сводный батальон Семеновского лейбгвардии полка. В 1826 году провели первых декабристов, вслед за ними ехали некоторые из жен. Десять партий декабристов в ножных кандалах каждого в отдельной повозке провезли по Вятскому участку тракта.
В 1861 году после прокатившихся крестьянских бунтов отправили на каторгу и в ссылку сотни народников, представителей розничной интеллигенции, вставших на защиту крестьян. Шли в далекую Сибирь участники польского восстания 1863 года, первые русские социал-демократы. Тысячи километров пешком: два дня в пути от этапа к этапу, на третий отдыхали в этапной тюрьме. Была такая и в деревне Заплаты за селом Николаево. Только в 1883 году прошли по Сибирскому тракту полтора миллиона ссыльных. Топтали дорожную пыль тракта желающие добровольно переселиться в Сибирь в надежде обрести там счастье.
Память о Сибирском тракте сохраняет и культурное наследие: картины, стихи, песни. Одна из них «Однозвучно звенит колокольчик», которая вплоть до 1936 года считалась народной. Подлинное имя автора удалось установить пермскому краеведу А.К. Шарцу. Это ямщик Иван Иванович Макаров, бывший крепостной, который был отдан в солдаты, в Пермскую конвойную роту и сопровождал по этапу ссыльных. На этапных остановках он писал стихи. А во время одной из поездок замерз. Но живет песня на его стихи.
Немыми свидетелями трагедий, страданий и горя, происходивших на пути от Санкт-Петербурга и Москвы на Урал и далее в Сибирь, были посаженные по указу Екатерины II березы. Редкие из них до сих пор стоят вдоль дороги.
По материалам краеведа Н.П. Шулепова
подготовила Наталья ДРАНИЧНИКОВА.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии