Размер шрифта:
Цвета сайта

Историко-статистическая записка о селе Святицком и северо-западной части Глазовского уезда.

Деревни, сёла, поселения района: 
Типы публикаций: 

Предлагаемая вашему вниманию статья является первой опубликованной историей нашей малой родины. Написана она святицким священником отцом Иоанном Поповым по заданию Русского географического общества. Известны три работы этого краеведа (перечислены в Календаре Вятской губернии на 1913 год). Оригинал рукописи одной из них хранится в областной библиотеке имени А.И. Герцена, а вторая, довольно большая, опубликованная с продолжением в главной вятской газете, излагается ниже в сокращенном виде. Статья дает нам возможность заглянуть на 150 и даже на 350 лет назад и получить представление о том, как жили, одевались и чем занимались не чьи-то абстрактные предки, а наши родные прапрапрадеды и прапрапрабабушки

Наш век – век исторических изысканий. Все по разной дороге идут к одному - началу. Выводя на исторический театр Вятской губернии записку о селе Святицком и северо-западной части Глазовского уезда, могу ли я при всем желании повергнуть в сокровищницу знаний больше единой лепты? Будучи наперед уверен, что недостаток в плане моей записки, неполнота выводов не удовлетворяет требование читателя, я с прискорбием признаюсь, что недостаток исторических данных зависит от неимения лучших пособий и поэтому вполне надеюсь, что от сельского жителя, прозябающего на забвенном клочке земли, просвещенное общество не будет требовать сверх сил его. При том и пишу не историю, а записку, куда всякий может записать свою мысль, свое чувствование, знание и даже замечание. Древность. Местоположение.

По сохранившимся памятникам известно, что первая церковь в селе в Честь и память Всех Святых была построена по благославлению Святейшего патриарха московского Иосифа в 1651 году.[Под памятником, очевидно, И. Попов имел в виду какие-либо документы на построение церкви, первые иконы, Евангелия, кресты с датами или записи в церковно-приходской летописи. Все они до наших дней не сохранились, поэтому статья И. Попова является единственным источником называющим дату основания села]. [Далее И. Попов излагает историю того, как громадная территория левобережья р. Чепцы между реками Филипповка и Святица была передана правительством во владение русским крестьянам Пахому Кощееву с товарищами. Переписка Москвы с Хлыновым об этом отводе шла более 10 лет. Вятские воеводы все не решались передать на оброк русским крестьянам землю, просимую Пахомом Кощеевым. По-видимому, воеводы опасались протеста удмуртов, считавших эту территорию своей собственностью, т.к. платили за нее валовой оброк с 1588 года. Русские же крестьяне считали эту землю пустовавшей и за эти 10 лет уже начали ее заселять и основали два села – Филиппово (на р. Филипповке) и в 1643 г. Коса (на р. Коса). Любопытно, что, повествуя об этом споре, И. Попов приводит дословные выдержки из « Отводной выписи Хлыновского воеводы князя И.Т. Ухтомского Пахому Кощееву с товарищами 1648 г. на черный лес, дикое раменье и на угодия на левом берегу реки Чепцы ». Этот документ впервые был опубликован только в 1906 г. Значит, И. Попов пользовался подлинником выписи или ее рукописной копией]. Наконец, пришедшая в1548 году царская грамота, повелела устроить торги на эти земли. К торгам были приглашены Каринской и Чепецкой волостей вотяцкие целовальники [выбираемые населением должностные лица] Шудешко Сизин, Шудешко Будин Васка Хомутов, Первушко Кибешев с товарищами и Пахом Кощеев с товарищами. Вотяцкие целовальники, услышав указ царя, торговаться отказались. А Пахом Кощеев с товарищами получили все раменье с устья Пыжи речки по Филипповке речке вверх по обе стороны до Ошлани речки и вверх по Пыже речке через Кордягу Малую речку по Большой Рассохе и через Большую Кордягу речку и через Косу речку до Святицы речки и вверх по Святице речке под пашню. Да сверх того, от Чепцы речки от первого холую [Холуй - земляной нанос южнее д. Мошни. К северу от него лежали владения Верхочепецкого монастыря] вверх по Святице до Казанского рубежа [Граница с Казанской губернией, которая проходила близ села Сосновка, по современной территории Унинского района]. От девятого холую земляного на устье Ухтыма, а с устья Ухтыма верх по Косе до Казанского рубежа [Здесь рубеж проходил у д. Сибирь Унинского района]. Пахом Кощеев с товарищами получили и первоначальную льготу [освобождение от налогов] на 5 лет с 1 сентября 1649 по 1 сентября 1654 года. И в те 5 лет полагалось им тот лес и дикое раменье расчистить и пашни распахать и дворы поставить и жильцов устроить. А после 5 лет платить со всех угодий оброк и пошлину. Грамота дана П. Кощееву 7156 (1648) г. 19 августа. История населения. С тех пор являются сюда поселенцы. Образуются населенные пункты и те населяемые места именовали по старшему лицу, основавшему починок или урочище, по фамилии основателя или по ключу и речке или, наконец, по особенным обстоятельствам, заслуживавшим внимания и народной памяти. Местоположение села Святицкого. Село Святицкое лежит к западу на горе на правом берегу р. Святицы, впадающей в Чепцу. Приход его расположен по течению рек Талицы, Холуянки, и др., впадающих с левой стороны в реку Святицу, - Сады и Падерки, впадающих в Чепцу. От г. Вятки в 150 верстах, уездного города Глазова, к которому оно приписано после упразднения Кайского уезда от слободского в 1797 г. в 70 верстах. [На самом же деле до 1797 г. село входило в состав Филипповой слободки Хлыновского уезда.] Заведение церкви. Хотя история заселения мест прихода с. Святицы покрыта темным мраком на вопрос о первой оседлости летопись остается безответною, однако ж, тем не менее, видно, как пчелы, здесь люди роились, так что народонаселенность представляла уже возможность через 14 лет основать приход там, куда до 1637г. быть, может, перекачивающиеся ели заслоняли путь мохнатым обитателям там, где Пахом Кощеев своею просьбою положил начало известности, не падала стрела охотника. [В 1637 г. П. Кощеев направил первую челобитную с просьбой отдать ему с товарищами на оброк эти земли]. Первая церковь в Честь и память Всех Святых с приделом Петра, Алексия и Ионы митрополитов Московских была построена здесь как и выше сказали в 1651 году. По неизвестным обстоятельствам в 1675 г. была построена вторая в память Всех Святых без придела, о которой, так же как и о первой не осталось никаких исторических памятников. Почему и начальный период развития жизни на берегах рек бассейна Святицкого, к величайшему сожалению, не может удовлетворить любопытству, когда и как открыто с. Святица. Равным образом неизвестно и того, при каких возможных обстоятельствах и в коликом числе душ образовался приход и среди его явилась первая церковь через 2 года по утверждению сих мест в границах пошлинного владения Пахома Кощеева с товарищами. Как бы то ни было, достоверно одно: с. Святицкое есть из самых древних на берегах р. Святицы. Движение народонаселения. Ныне всех деревень и починков в приходе с. Святицкого считается 79, в них, начиная от однолетнего младенца до престарелых душ обоего пола 6482, в т. ч. 670 вотского племени [тогда еще не было церкви в с. Короли и поэтому, 4 удмуртские деревни Зюино, Асылы, Шабоково и Короли входили в святицкий приход]. А в 1780 г. в приходе было 3270 душ обоего пола. [В 1780-1830 г.г. среднегодовая рождаемость в приходе составляла 130-260 человек, и все возрастала, а смертность составляла 87-183 человека в год, т.о. рождаемость была в полтора раза выше смертности]. Вероисповедание. В настоящее время между прихожанами нет ни магометан, ни раскольников, все православные. Очерки племен. Русские. Русские большей частью среднего роста живут чище вотяков. Здоровьем от природы более слабы. Крестьянские дворы состоят из черной жилой избы, сеней с приделанной к ним иногда другой, так же черной, весьма редко белой, т.е. с трубою избою, иногда кладовою, которую они называют клетью. Избы строят здесь довольно высокие, одноэтажные. Вообще черные избы предпочитают потому что они теплее белых и менее парятся, и следовательно для крестьянина выгоднее, хотя от топки их из детства получают много болезней. Для корма мелкого скота и дойных коров строят обыкновенно на задней стороне в ряду со скотными хлевами, малые избы. Некоторые зажиточные крестьяне начинают строить дома на каменных фундаментах с чистыми горницами. Главную пищу, особенно жителей прибрежных, составляет рыба и вообще все, что доставляет им экономия. Огородные овощи, как то капуста и картофель в постные дни составляют для них лакомство. Одеваются довольно опрятно, хотя и не щеголевато. В будние дни носят понитки (сукманы) и полушубки; а в праздники большею частью нанковые халаты, суконные азямы (зипуны) и сапоги. Верхнее обыкновенное платье женщин составляют крашеные сарафаны. В праздники одеваются иногда того же покроя в сарафаны ситцевые и полушелковые. [Далее в двух номерах газеты идет рассказ о втором племени прихода- ново крещенных удмуртах. «Новокрещаными» называли тогда всех язычников, перешедших в христианскую веру. Вначале их крестили священники русских приходов, а в 1741 году в селе Елово построена церковь и открыт первый удмуртский приход. В этом же году в Елово приезжал крестить удмуртов сам владыка (епископ Вятский), поэтому среди удмуртов распространены фамилии Владыкины и Новокрещеновы]. Народное просвещение. В Святице в 1843 г. в мае открыта церковноприходская школа. Приглашают всех, но желающих мало. Количество постоянных учеников редко более 25. [И. Попов, очевидно, не знал, что первая школа в Святице была открыта еще 5 (17) января 1838 года]. Нравственность. Как среди русских, так и среди удмуртов хороших сторон больше, чем худых. Люди между собою не сварливы, трудолюбивы. Главный порок- пьянство, главные преступления- воровство, мошенничество. Занятия. Основное занятие- хлебопашество. Преобладает трехпольная система. Главный промысел: рожь, ячмень, овес, лен; гималайский ячмень и озимая пшеница по опытам здесь родиться не могут. Скотоводство незначительно. Скот мелок. Исключение - лошади, которых привозят из Пермской губернии [Глазовский уезд в конце ХIХ века занимал первое место в губернии по количеству лошадей. Безлошадных крестьянских дворов было очень мало, наоборот многие имели по 2 –3 лошади]. Капиталов между крестьянами для торговли мало и все усилия по торговле заключаются во время зимы в доставке льна по заводам Пермской, Томской и Тобольской губерний, откуда вывозят довольное количество рыбы. Табак, сухую рыбу и другой мелочный товар привозят из Казани.

Сычев В., Попов И.

Аналитика

Яндекс.Метрика