Виноградов О.Н. Село Святица
Фрагмент №3 рукописи
Виноградова О.Н. "История возникновения сел Фаленского района" (2004 г.)
Село Святица-Святицкое
Церковь Всесвятская 1651-1813
Успенско-Богородицкая с 1813
Трехсвятительская кладбищенская с 1854 года.
В начале 1630 годов территория Вятской земли, ограниченная в северной части рекой Чепцой, с запада – начиная от села Усть-Чепецкого (современный гор. Кирово-Чепецк) по поречью реки Филипповки до современной южной границы Кирово-Чепецкого, Зуевского и Фаленского районов и по южной границе этих районов до верховьев реки Святицы, а на востоке по реке Сада, впадающей в реку Чепцу, составляла единый очень малонаселенный сплошной лесной массив или «лесное раменье».
В то время все эти земли, т.е. все «лесное раменье», занимали чепецкие вотяки и каринские татары (современное село Каринка Зуевского района1) и, не внося оброка и не принося никаких выгод государству, считали их за собой, своей собственностью под общим наименованием «Филипповы Слободки».
Центром «Филипповых Слободок» была Филиппова Слободка, т.е. современное село Филиппово с Троицкой церковью.
Поселянин Филипповой Слободки, занимавшийся лесным промыслом, рыбной ловлей, бортничеством и звериной охотой Пахом Кощеев в 1637 году в своей челобитной просил все это огромное лесное раменье у царя Михаила Федоровича себе во владение, уверяя царя, «что все это раменье пусто, никому не принадлежит и никакой пользы царю не приносит».
На просьбу Пахома Кощеева указом царя Михаила Федоровича, за подписью дьяка Григория Львовича, предписано было чрез Семена Хлыбова Вятскому воеводе Максиму Еропкину просимые Кощеевым места дать ему, Пахому Кощееву, во владение, если они действительно пусты, и обязать его поставить церковь и вновь построить жилую слободку.
С получением царской грамоты началось дознание и выяснение, действительно ли те места пусты, никому не принадлежат, не наложены оброком и никем не заселены.
По обыскам, т.е. по дознанию, в Слободском и Шестаковском уездах и по опросу 71 человека крестьян в Чепецкой становой съезжей избе просимые земли оказались пустолежащими и не оброчными.
По обыскам Филипповского поречья оказалось, что от устья реки Пыжи через всю Филипповку до границ Казанской губернии (до 1764 года граница Казанской губернии проходила по северной границе Советского, Богородского и Унинского районов, а территории этих районов входили в состав Казанской губернии), отыскано несколько починков, разбросанных по раменью: починок Дудинский, где жил вотяк Ивашка Северухин да Куземка Черемискин, починок Бегичевский – Первушки Ардашева, починок на Медвежьем волоку над Пыжою-рекою Олешки Широкова и каринского вотяка Ивашки Золотарева с детьми. По Ухтыму-реке починок Терешки Дубовцева да Максима Зорина и несколько починков вотских. На Косе-реке починок вотяка Возиски Пупина.
Все обыски были «в пользу Пахомки Кощеева».
Выполняя волю царя Михаила Феодоровича о постройке церкви и новой слободки, Кощеев пишет в Москву челобитную патриарху Иосифу с просьбой разрешить поставить новую деревянную церковь над Косою-рекою во имя Нерукотворного образа Спасителя да Алексия Человека Божия.
13 августа 1643 года патриарх Иосиф в Москве в патриаршем Приказе выдает просителю Пахомке Кощееву храмозданную грамоту на построение вновь деревянной церкви во имя Образа Спасителя и Алексия Человека Божия на Косинском погосте, т.е. во вновь основанном селе Коса теперешнего Зуевского района, в котором Кощеев избирается церковным старостой.
Кощеев усиленно строит дома на Косинском погосте, переселяя вотяков из Верх-Порзинской доли, с поречья реки Сада и Укана.
Между тем в Вятской воеводской канцелярии в 1645 году 88 человек татар и вотяков заявили, что с передачей Пахому Кощееву земель по Филипповскому поречью у них спору нет и с грамотами царя они согласны, а в передаче земель и угодий Косинского и Святицкого поречья они не согласны, утверждая, что в сих лесах находятся у них бортевые угодья, т.е. дикие пчёлы, каневник, избы и чумы для временного приезда как-то для рыбной и звериной ловли, а летом для покосов и пашни.
Указали свои места и главных владетелей угодий – вотяка Саита Подерова и над рекой Мурылевкой займище каринского татарина Треньки Баженова.
Указали, что всех лесных промышленников в этих угодьях с братьями и детьми 31 человек, уверяя, что места этих угодий принадлежат им по праву большого повального оброка, доказывая тем, что они с земли платят оброку по шести рублей с полтиною с выти, а русские платят оброку со своей земли по полтора рубля.
После этого спора Пахом Кощеев пишет царю Михаилу Федоровичу челобитную во второй раз, в которой доказывает, что с Косинского и Сваятицкого поречья оброку никто не платит, что все эти земли лежат впусте, и снова просит все названные угодья передать ему, Пахомке Кощееву. В своей челобитной Кощеев сообщает, что по обыскам города Хлынова, Орлова и Котельнича через воеводу Максима Алфимова в писцовых книгах места сии не за кем не значились и не значатся, оброков в казну ни татары, ни вотяки не вносили и сейчас не вносят.
В царской грамоте из Москвы через московского воеводу Ивана Тимофеевича Ухтомского местным вятским властям было предложено сделать обыск по всем уездам и дать ответ на вопросы:
-
Кому места сии принадлежали прежде.
-
2. Кто владеет этими местами теперь и по каким документам: или по писцовым книгам, или по жалованным грамотам, или по другим крепостям.
Также местным властям было предписано, что если теми спорными местами не владеет никто, то эти спорные места разделить следующим образом:
-
Дать под пашню и на церковное строение Филипповского погоста к церкви Живоначальныя Троицы полторы выти, да на кормление священно-церковнослужителей полвыти.
-
Дать под пашню и на церковное строение Косинского погоста к церкви Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа да Алексия Человека Божия полторы выти да на кормление священно-церковслужителей полвыти.
-
А десять вытей дать ему, просителю Кощееву.
По второй царской грамоте, присланной из Москвы на Вятку в 1646 году, началось новое дознание.
Дознание на Вятской земле происходило через подьячего города Хлынова и с ним выборных людей – Мартынка Остожева да Илюшки Носухина.
По обыскной Слободского и Шестаковского уездов два старосты и 19 целовальников да посацких людей и уездных крестьян 245 человек сказали, что тем местом не владеет никто, а вотяки и татары оброка не вносят и, следственно, владеют теми угодьями не по уставу.
По обыскам Хлыновского, Орловского и Котельнического уездов также ничего не открыто.
Тогда вотяки, а именно Баженко Баяздин и Бичка Сидоров заявили, что-де у них были отправлены в Москву челобитчики, которых будто бы «воровские люди убили на пути», но что челобитную московскому государю они всё равно отправили.
В Москве снова получили два разных ответа. От местных вятских властей, что все спорные земли не занимает никто и оброка за них никто не платит.
От вотяцких целовальников Баяздина и Сидорова в их челобитных утверждалось, что они спорными угодьями владеют издревле и оброк за землю платят в Государеву казну исправно.
В июле 1647 года из Москвы на Вятку поступила третья царская грамота и государев указ.
В царской грамоте сообщалось, что, чтобы решить спор и не делать ещё раз излишних дознаний, по Высочайшей воле предписано было составить чертеж тем спорным местам по Косинскому и Святицкому поречьям, разграничить межи и дать торг по мере отведенной земли последней переписи в писцовой книге писцов Толочанова и Иовлева в 1629 году.
В государевом указе жестко предписывалось прекратить всякие споры и в самое кратчайшее время провести торги, т.е. аукцион, и с торгов продать все спорные угодья Косинского и Святицкого поречья.
И тем, кто больше даст денег в Государеву казну, тому и владеть спорными землями.
В то далекое время мерами земли были:
- одна сажень=2,13 метра
- четь или четверть земли=23х23 сажени.
-выть=12 четвертей
-соха=800 четвертей=3 обжи земли доброй.
Московским государством в те годы с вятских пашенных земель и с живущих на ней людей был установлен следующий оброк: с сохи по 100 рублей, а с выти по полутора рубля и с каждой чети пашни по 4 алтына за каждый год.
Кроме того, был установлен жесткий оброк за стрелецкие хлебные припасы: с сохи 168 рублей, а с выти по 2 рубля за 17 алтын и с каждой чети пашни по 5 алтын за каждый год.
Торги по Косинскому и Святицкому поречьям были назначены на 25 января 1648 года на день Святого Григория Богослова в Верхочепецком Крестовоздвиженском монастыре (сейчас село Николаево Фаленского района).
Со спорной стороны к торгам были приглашены Каринской и Чепецкой волостей вотяцкие целовальники- вотяки Шудешко Сизин, Шудешко Будин, Васска Хометов и Первушка Кибишев.
С искомой заявительной стороны к торгам был приглашен истец Пахом Кощеев, который сразу объявил начальную для торгов заявительную цену.
Кощеев обязался с пахотной земли с угодий платить оброку в Государеву казну с сохи по 30 рублей по 12 алтын, да на стрелецкие хлебные припасы по 32 рубля по 25 алтын. Цена Кощеевым была сразу заявлена очень высокая.
На торгах сначала была зачитана царская грамота, потом Государев указ и объявлена начальная цена на торгах. Покорно выслушав царскую грамоту, Государев указ и начальную цену, вотяцкие целовальники торговаться не стали и «отдали весь спор на сторону Пахомки Кощеева».
Выиграв торги, Пахомий Кощеев стал полным владельцем огромного раменья от речки Филипповки до речки Сада. Это почти полная территория Кирово-Чепецкого, Зуевского и Фаленского районов.
Кроме того, Кощеев по Указу, за подписью и печатью Московского воеводы Ивана Тимофеевича Ухтомского первоначально на 5 лет полностью освобождался от всех оброков и пошлин с 01 сентября 1649 года по 01 сентября 1654 года.
19 августа 1648 года Пахомка Кощеев получил царскую грамоту на все раменье – «…разграниченное с усть Пыжи-речки по Филипповке-речке вверх по обе стороны до Ошлани-речки и вверх по Пыже-речке чрез малую Кордягу-речку и чрез Косу-речку до Святицы-реки и до Сада-речки. Да от тех меж по верхнюю сторону от Чепцы-реки от первого холую вверх по обе стороны по Святице-речке до Казанского рубежа (т.е. до села Сосновского). От девятого земляного холуя на Усть-Ухтым, а с Усть-Ухтыма вверх по Косе до Казанского рубежа (т.е. до современного села Елгани и до деревни Почкез).
И в те льготные лета ему, Пахомку, тот черной лес, дикое раменье, по тем межам расчистить и пашни распахать и дворы поставить и жильцов устроить. И ни пашню, и ни жильцов впусте не покинуть.
А как те льготные годы минут, и ему, Пахомке, с тое пашни и со всяких угодей оброку и пошлин в Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича в казну платить по 30 рублев по 12 алтын на год на Вятке самим особно- с каждой сохи.
А как угодья по реке Чепце были за Чепецкими вотяками, то тяглых и оброчных и чепецких волостей крестьян не трогати».
Эта грамота имела решающее значение в 1918 году при установлении границы между Кировской областью и Удмуртской автономией, т.к. Совет Удмуртской автономной области требовал установить границу между администрациями по западной границе Глазовского уезда, а вятские четко доказали, что ещё в 1648 году граница установлена по поречью реки Сада.
Грамота Пахомию Кощееву дана царем Алексеем Михайловичем 19 августа 1648 года.
В 1918 году в состав Глазовского уезда целиком входили современные района: Афанасьевский, Верхнекамский, Омутнинский, Фаленский и часть Зуевского района с селом Лема, т.е. вся черная металлургия и богатейшие запасы фосфоритов уходили бы в состав Удмуртской автономии, на что руководители Кировской области ответили категорическим отказом.
После получения царской грамоты Кощеев усиленно занимается выполнением своих обязательств построить слободки и церкви.
Из Карино Кощеев привозит восемь семей каринских старокрещеных татар, и они основывают четыре починка. Спустя много лет в центре этих починков будет основано село Каринка.
Из удмуртских поселений он привозит молодые семьи и основывает деревни Зюинскую и Тымпал, которые остались в Удмуртии, поч. Королевский, Шабаковский и Асыловский. Русские семьи, привезенные из Хлыновского и Слободского уездов, были поселены в современной Русской Саде, Михиенках, Барминцах, Турунцах.
Одновременно Кощеев просит монахов Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря выбрать место под строительство церкви и для основания села.
Монахи долго и тщательно выбирали место под новое село. Летом 1650 года место было выбрано окончательно на правом берегу реки Святицы на горе.
В начале декабря 1649 года Кощеев уехал в Москву с челобитной на имя Патриарха Иосифа, в которой просил благословения на строительство деревянной церкви с приделом во исполнение своего обещания царю Алексею Михайловичу построить слободки и поставить церковь.
В Москве Кощеев обернулся очень быстро, т.к. в конце марта 1650 года он с грамотой Патриарха Иосифа на строительство деревянной двухпрестольной церкви уже был в Верхочепецком монастыре и договорился с монахами, что они срубят деревянную церковь на выбранном месте.
Обычно поездка в Москву за благословением или храмозданной грамотой занимала 1,5-2 года и требовала много денег на подачки московским приказным служителям. Видимо, Кощееву капитально помогла царская грамота с указанием «поставить церковь» и деньги, которые он предусмотрительно возил с собой.
Видимо по реке, вновь основанное село монахи назвали тоже «Святицей», заложив 19 августа 1651 года2.
Первая деревянная церковь, построенная в селе Святица по благословенной грамоте Святейшего Патриарха Московского Иосифа, была в 1651 году закончена строительством и освящена во имя Всех святых с приделом в честь Святых Московских Чудотворцев Петра, Алексия и Ионы. В церкви начались службы.
Это было первое село на территории Фаленского современного района, на правой стороне Чепецкого поречья3.
Простояв в селе Святицком всего 24 года, эта церковь сгорела в 1675 году от «огненного запаления», т.е. от молнии
Село Святица заложено Кощеевым 19 августа 1651 года в память о дне получения царской грамоты 19.08.1648 года.
В 1765 году в селе Святице построена новая вторая деревянная церковь без придела и освящена в то же проименование во имя Всех Святых.
В 1742 году устраивается ямская гоньба в Святицкой и Бельской волостях с выходом на Сибирский тракт, на Верхочепецкий монастырь и на село Заоградное-Николаево. Видимо, в эти годы и была прорублена основная магистраль современного Фаленского района на Уни4.
В 1745 году в Святицком Всесвятском приходе 265 дворов. В 1749 году адрес села Святицкого значился следующим образом: Хлыновского уезда Филипповы Слободки Святицкой волости села Святицкого Всесвятской церкви.
К 1760 году приход сильно вырос, деревянная холодная Всесвятская церковь, построенная 85 лет назад, сильно обветшала и стала тесною.
08 августа 1760 года села Святицкого Всесвятской церкви иерей Афанасий да староста церковный Степан Карпов подают челобитную Преосвященному Варфоломею Любарскому епископу Вятскому и Великопермскому о позволении строить новую просторную деревянную церковь в то же проименование с приделом в честь святых Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев.
Благословенная грамота, план и фасад новой деревянной церкви были получены иереем Афанасием в 1761 году и сразу приступлено к заготовке материалов. Строительство церкви было закончено в августе 1763 года. Это третья деревянная церковь.
26 августа 1763 года иерей Афанасий и староста церковный Стефан Карпов подают челобитную об окончании строительства и просят освятить её во имя Всех святых с приделами Афанасия и Кирилла, а также дать священные антиминсы.
Освящали церковь в селе Святицком ключарь Хлыновского Кафедрального собора Лука Юферев, диакон Пантелеймон и пономарь Антон 16 ноября 1763 года холодный Всесвятский храм, а 18 ноября 1763 года – теплую придельную церковь во имя Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев.
Все три дня в Святице был огромный праздник. Урожай весь уже был убран, хлеб сложен в скирды, установился хороший санный путь, и крестьяне со всего прихода съехались в село Святицу. Все три дня в селе гудела огромная ярмарка. В обеих церквях служили до полночи. В старой церкви служили свои святицкие служители, а в новой освященной служил кафедральный протоиерей Лука Юферев в сослужении полынских, верхосунских и бельских священников. Были в гостях верхочепецкие монахи и попы из села Заоградное-Николаево. Земский кабак работал круглосуточно.
Праздник прошел очень хорошо, но капля дегтя в нем все-таки была.
Когда Лука Юферев приехал в Святицу и осмотрел церковь, то увидел, что в церкви еще много недоделок и освящать церковь еще рано. Юферев показал доношение попа Афанасия на имя архиерея и сказал попу Афанасию, что он написал ложное доношение и церковь освящать он, Юферев, не может. Но одновременно сказал попу Афанасию, что он возьмет грех на себя и освятит церковь, но Афанасий должен заплатить ему деньгами за эту услугу, и назвал очень крупную сумму. Попу Афанасию нужно было во что бы то ни стало освятить церковь, да и за ложное доношение отвечать не хотелось, и он дал взятку, которую просил Юферев.
Прошло много месяцев после освящения церкви, недоделки, которые заметил Юферев, все были уже устранены и исправлены, а отданных денег ключарю Луке Сафронову Юфереву было жалко, и поп Афанасий уже в половине 1764 года написал епископу Варфоломею донос на Луку Юферева, за вымогательство с него, попа Афанасия, крупной взятки.
Епископ Варфоломей немедленно назначил жесткое расследование. Ключарь Лука Юферев, диакон Пантелеймон и пономарь Антон были жестоко наказаны и деньги попу Афанасию вернули.
Правда, святицкий поп Афанасий до конца своих дней дрожал, что до него дотянется тяжелая рука Луки Юферева. Но - пронесло.
15 октября 1764 года села Святицкого иерей Афанасий и староста церковный Степан Карпов просят дать разрешение на разобрание второй ветхой деревянной церкви и о принятии двух освященных антиминсов на новую двухпрестольную церковь.
По указу Вятской Духовной Консистории от 18 октября 1764 года разрешено старую деревянную церковь, простоявшую в селе 88 лет, разобрать, но она стояла в селе ещё около 10 лет.
Теперь в селе Святица стояли две деревянные церкви.
В 1775 году в приходе 210 дворов.
В 1780 году в приходе муж. – 1531 чел., жен. – 1739 душ.
В 1784 году иерей Иоанн Блинов перекрыл на церкви и колокольнице деревянные крыши.
В 1802 году в приходе 363 двора и деревянная церковь. В 1803 году в приходе числится 345 дворов и в них жителей мужского полу 2052 человека.
Святицкий приход быстро растет. Последние несколько лет подряд выдались урожайные годы, и экономическое положение крестьян значительно улучшилось.
К 1804 году прошел 41 год после построения третьей деревянной церкви, и она уже значительно обветшала.
04 сентября 1804 года священник Иоанн Блинов подает в Консисторию покорнейшее прошение следующего содержания:
«Великому Господину Преосвященному Серафиму епископу Вятскому и Слободскому
Глазовской округи села Святицкого Всесвятской церкви от священника
Иоанна Блинова
Покорнейшее прошение.
При показанном селе Святицком состоящая деревянная Всесвятская церковь от давнего строения пришла в ветхость, наместо которой оного села Святицкого священно-церковнослужителей с приходскими своими людьми желают построить вновь каменную церковь в проименование Успения Божией Матери с приделами – первым Всех Святых и вторым Афанасия и Кирилла, в чем они, служители, со своими прихожанами учинили общесловесный приговор и мне дали, которой при сем приобщаю, а хотя на оное каменной церкви строение и имеется ныне церковной казны налицо тысяч девяти, но оной на все строение может быть недостаточно.
Для того Вашего Преосвященства покорнейше прошу, наместо означенной деревянной обветшавшей Всесвятской, вновь каменной в проименование Успения Божией Матери с приделами Всех Святых и Афанасия и Кирилла церковь строить позволить, чего для и дать храмозданную грамоту, для безостановочного оной церкви строения позволить на Вятской епархии от доброхотподателей чрез три года имет збор, для записки которого и дать шнурозапечатную книгу, на что от Вашего Высокопреосвященства и ожидаю Архипастырской Милостивой резолюции. 04 сентября 1804 года.
К прошению священник Иоанн Блинов руку приложил».
К этому прошению приложен заручный приговор о том, что прихожане доверяют вести все дела по строительству каменной церкви священнику Иоанну Блинову и выборному Филиппу Яговкину следующего содержания:
«1804 года августа 28 дня
Заручный приговор прихожан села Святица.
1804 года августа 28 дня Вятской епархии Глазовской округи села Святицкого Всесвятской церкви священно-и церковнослужители и Святицкого волостного правления Голова Елизар Четвертных, старшина Иван Целоусов с приходскими мирскими людьми, а именно: Перфил и Иван Лекомцевы, Егор Мартьянов, Филипп Вахрушев, Парфен и Никита Наговицыны, Семостидин и Ефим Перминовы, Михей Торопов, Фока и Иван Целоусовы, Иван и Федот Бабурины, Иов Котельников, Василей Новиков, Климонт Лекомцев, Петр Новокрещинов, Козма Костерин, Маркел, Захар и Василий Катаевы, Иван Фукалов, Максим и Герасим Микулины, Марко Резников, Порфирей и Федот Мартьяновы, Матвей Смоленников, Лаврентий Бабурин, Михей Лекомцев, Василей Московкин, Прохор Дерябин, Яков и Прохор Гордины, Агафон Обухов, Григорей и Ананий Четвертных, Самсон Целоусов, Василей Кропотин, Илья Бородин, Савва Яговкин, Иона Обухов, Яков Епешин и все мы выше писанные голова, старшины, и мирские приходские люди со своего общего согласия мирского выбрали и приговорили оного села Святицкого священника Иоанна Блинова и выборного Филиппа Яговкина ехать вам куда следует и просить начальства наместо означенной обветшавшей деревянной в нашем селе Святицкой Всесвятской вновь каменную церковь и с колокольницей вместо бывшего храма Всех Святых в проименование Успения Божией Матери внизу и с приделом Афанасия и Кирилла в тоже и Всех Святых в проименование которого строения и усердно желаем и на что означенного волостного правления начальник и мирские люди оной приговор утверждаем приложением волостной печати и подписуемся к сему мирскому приходскому выбору и приговору волостной голова Елизар Четвертных, старшина Иван Целоусов за неумением себя грамоте писать приложили волостную печать.
К сему приговору диакон Исидор Тронин руку приложил. К сему приговору дьячек Феодот Шкляев руку приложил, пономарь Феодор Рязанов и дьячек Пантелеймон Поршнев руку приложили. Крестьяне Никифор Кропотин и Григорей Рылов руку приложили».
Покорнейшее прошение и заручный приговор священник Иоанн Блинов и выборный Филипп Яговкин 07 сентября 1804 года сдали в Консисторию.
09 сентября 1804 года они получили справку из канцелярии Консистории о состоянии прихода за подписью канцеляриста Капитона Рязанова и секретаря Петра Кисельникова и все документы сдали на просмотр епископу Серафиму, которые он рассмотрел 16 сентября 1804 года и поручил готовить проект храмозданной грамоты.
Храмозданная грамота была приготовлена только к 17 января 1805 года, и священник Иоанн Блинов получил грамоту такого содержания:
«Грамота Преосвященного Серафима на построение в селе Святицком Глазовского уезда вместо ветхой деревянной Всесвятской церкви вновь каменного храма во имя Успения Божией Матери с приделами Всех Святых и Святых Афанасия и Кирилла Александрийских. 17 генваря 1805 года.
Божией Милостию.
Слушав мы дело начавшееся прошлого 1804 года сентября 7 дня по данному нам Глазовской округи, села Святицкого, Всесвятской церкви от священника Иоанна Блинова с приложением того села от священнослужителей и приходских людей данного приговора о позволении в оном селе, вместо обветшавшей деревянной Всесвятской церкви, построить вновь каменную во имя Успения Божией матери с приделами: первым Всех Святых и вторым Афанасия и Кирилла Архиепископов Александрийских.
Благословили оную каменную с приделами в означеныя именования церковь на другом удобнейшем и простейшем месте на восток строить по плану и фасаду архитекторскому, утвержденным нами, и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием. И когда та церковь с приделами строением окончена будет, тогда о освящении оных просить нас особыми доношениями. Дана сия храмозданная грамота с приложением нашей Архиерейской печати в богоспасаемом граде Вятке при нашем архиерейском доме. Генваря 17 дня 1805 года № 48.
Подлинную грамоту принял села Святицкого, Всесвятской церкви иерей Иоанн».
Получив храмозданную грамоту, в тот же день 17 января 1805 года иерей Иоанн Блинов получил и архитектора Рослякова план и фасад каменной церкви для строительства в селе Святицком и дал справку, что денег собрано 5250 руб.
Необходимая сумма, потребная на строительство церкви, собирается по раскладке на всех прихожан деньгами или зерном.
Сначала в 1805 году начали строить теплую церковь на два престола.
В 1810 году кирпичная кладка теплой церкви была закончена, и церковь закрыта колотым тесом.
В 1812 году в теплой церкви были устроены два иконостаса и настелены кирпичные полы.
В 1810 году в приходе было 374 двора, м. – 1977 чел., жен. – 2293 души.
В 1813 году были освящены оба придела теплой церкви, и в ней начались службы.
Правый придел во имя Всех Святых освящен 28 сентября 1813 года. Левый придел во имя Афанасия и Кирилла Александрийских освящен на другой день 29 сентября 1813 года села Ухтымского Покровской церкви благочинным иереем Михаилом Княгиным.
17 июля 1815 года было позволено разломать в селе Святицком старую деревянную Всесвятскую церковь, взяв из оной старые антиминсы. Дело закрыто 17 августа 1815 года, видимо, в этом году и была разломана деревянная – третья по счету - церковь.
После освящения теплой церкви началось строительство холодного храма.
В 1816 году иконостас для холодного храма подрядился делать купеческий сын Михаил Мамаев.
В 1816 году прихожане села Святицкого отпустили в село Косинское взаимообразно связного железа 100 пудов для покрытия в селе Коса новой каменной церкви.
27 июля 1817 года на приходском сходе Святицкие прихожане единодушно решили о сносе питейного дома в селе Святице, стоящего близ церкви в другое место, исходя из писания: «От кабака до креста – верста»
В августе 1818 года холодный храм был закончен строительством и подготовлен к освящению.
Холодный храм освящен 22 сентября 1818 года Глазовского Преображенского собора протоиереем Иоанном Платуновым во имя Успения Божией Матери.
В 1819 году началось строительство над папертью каменной колокольни, лавок и каменного входа перед колокольней.
В 1820 году было дозволено перекрыть на церкви крышу и вместо деревянной из колотого теса закрыть кровельным железом.
В 1822 году был заведен колокол весом в 200 пудов.
В 1825 году было дозволено выстроить каменную церковную ограду.
В 1830 году каменная церковная ограда со столбами была складена, а чугунных решеток ещё не было.
В 1827 году в приходе было 437 дворов, муж. – 2322 чел., жен. – 2803 души.
В 1853 году на приходском кладбище построена приписная деревянная церковь и освящена в 1854 году в честь трех Святителей: Петра, Алексия и Ионы Митрополитов Московских. 03.12.1843 г. открыта школа на 50 учеников5.
11 октября 1852 года в селе Святицком открыта первая мужская церковно-приходская школа для крестьянских мальчиков.
24 января 1887 года открыта смешанная школа для крестьянских детей мужского и женского полу.
Сначала село Святица входило в Кайский уезд до 1797 года, а после упразднения Кайского уезда в 1797 году село причислено к Слободскому уезду, а затем вошло в состав Глазовского уезда.
В 1886 году из Святицкого прихода выделился приход села Малокоролевского.
В 1910 году устроен четвертый престол пещерный в честь святого пророка Ильи.
Село Святица Глазовского уезда.
Разные сведения
-1705 - выделился приход села Белая.
- 1742 – об устройстве ямской гоньбы в Филипповы Слободки в волостях Архангельской, Святицкой, Бельской, Полынской и Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря. 237-2-4а – стр. 596
- 1745 год – село Святица, церковь Всесвятская, 256 дворов.
- 1749 – Хлыновского уезда Филипповы Слободки Святицкой волости села Святицкого Всесвятской церкви. 237-75-3
- 1760 08 августа – по доношению села Святицкого Всесвятской церкви иерея Афанасия да старосты церковного Степана Карпова о строении вместо ветхой деревянной с приделом Афанасия и Кирилла новой церкви
170-1-353-стр. 81
- 1763 26 августа – села Святицкого Всесвятской церкви иерея Афанасия да старосты церковного Стефана Карпова об освящении вновь построенной деревянной церкви во имя Всех Святых с приделом Афанасия и Кирилла церкви и о даче антиминса. 170-1-353-стр. 87
- 1763 27 августа – дело о постройке церкви в селе Святицком и о её освящении. 237-74/1-238
- 1764 16 августа - заведено дело (освящали 16 и 18 ноября 1763 г. церковь в селе Святицком ключарь Кафедрального собора Лука Юферев, диакон Пантелеймон, пономарь Антон и взяли взятку, и архиерей Варфоломей Любарский заставил все взятое вернуть). 170-1-353- стр. 139
16 августа 1764 года на них заведено дело.
- 1764 15 октября – села Святицкого Всесвятской церкви иерея Афанасия о разобрании ветхой деревянной церкви и о принятии двух антиминсов. 170-1-353-стр. 89
- 1782 – о самовольном перекрытии в селе Святицком церкви. 237-85-475.
- 1784 – дело от попа села Святицкого Иоанна Блинова о перекрытии на церкви и колокольнице крыши. 237-87-266
- 1802 г. – в селе Святица церковь деревянная, в приходе 363 двора.
- 1804 – о сооружении храма в селе Святицком от 07 сентября 1804 года
237-107-319
- 1808 – Святица – церковь деревянная одноприходная. О позволении учинить сбор денег на построение церкви в селе Святицком Глазовского уезда от 15 января 1808 г. 237-111-43
- 1809 – об оставлении собираемых Святицкими прихожанами на построение церкви денег. 237-112-1260
- 1810 – село Святицкое 237-70-31
В селе церковь деревянная ветхая в проименование Всех Святых с приделом Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских, а вместо ветхой складена каменная и покрыта деревом в проименование Успения Божией Матери с приделами – первым Всех Святых и второго Афанасия и Кирилла. Церковь утварью, как-то: сосудами, Евангелиями, крестами напрестольными и прочим – исправна, только ризницы прочной недовольно. Но по производившемуся каменной церкви строению неудобности не предвидится, а потому и недостатков нет. Дворов 374, муж. – 1977, жен. – 2293 чел.
- 1812 – об устройстве в церкви села Святицкого двух иконостасов.
237-115-629
- 1813 – об освящении в новостроящейся церкви двух приделов. 237-116-910
- 1815 – Святица – о позволении в селе Святицком разломать старую церковь, взяв из оной антиминс. От 17 июля – окончено 17 августа 1815 г.
237-118-618
- 1815 – о присылке Ухтымским благочинным Княгиным антиминсов, отобранных из старой деревянной церкви села Святицкого от 21.09.1815 г.
237-118-846.
- 1816 – об изготовлении в селе Святицком нового иконостаса купеческим сыном Михаилом Мамаевым. 237-119-280
- 1816 – о дозволении из села Святицкого отпустить в село Косинское взаимообразно связного железа 100 пудов для покрытия новой каменной церкви. 237-119-489
- 1817 – 27 июля – о сносе питейного дома в селе Святица, стоящего близ церкви, в другое место. 237-120-588.
- 1818 – о повелении освятить новоустроенный храм в селе Святицком во имя Успения Божией Матери. 237-121-917
- 1820-о дозволении перекрыть на церкви крышу в селе Святицком
237-123-26
- 1822- о дозволении служителям села Святицкого завезти колокол в 200 пудов. 237-128-97
- 1825 – об уменьшении формы кирпича, деланного в селе Святицком для церкви. 237-128-97
- 1825 – о дозволении в селе Святицком выстроить каменную церковную ограду. 237-128-195
- 1830-в селе Святицком каменная церковь построена в 1813 году с каменной оградой; столбы складены, а чугунных решёток ещё нет. 237-74-1666.
- 1851 – история села Святицкого была напечатана в Вятских Губернских Ведомостях за 1851 год. № 38-40-45 ПКВГ 1913 год стр. 9 574-8-12
1859- в селе Святица 10 церковных дворов, м. – 30, жен. – 38. В приходе две церкви: каменная Успенская и на приходском кладбище.
1637 год – единица измерения земли – соха.
Соха= 800 четвертей земли доброй=200 га
=1000 четвертей земли средней=250 га
=1200 четвертей земли скудной=300 га
Соха=3000 четвертей всей земли=750 га любой земли.
1727 год – Филипповы Слободки Святицкой волости старосты Григорий Оверин, Корнила Бабурин, Никула Новиков и погосты: Святицкий и Бельский. 170-1-133А стр. 367.
1760 – из прихода выделился приход из села Верхосвятицкого.
1886 – выделился приход села Малокоролевского.
Ярмарки в селе Святица ежегодно бывают:
18 января – Афанасьевская престольная ярмарка
15 августа – Успенская ярмарка
01 ноября – Космодамианская
В неделю Всех Святых – престольная ярмарка.
- На этих ярмарках продают лошадей с Обвы, Сивы, Карачая до 10.000 рублей ассигнациями.
- Лен из Святицы возят в Пермскую, Томскую и Тобольскую губернии.
- На реке Святице много мукомольных мельниц, поэтому река полноводная и рыбная.
1804 года августа 28 дня.
Святица. Заручный приговор. 237-107-319
«1804 года августа 28 дня Вятской епархии Глазовской округи села Святицкого Всесвятской церкви священно-и церковнослужители и Святицкого волостного правления Голова Елизар Четвертных, старшина Иван Целоусов с приходскими мирскими людьми, именно Перфил и Иван Лекомцевы, Егор Мартемьянов, Филипп Вахрушев, Парфен и Никита Наговицыны, Семостидин и Ефим Перминовы, Михей Торопов, Фока и Иван Целоусовы, Иван и Федот Бабурины, Иов Котельников, Василей Новиков, Климонт Лекомцев, Петр Новокрещинов, Козма Костерин, Маркел, Захар и Василий Катаевы, Иван Фукалов, Максим и Герасим Микулины, Марко Резников, Порфирей и Федот Мартьяновы, Матвей Смоленников, Лаврентий Бабурин, Михей Лекомцев, Василей Московкин, Прохор Дерябин, Яков и Прохор Гордины, Агафон Обухов, Григорей и Ананий Четвертных, Самсон Целоусов, Василей Кропотин, Илья Бородин, Савва Яговкин, Иона Обухов, Яков Епешин и все мы, выше писанные: голова, старшины и мирские приходские люди со своего общего согласия мирского выбрали и приговорили оного села Святицкого священника Иоанна Блинова и выборного Филиппа Яговкина ехать вам куда следует и просить начальства наместо означенной обветшавшей деревянной в нашем селе Святицком Всесвятской вновь каменную церковь и с колокольницей вместо бывшего храма Всех Святых в проименование Успения Божией Матери внизу и с приделом Афанасия и Кирилла в тоже и Всех Святых в проименование которого строения и усердно желаем и на что означенного волостного правления начальник и мирские люди оной приговор утверждаем приложением волостной печати и подписуемся к сему мирскому приходскому выбору и приговору волостной голова Елизар Четвертных, старшина Иван Целоусов за неумением себя грамоте писать приложили волостную печать.
К сему приговору диакон Исидор Тронин руку приложил. К сему приговору дьячек Феодот Шкляев руку приложил, пономарь Феодор Рязанов и дьячек Пантелеймон Поршнев руку приложили. Крестьяне Никифор Кропотин и Григорей Рылов руку приложили».
1804 года сентября 16 дня – виза архиерея: выдать для збору по Вятской епархии от доброхотных дателей на построение каменной церкви шнурозапечатную книгу, которой збор и дозволить производить чрез три года, а когда суммы столько зберется, что можно будет приступить к строению церкви, тогда просить и о храмозданной грамоте, представить план и фасад церкви на рассмотрение наше.
В Вятской Духовной Консистории по справке.
Глазовской округи в селе Святицком Всесвятская церковь деревянная, при ней по ведомости за 1803 год показано приходских 345 дворов, в них жителей мужского пола 2052 души. По штату оная Всесвятская церковь определена быть двухприходною. Ныне налицо:
- священник Иоанн Блинов – 55 лет. Второе священноческое место предоставлено за студентом богословия Михайлом Блиновым. Диакон Сидор Тронин – 61 год. Дьячек Феодот Шкляев – 41, второй Пантелеймон Поршнев – 18 лет. Пономарь Феодот Рязанов – 31 год. Второе пономарское место предоставлено оного села умершего пономаря Иакова Соснина за сыном Тимофеем 13 лет.
При оной Всесвятской церкви в казне к сему 1804 году казенной церковной суммы 4430 руб. 21 коп.
09 сентября 1804 г. канцелярист Капитон Рязанов.
Секретарь Петр Кисельников.
- 17 сентября 1804 г. в Правлении Вятской Духовной Консистории принято решение о выдаче в село Святицкое шнурозапечатной книги на сбор денег для строительства каменной церкви.
- 20 сентября 1804 г. издан указ о выдаче книги № 02065
- 29 сентября 1804 г. указ получен в Глазовском Духовном Правлении.
- 17 генваря 1805 г. от Губернского архитектора Рослякова получен план и фасад каменной церкви в селе Святицком и собрано денег 5250 руб.
- 15 октября 1807 г. иерей Иоанн Блинов просит производить сбор денег по прежде выданной шнурозапечатной книге ещё на три года.
- 18 октября 1807 г. епископ Гедеон продлил книгу на завершение строящейся каменной Святицкой церкви указ № 2890.
19.10.1807 г. иерей Блинов получил продленную книгу.
1811г. Святица – церковь Всесвятская. 237-70-32.
Церковь деревянная ветхая в проименование Всех Святых с приделом Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских. Деревянная церковь построена с дозволения покойного епископа Варфоломея в 1761 году – холодный храм освящен 16 ноября 1763 года, а придельный - 18 ноября 1763 года Вятского Кафедрального собора Лукою Юферевым.
А вместо ветхой деревянной складена с дозволения бывшего Вятского, что ныне Смоленского, епископа Серафима каменная в 1805 году и покрыта.
Холодный храм каменной церкви Успения Божией Матери с приделом Всех Святых и Афанасия и Кирилла Александрийских.
В наличии денег 59,73 руб. Церковь утварью, как-то: сосудами, Евангелиями, крестами напрестольными и прочим – исправна, только ризницы прочей недовольно.
Но по производившемуся каменной церкви строению заводить оную в дополнение удобности и необходимости не предвидится, а потому и недостатков нет.
В приходе 460 дворов, в них мужчин – 2008 чел., жен. – 2337.
1823 Святица – церковь Успенская 237-70-42.
Церковь каменная двухприходная, настоящий холодный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: первый во имя Всех Святых, а второй Афанасия и Кирилла Святителей Александрийских. Строить начато с дозволения преосвященного Серафима в 1805 году и докончено в 1818 году.
Настоящий холодный храм освящен 22.09.1818 года Глазовского Преображенского собора протоиереем Иоанном Платуновым.
Придельные храмы освящены: правый придел во имя Всех Святых 28 сентября 1813 года. Левый придел Афанасия и Кирилла Александрийских освящен 29.09.1813 года села Ухтымского Покровской церкви благочинным иереем Михаилом Княгиным. Утварью исправна.
В приходе 435-2186-2623 души. Приход русский. В приходе 26 дворов вотских.
Укан – 30, Верхосвятицкое – 10, Сунское-18, Полынка – 20 верст.
1805 Святица.
Грамота Преосвященного Серафима на построение в селе Святицком Глазовского уезда вместо ветхой деревянной Всесвятской церкви вновь каменного храма во имя Успения Божией Матери с приделами Всех Святых и Святых Афанасия и Кирилла Александрийскийх. 17 января 1805 года.
Божией Милостию.
Слушав мы дело начавшееся прошлого 1804 года сентября 7 дня по данному нам Глазовской округи села Святицкого Всесвятской церкви от священника Иоанна Блинова с приложением того села от священнослужителей и приходских людей данного приговора о позволении в оном селе, вместо обветшавшей деревянной Всесвятской церкви, построить вновь каменную во имя Успения Божией Матери с приделами: первым Всех Святых и вторым Афанасия и Кирилла Архиепископов Александрийских.
Благословили оную каменную с приделами в означеныя именования церковь на другом удобнейшем и простейшем месте на восток строить по плану и фасаду архитекторскому, утвержденным нами, и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием. И когда та церковь с приделами строением окончена будет, тогда о освящении оных просить нас особыми доношениями. Дана сия храмозданная грамота с приложением нашей Архиерейской печати в богоспасаемом граде Вятке при нашем архиерейском доме. Генваря 17 дня 1805 года № 48.
Подлинную грамоту принял села Святитского, Всесвятской церкви иерей Иоанн.
Отпуск в деле Вятск. Духовн. Консистории 1804 год № 319».
1827 Святица – церковь Успенская 237-70-46.
Церковь каменная двухприходная, холодный храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы с двумя приделами во имя Всех Святых и во имя Афанасия и Кирилла святителей Александрийских, строением началась с дозволения преосвященного Серафима в 1805 году и докончена вместе с колокольнею на паперте и по дозволению Павла, церковною оградою с лавками и предь колокольнею входом каменным и в 1826 годах.
Холодный храм освящен 22 сентября 1818 года Глазовского Преображенского собора протоиереем Иоанном Платуновым, а придельные храмы освящены первый 28 сентября 1813 года, второй 29 сентября 1813 года села Ухтымского Покровской церкви благочинным иереем Михаилом Княгиным. Церковь утварью очень исправна, денег 1080, 06 руб. Приход русский с 25 домами вотяков. Книг в библиотеке как церковных, так и гражданских, 221 книга. В приходе 437-2322-2803 чел.
Укан – 30, Верхосвятицкое – 10, Малосунское – 18, Полынка – 20 верст. Протоиерей Афанасий Киров Шкляев – 64 года.
Иерей Василий Петров Караваев – 46
Диакон Аркадий Исидоров Тронин – 41
Дьячек Пантелеймон Иванов Поршнев – 42
Дьячек Феодор Феодотов Шкляев – 37
Пономарь Иаков Тимофеев Кибардин – 26
Пономарь Александр Васильев Караваев – 19
1809 – об оставлении собираемых Святицкими прихожанами на построение церкви денег 237-112-1260
1812 – об устройстве в церкви села Святицкого двух иконостасов 237-115-629 237-116-910
1813 об освящении в новостроящейся церкви 2-х приделов
1802 – в Святице церковь деревянная 362 двора
1830 - церковь каменная построена в 1813 г. с каменной оградой столбы складены, а чугунных решеток нет. 237-74-1666
1780 - история села Святицкого напечатана в губернских ведомостях 1851 г. № 38-40-45 ПКВГ 1913 стр. 9.
1763 – дело о постройке церкви в селе Святицком от 27.08.1763 237-74/1 – 238.
1831 Святица. Всесвятская церковь 1651-1813
Успенско-Богородицкая с 1813 г.
Трехсвятительская клатбищенская 1853.
В 1831 году в состав прихода входили: село Святицкое, дер. Кормановская, дер. Шишканская, поч. Мысовлянский, поч. Наговицинский, поч. Голодаевский, поч. Краснослудский, поч. Брынский, поч. Мысок над Ночной речкой, поч. Запольский, поч. Поломский, дер. Ребинская, дер. Жарениковская, поч. Шкляевский, поч. Новиковский, поч. Лекомский, поч. Над речкой Луговкой, поч. Верхоталицкий, поч. Ключевский, поч. Козменский, поч. Кормышенский, поч. Шевелевский, дер. Редриевская, поч. Екименский, поч. Треховский, дер. Чекаловская, поч. Чекаловский, поч. Халевичевский, дер. Мулинская, поч. Над Каменным логом, поч. Девятинский, поч. Головановский, поч. Талоключинский, дер. Поломская, поч. Тюлькановский, поч. Шишевский, дер. Баранинская, поч. Бабуринский, поч. Холуянский, поч. Мильчаковский, поч. Зуевский, поч. Заречного займища Синицкого, поч. Гнилухинский, поч. Кукарский, дер. Бутырская, дер. Шуклинская, дер. Синицкая, поч. Бологлинский, поч. Бородинский, дер. Козловская, поч. Ежевский, поч. Левановский, поч. Феткинский, дер. Оверинская, дер. Дворищенская, дер. Голодаевская, поч. Чуринский, дер. Лежневская, дер. Кирпиковская, поч. Новолекомский, поч. Боровиковский, поч. Комаровский, дер. Барминская, дер. Крестовская, поч. Лезгинский, дер. Зюинская, поч. Верх-Тымпальский, поч. Королевский, поч. Засадинский, поч. Лумпинский, поч. Табаневский, дер. Затонская, поч. Над Зуевским ключом, дер. Тороповская, поч. Шаминский, поч. Корепановский.
1805 Святицкое 237-70-27
Церковь деревянная ветхая во имя Всех Святых с приделом Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев. А на место ветхой деревянной заложена каменная в проименование Успения Божией матери с двумя приделами Всех Святых и Афанасия и Кирилла Александрийских.
1775 Святицкое Всесвятская церковь – 210 дворов.
25 апреля 2004 года. Виноградов О.Н.
1См. комментарий №1. Здесь и далее сносками отмечены комментарии Сычева В.И.>>>
2См. комментарий №2.
3См. комментарий №3.
4См. комментарий №4.
5См. комментарий №5.
6См. комментарий №6.
- Блог пользователя Виктор Сычев
- Версия для печати
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии