Фалёнская земля - земля легенд
Поселок Фалёнки вырос из многовековых легенд.
Согласно одной из них, в старорежимные времена появился в этих местах беглый каторжник по кличке Фалей, обосновался, построил жилище, завел семью. Деревню назвали Фалёнками. А когда пришло время строительства железной дороги, которая должна была проходить мимо деревни, местные богатые купцы подкупили проектировщиков "железки", и когда один из группы проводил на схеме линию "Пермь - Вятка - Котлас", будто бы нечаянно дрогнула его рука, и карандаш скользнул рядом с деревней Фалёнки. В какую сумму обошлась эта сделка купцам, история умалчивает. Как и умалчивает о том, было ли такое на самом деле. Но к строительству дороги приступили в 1896 году, спустя два года через станцию прошел первый паровоз. В ознаменование этого события, к столетию поселка, местный художник Станислав Меринов написал картину: крохотная станция, проходящий паровоз с вагонами, десятки местных жителей ликуют по этому поводу.
У ПАМЯТНОГО КРЕСТА
Однако история заселения этого края значительно древнее. Лет пять назад старожилы вспомнили, что неподалеку от райцентра, возле д. Николаево, стоял мужской Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь - неподалеку от Сибирского тракта. Место это до сих пор называется Часовня. Фалёнские краеведы провели раскопки, добрались до фундамента. Был монастырь! В архивах нашли о нем кое-какие сведения, а самое главное - дату основания (1602-й год) и имя основателя - иеромонах Нафанаил. Открытие было сделано на рубеже двух тысячелетий, поэтому православные фаленцы решили к 400-летию заселения своей земли увековечить это место - поставить памятный крест с соответствующей надписью.
- Это было первое поселение людей на территории нашего района, - рассказывает глава администрации Николаевского сельского поселения В.Н. Королев. - До того здесь жили племена удмуртов. А началось с того, что пришли сюда монах Гурий и иеромонах Нафанаил, которые и начали здесь строить деревянный монастырь, потом построили и из кирпича. Жили в нем только монахи и обслуга. Работный люд - в соседней деревне Бобыли. А в 1769 году монастырь сгорел, и на его месте воздвигли часовню. В годы советской власти и ее разрушили...
Все фалёнцы отнеслись к этой истории столь трепетно, что ни у кого не возникло сомнения по поводу установления памятного креста. А чтобы все было сделано основательно, обратились к именитым землякам на уральских заводах. Первым откликнулся генеральный директор екатеринбургского проектно-строительного предприятия "Ступень-1" Владимир Фукалов. Всю работу он взял на себя - от проектирования до установки креста. Памятник получился величественный: металлический крест на возвышении, в основании креста - "шайба" из уральского полудрагоценного камня змеевика. На ее ребре надпись: "Место бывшего Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря..." Большую помощь в этом деле оказал технический директор кировского ВТК "Энерго" Анатолий Порошин, тоже уроженец фаленской земли.
Памятный крест освятили в 2002 году. С того времени сюда ежегодно в июне идут крестным ходом люди - прихожане Георгиевской церкви, служители ее и представители местной власти. Часто приезжают молодые фаленцы - чтобы оставить иконку, цветы, посидеть в беседке из уральской лиственницы. Эти деревья - дар землякам от Владимира Фукалова.
Непосредственно вокруг фаленского участка Сибирского тракта тоже немало легенд. Одна из них до сих пор волнует души кладоискателей. Будто бы здесь во времена пугачевского бунта бывал сам Емельян Пугачев и спрятал награбленное злато-серебро где-то в районе д. Макаровщина. Многие пытались найти клад, но безуспешно.
Еще легенда - о Мертвом озере, что возле д. Заплаты. В ней, по преданию, находился пересыльный пункт каторжников. Много арестантов тогда умирало в дороге, собирали их здесь и сбрасывали в озеро. Потому и нарекли его Мертвым. Но есть и вторая версия. В Заплатах жили два брата-лиходея. Они грабили на Сибирском тракте купцов, убивали их, а тела, повозки вместе с лошадьми оказывались в озере...
ЦЕРКОВЬ ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ-МУЧЕНИЦЫ. И ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА...
Когда сказали, что год постройки ее - 1837-й, поверил с большим трудом. Каменные-то не все сохранились, а тут деревянная. Убедил зам. главы администрации района Вячеслав Ситников.
- Эту церковь в 30-е годы прошлого века переделали под Дом пионеров. Снесли купол, колокольню. Всю церковную утварь вынесли. Часть икон отправили в сельсоветский склад, часть разнесли по домам верующие. На месте алтаря соорудили сцену. Да я сам еще с этой сцены выступал, когда пионером был, - стихи читал.
Церковь начали восстанавливать после падения советского строя. Первый настоятель храма отец Александр успел сделать немало. Провел реконструкцию внутренних помещений, начал вести службы. Даже небольшую газовую котельную при церкви по его настоянию построили. Около двух лет назад он умер, похоронили его на территории церкви - как просил батюшка в завещании. Духовнический труд усопшего настоятеля продолжает отец Виктор. В прошлом году была возведена церковная ограда. Началось строительство купола, построена звонница. Принялись сооружать колокольню. Одновременно ведется обустройство алтарной части.
- Мы одиннадцать запрестольных икон заказали мастерам из Подмосковья. Каждая стоит 7 тысяч рублей. Три уже привезли.
- А почему так далеко? У нас же свои прекрасные художники есть.
- Такие иконы пишут только в Софрине. Они светящиеся.
Зато резные царские врата изготовлены руками местного мастера - Бориса Саламатова. Врата осталось покрасить. Все работы в основном ведутся на пожертвования прихожан и на вспомоществование местных предпринимателей.
- Почему все же церковь носит два имени? - спросил настоятеля.
- Построили и освятили ее в честь царицы Александры-мученицы. А когда построили престол - его освятили в честь Георгия Победоносца. Так и церковь начали называть.
ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ МАСТЕР СВЕТОПИСИ
Из людей нового поколения мало кто знает, что один из основоположников российской художественной фотографии - С.А. Лобовиков родился в д. Белая Фалёнского района. В Бельской средней школе до сей поры хранятся оригинальные работы фотохудожника. А в районном краеведческом музее в память о великом земляке часто проводят фотовыставки из работ местных фотографов-любителей. И в областном центре периодически проводятся персональные выставки работ вятского светописца, многие сюжеты для которых взяты из жизни фалёнских крестьян. В фотографическом мире имя Лобовикова стоит рядом с именами Дмитриева, Карелина. Позднее к ним присоединится имя Перевощикова - уроженца Вятского уезда (ныне Кирово-Чепецкий район). Алексей Михайлович неоднократно встречался с Сергеем Александровичем и учился у него премудростям фотоискусства. С.А. Лобовиков погиб в 1941 году во время бомбежки в блокадном Ленинграде.
Николай СЛАСТНИКОВ
"Вятский край" 2007
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Комментарии
О монастыре
Кирпичи на месте бывшего монастыря совсем не свидетельствуют о том, что монастырь был кирпичным. Согласно архивным описям монастырь был полностью деревянным "на деревянном же фундаменте". Но на месте монастыря действительно есть кирпичные останки. Я считаю что они остались от часовни, построенной позднее на месте сгоревшего монастыря и снесенной в годы советской власти. Часовня деревянная (возможно на кирпичном фундаменте) была в начале ХХ века при д. Заоградной на месте сгоревшего монастыря и упоминается в документах Вятской Епархии.
Сычев В.И.