Размер шрифта:
Цвета сайта

Село Ильинское

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office Sviashchiennik_Romanov_Alieksandr_Gieorghiievich.doc22.5 КБ
Деревни, сёла, поселения района: 
Типы публикаций: 

 

 

 

 

 Ильинское Село Ильинское (Верхосвятицкое)

Дата основания: 1760 год. О.Н. Виноградов называет более точную дату 14.07.1760.

В середине 18 века жители 23 деревень и починков, в которых в 123 дворах проживало 252 души обоего пола, обратились в епархию с прошением. Жалуясь на далекое расстояние до Святицкой и Бельской церквей, они просили разрешения на постройку деревянной церкви в деревне Чуршинской.Просьба была удовлетворена. В 1760 году открыто село Верхосвятицкое и построена холодная деревянная церковь во имя Святого Пророка Ильи (освящена 5.10.1763). Эта церковь и дала селу второе, современное название.

В 1767- 68 годах к холодной церкви пристроен теплый придел, названный в честь Святого Дмитрия Ростовского. В 1806 году получена храмозданная грамота на постройку каменного храма во имя Богоявления Господня с двумя приделами. Строился он поэтапно и получил другое наименование. В 1818 построены и освящены приделы Святого Пророка Ильи и Святителя Дмитрия митрополита Ростовского. А 18 октября 1848 года освящен главный храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Этот каменный Святодуховский храм и сохранился до наших дней. Хотя село продолжают называть Ильинским по той первой деревянной церкви. В приход в 1908 году входило 36 селений (3944 жителя). Из прихода села Верхосвятицкого выделились приходы: Малокоролевский (1886), Никольский (1887), Талицкий (1902). Село и северная часть прихода входили в Святицкую (Лекомскую) волость, а южная часть прихода входила в Балахнинскую волость Глазовского уезда. В 1918 году арестованы, а 3.02 1919 Отделом особых формирований по делу о контрреволюционной агитации в Святицкой волости приговорены к расстрелу три священника. Один из них, Ардышев из Святицы, а два других – Филимонов и Курочкин - из села Ильинского. 20 января 1920 представители церковной общины подписали с председателем сельского совета соглашение о передаче церковных зданий в бессрочное и бесплатное пользование. К договору прилагалась опись церковного имущества за декабрь 1918 года. Церковь была еще в полной сохранности. На колокольне висело 12 колоколов. Самый малый весом 23 фунта, самый большой - 199 пудов 23 фунта. Священнослужителями в это время были: Священник Романов Александр Георгиевич, 1889(88)г.р. (см. о нем ниже); Священник Поршнев Василий Васильевич, 58 лет; Диакон Гребёнкин Устин Григорьевич, 38 лет (жил в каменном доме); Псаломщица Гущина Екатерина Андреевна, 50 лет (с 1914 г. числилась учительницей, а с 1920 - псаломщицей). Бельский райисполком в сентябре 1935 года решил временно занять помещение церкви под ссыпку зерна. Церковный совет направил в Киров три жалобы. В ответ из Кирова 11 апреля 1936 пришел приказ: здание вернуть верующим! Но 9 сентября верующие направляют новую жалобу, о том, что церковь изъята уже 15 месяцев и райисполком возвращать церковь совершенно не намерен. На этот раз ответ из Кирова был уже более категоричным: «… Видимо РИК «некогда» заниматься антирелигиозной работой и оформлять закрытие церкви, как этого требует закон 1929 года. В данном случае РИК игнорирует советский закон и издевается над верующими. Принять решительные меры к соблюдению закона!» А 8 декабря 1936 года Кировский Крайисполком предлагает Бельскому РИК немедленно вернуть церковь в селе Ильинском верующим или представить требуемые по закону о закрытии церквей материалы. В 1938 года еще одна жалоба от верующих и церковного совета отправлена в Краевую прокуратуру. Как видно по документам, попытка закрыть церковь встретила серьезное сопротивление верующих. Не обошлось и без жертв. 23 августа 1937 года за антисоветскую агитацию и пропаганду приговорен к смертной казни и 27.08.1937 расстрелян священник Романов Александр Георгиевич. Так верующие лишились последнего священника. (См. фото и прикрепленный файл) Наконец, 12 мая 1939 года вышло постановление Президиума Бельского РИК «О закрытии Ильинской церкви». Решение аргументировалось тем, что «… церковь не работает уже более 2 лет, служителей культа нет, двадцатка [инициативная группа, которая взяла храм в аренду – В.С.] распалась…». Для законности к делу было приложено ходатайство жителей. На собрании из 409 человек присутствующих, за закрытие подписались 383. Абсолютное большинство. Но далее приписка: «отсутствовали - 844». Все же церковь объявлялась закрытой, а здание решено использовать для строительства школы. Это постановления РИК было продублировано постановлением Президиума Кировского Облисполкома от 21 мая 1939 года. 16 августа 1947 года воодушевленные тем, что в Фаленках снова открыли церковь, верующие Балахнинского сельсовета обратились в Облисполком с просьбой об открытии и в Бельском районе хотя бы одной, Ильинской церкви. Но письмо не было рассмотрено, так как «…подписи под письмом правильно не поставлены и нарушена форма заявления…» Однако 5 апреля 1948 года Бельский Райсовет все же вынужден был отчитаться решением «О техническом состоянии Ильинской церкви», в котором «установлено, что дальнейшее оставление в таком состоянии или использование для каких-либо общественных нужд является ввиду допущенного разрушения при снятии колоколов в 1935 г. опасным. Исполком райсовета решил просить Исполком Кировского Облсовета разрешить разобрать колокольню и проход церкви, а кирпич использовать для строительства Балахнинской МТС». Из Кирова запросили фотоснимки церкви (3 фотоснимка хранятся в архиве). В 1950 году в церковь опять ссыпали зерно. И опять районные власти сетовали на то, что если здание церкви используется, то 5-ярусная колокольня «стоит совершенно бесцельно, грозит неминуемым обвалом, в результате которого могут быть жертвы и порча кирпича. В то же время, район крайне нуждается в кирпиче для строительства райбольницы и комхозовской бани». Церковь не снесли. Признали ее памятником истории и культуры местного значения и использовали в качестве склада совхоза «Знамя». Давно нет уже и того совхоза, и густонаселенного Бельского района, и многих деревень округи, и тех людей, которые хотели ее снести, а церковь все стоит, построенная на века.

В. Сычев

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

Родом я оттуда, рядом с с.Ильинским была деревня Кропачи (2 км) через реку Святица.

романов Александр Георгиевич- это мой прадед.Мне о нем бабушка много рассказывала,но дату смерти я не знала.

Воспоминания и материалы о прадеде-священнике присылайте, опубликуем на сайте.
Советую так же заглянуть сюда:
http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=11&t=1817
 
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuEfemUfOuW660fdOfVc8qYs001dOvUcuWZceXb**
http://blagoslovi.ru/article/personalii/spisok-zhertv-politicheskih-repressiy-kirovo-chepetskogo-blagochiniya
 
 

Материалов практически нет , только та фотография .
Воспоминания о тех временах тяжёлые . Детство моей бабушки прошло в лишениях и гонениях . Прадед был человеком добрым , спокойным . Когда бабушка рассказывала о нём , то все воспоминания рассматривались через призму советского времени . Не могу оценивать жизнь в то время . Бабушка в возрасте 12 лет уехала в Киров к сестре отца , всю жизнь практически скрывала своё происхождение , в молодости стала вести партийную работу . Наверное у неё была какая-то обида на своих родителей , разочарованнось , потом , когда прадеда реабилитировали , у людей того времени как будто сняли пелену с глаз . Бабушка была растеряна , но счастлива от того , что её отец не преступник . Она ходила в КГБ читать дело , приговор , потом взяла единственную фотографию и пошла в редакцию Епархиального Вестника , там напечатали статью .
Прадед обладал хорошим голосом , в молодости в Усть-Чепце руководил церковным хором . Любил рыбачить и разводил пчёл .
Когда в детстве спрашивала бабушку о её родителях , особенно об отце , её глаза наполнялись слезами и страхом . Её сестра вообще своим детям и внукам ничего не говорила никогда .
Конечно , у бабушки была обида ещё и на жителей Ильинского , которые всё у них отобрали . Эти психологические проблемы сохранились до самой её смерти .
Когда я спрашивала о том , не хочет ли она поехать посмотреть на место жительства своей семьи , в Ильинское , она резко отвечала "нет" . А я там была наверное в 2002 году .

Уважаемый В.И.Сычов! Недавно мы, группа краеведов из Удмуртии, побывали в Ильинском (здесь похоронены предки одного из нас). Большое впечатление получили от осмотра церкви. Интересно, какой архитектор ее строил, как называется этот стиль? Получается, что храм строили 30 лет? Какова высота колокольни? Жду ответа на адрес day8855@mail.ru

Анатолий, я не большой специалист в архитектуре, в истории большинства церквей отсутствует информация об архитекторах. Предполагаю, что проект составил губернский архитектор Филимон Росляков, именно он до 1806 г. занимал эту должность. Даже позднее могли строить по проектам из его альбомов. Архитектурный стиль, судя по времени постройки основного храма и по явным внешним признакам (треугольные фронтоны, колонны и т.п.) - классицизм.

Сельские храмы в 19 веке не только в Ильинском, строили частями, колокольня, судя по отличительным особенностям, построена в другое время. Потом колокольню соединяли с главным храмом, поэтому и такой длительный период строительства.

Благодарю за ответ! Мне уже Целоусова ответила и в Интернете я некоторые сведению посмотрел. Просто Вятский край знаменит архитектором Чарушиным, вот я и гадал, нет ли тут его вклада. Но он работал в конце 19-го-начале 20 века. Может знаете высоту колокольни?

Не знаю, иначе бы конечно написал. В статье выше я писал, что в 1947 и 1950 гг. Бельский райисполком утверждал, что колокольня в аварийном состоянии, грозит обрушением, просил разрешения разобрать на кирпич для Балахнинской МТС. Балахнинская МТС давно канула в Лету, а колокольня все стоит...

Об архитектурных особенностях церкви почитайте здесь:

https://rodnaya-vyatka.ru/places/92242

Мы готовим дополнительный материал по истории села. Эту работу проводит Катаева Ольга Юрьевна учитель русского языка и литературы, заместитель диектора по воспитательной работе школы п. Фаленки. Училась в Ильинской школе. Её родители коренные жители села и сейчас проживают там.

Будем рады любым краеведческим материалам об этом селе и её жителях.

О сегодняшнем дне села Ильинское читайте в статье Любовь Проценко, корреспондента газеты "Сельский маяк"

Найдены данные о высоте храма.

Высота колокольни до вершины креста - 41,4 метра,

Высота храма - 30,3 метра.

Источник информации: Инвентаризационный паспорт памятника истории и культуры от 05.08.1992 г. /копия, хранится в Фалёнской центральной библиотеке.

Разыскала и прислала Катаева О.Ю.

О размерах храма можно так же прочитать в Страховой оценке церкви за 1910 год: https://www.falenki.ru/blog/cerkovnye-postroyki-v-sele-ilinskom-v-1910-i-1915-godah

Фотографии церкви, о которых идёт речь в статье В.И.Сычева (ГАКО, Ф. Р-2169, оп.44, д.90)

Фотография церкви, хранящаяся в Фаленском краеведческом музее (на обратной стороне - надпись "с. Ильинское 1970 г., май. Фото А.Н.Агалакова)