Строительство Пермь-Котлаской железной дороги.
В 1869 году возник первый проект постройки железной дороги от Перми через Вятку на Котлас. Она должна была открыть путь излишкам сибирского хлеба, масла, мяса, кожи и уральскому металлу, а так же выход к судоходной Северной Двине.
Но этот проект вскоре был забыт и покоился в сейфах 25 лет. Только в 1893 году вятский губернатор очень робко в докладной записке, посланной через министра Витте, напомнил царю о необходимости для Вятской Губернии строительства дороги. 13 мая 1894 года царь распорядился дать из казны 93 тыс. рублей на проведение изыскательных работ. 20 июля 1984 года газета «Вятские губернские ведомости» сообщает, что в г. Вятку прибыли работники по изысканию трассы Пермь- Котлаской дороги.
18-20 июня 1895 года было приказано Вятскому и Нолинскому исправникам выделить по 12 лошадей инженерам, выезжавшим из Вятки в село Ухтым Глазовского уезда. Поездка была связана с тем, что это село должно было после Балезино стать главной деповской станцией на пути в Вятку. Линия строительства от с. Балезино отклонилась на Юго-запад, выходила на Унинскую волость, дальше шла на Ухтым. Этот вариант предусматривал проведение линии дороги по водоразделу рек, впадающий в Чепцу (Святица, Коса, Бальшая и Малая Кордяги) и рек, текущих на юг, в сторону р. Вятки. Имелось в виду, что здесь твердый грунт и меньше потребуется мостков. У проекторов был и второй возможный путь прокладки дороги, более короткий – по пойме р. Чепцы. Но они его избегали, т.к. пролегал он по сильно заболоченным местам. Как бы то не было, но уже в марте 1996 года принимается решение провести вновь изыскательные работы по долине р. Чепцы, через Глазов, летом они проводятся, а 27 ноября 1896 года утверждается направление железной дороги на Вятку.
Строительством Пермь-Котласской ж/д руководил инженер Быховцев Игнатий Николаевич. Вся дорога была разбита на 9 участков. Строительством линии по Фаленскому району занимался – ый участок. Длинна его 83,551 вертсты. Участок доги распологался на Коссинской Фабрике Рязановых Слободского уезда. Начальником был инженер Маркус Андрей Иванович, начальниками дистанций – инженер механик Шойгам Ефим Севастьянович и коллежский секретарь Федоров Николай Александрович.
По настоящему работы на Чепецкой трассе развернулись только в 1897 году. Раньше всех готовым к движению поездов оказался 200- верстовый участок между Вяткой и Глазовым. 21 октября 1898 года на этом участке проследовал первый состав. По временному расписанию поезда ходили один раз в неделю. 200 верст поезд шел 12 часов со средней скоростью 16,5 версты в час. 13 января 1899 года была сдана в эксплуатацию ж/д Пермь-Вятка. Поезд проходил это расстояние 30 часов. Дорога обошлась государству в 36 мл. рублей.
К этому времени к нашей ст Фаленки из Уней перевезли вокзал и некоторые постройки. По воспоминаниям старожилов, когда прошел первый поезд, крыша вокзала еще не была полностью достроена, но жители д. Дрозды и Фаленки уже спорили о том, как же назвать станцию, т.к. под будущий поселок землю арендовали у дроздовских крестьян.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Комментарии
Просьба помочь найти данные про инженера Александра Маркуса
Уважаемый автор заметки, Сергей Шуляков!
Мой прадед Александр Маркус - по семейным преданиям - работал инженером на строительстве Пермь-Котласской железной дороги. В Вашем тексте говорится о некоем "Андрее Ивановиче".
Можете ли Вы уточнить - из какого источника взяты Ваши данные и как далее можно искать сведения о строителях этой дороги, в том числе о моём прадеде?
С уважением - Сергей Маркус, Москва (мой емейл m5m2@yandex.ru)
Буду очень признателен, если сможете помочь в восстановлении исторической памяти нашего рода!