Размер шрифта:
Цвета сайта

В свои 90 она по-прежнему твердая, непоколебимая - Анна Николаевна Лащикова

27 октября отметила свое 90-летие жительница села Талица Анна Николаевна Лащикова. В свой день рождения она не осталась без внимания и подарков. Получила поздравительные открытки от лица Президента РФ и Губернатора области, услышала теплые слова в свой адрес от представителей местной власти, совета ветеранов, общества инвалидов и бывших коллег по работе. А главное, что так важно для пожилого человека, тем более для инвалида, она всегда окружена вниманием и заботой родных людей.

Закаленная жизнью, привыкшая надеяться только на себя, Анна Николаевна в свои 90 по-прежнему осталась твердой, непоколебимой, про таких говорят: несговорчивая, с характером.

А. Н. Лащикова – уроженка деревни Шельманы Паньшонского с/округа. Была средним ребенком в обычной крестьянской семье, где было трое детей. Детство прошло в суровые довоенные годы: коллективизация, оговоры, суды, ссылки – страшное время. Беда коснулась и их семьи. В сороковом году отца арестовали, осудили на год. Домой он так и не вернулся, следы затерялись, а позднее из тюрьмы пришла похоронка. Второе страшное известие семья получила уже с фронта, на брата.

Сызмальства Анюта познала голод, холод, нужду – все отразилось на здоровье. В три года девочка заболела полиомиелитом, последствием недуга стала инвалидность, искривились стопы ног. Несмотря на недуг, девочка, окончив четырехлетнюю школу, пошла на колхозные работы, как и многие ее сверстники. Трудилась, куда пошлют, но сильные боли в суставах часто и сильно беспокоили.

Повзрослевшую Анну определили заведовать деревенской мельницей, а в сентябре 1942 года девушка устроилась ученицей в швейную мастерскую села Талица. Взяли не сразу, в артели работали только инвалиды, поэтому пришлось пройти медицинское освидетельствование в Унях. Тридцать километров туда и тридцать обратно она преодолела пешком, претерпевая боль. Лошадь не дали, все животные были при деле.

Шельманские бабы переживали, как обустроилась Анечка на новом месте, специально приходили в Талицу ее наведать. После своим деревенским докладывали: «Неплохо устроилась, на работе сухо и тепло».

В пошивочном цехе работало человек десять. Шили одежду по индивидуальным заказам селян на ручных машинках, гладили утюгом с углями, позднее перешли на швейные машинки с электроприводом. Так швейное дело стало для Анны занятием всей  жизни.

Шли годы. Младшая сестра окончила школу и уехала в город, подружки повыходили замуж и нарожали детишек, только в жизни Анюты ничего не менялось. Родительницу сильно беспокоило: время уходит, а дочка все в девках сидит, уж четвертый десяток разменяла, и ведь не уродина какая – симпатичная. Молитвы матери, похоже, были услышаны. В жизни девушки появился Семен. Он был немой, но хорош собою: статный, красивый. Вскоре родилась маленькая дочурка Капа.

«Жизнь пролетела и не заметила, – откровенничает со мной Анна Николаевна, – муж давно уж как почил, и подружки мои, две Раи, тоже ушли в мир иной, а я вот задержалась. На житье не жалуюсь. Если бы плохо жила, пропала бы давно. Все хорошо. Живу с дочкой, зять очень хороший, меня не обижает, с кровати не сбрасывает (смеется), сижу, словно кум королю, ничего не делаю».

По поводу безделья наша героиня немного лукавит, ее руки не могут жить без работы. В своей маленькой теплой комнатке она и сейчас часто сидит за прялкой, либо вяжет крючком круглые половички, обходясь без очков.

– Зрение уж не то, как ране. Правый глаз совсем плохо видит, одно ухо плохо слышит, – констатирует бабушка, перебирая стопку старых фотографий, время от времени давая посмотреть тот или иной снимок мне, комментируя, кто запечатлен.

– Часто пересматриваете?

– Нет. Больше телевизор смотрю, старые и военные фильмы, где наше время показывают. Из артистов нравится Николай Рыбников, Василий Лановой. Президента Путина люблю послушать.

– Анна Николаевна, в чем секрет долголетия?

– Не знаю, – пожимает она плечами, – видать, кому сколь отмеряно.

– Мама никогда никого не винит, не обижается, не ноет и в свои девяносто сохранила бодрость духа, – вступила в разговор дочка Капитолина Семеновна. – Она привыкла планировать каждый день, рассчитывать свои силы и возможности. Мы жили не богато, родительская зарплата – не разбежишься. Держали кроликов, уток, огород. Рано утром, до работы, мама пряла, вязала на продажу. На скопленные деньги купили домик на берегу реки. И меня она с малолетства приучала к труду, контролировала, говорила так: «Делай дело, а не мели толами». С мамой бесполезно спорить и уж тем более в чем-то переубеждать. У нее на все свое мнение, с которым надо считаться. Иной раз мне бывает с ней трудно, но все же мы стараемся ладить друг с другом.

90 лет! Не каждому суждено встретить столь почтенный возраст. И что приятно, в семье, где чувствуешь себя защищенной, где считаются с твоим мнением, а значит, любят и уважают.

Анна Николаевна, здоровья Вам крепкого и жизнелюбия! Пусть каждый день дарит радость, а близкие люди радуют своей заботой и вниманием.

Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика