Татьяна Вениаминовна Смольникова, директор Николаевской школы
Секрет её притягательности – простота и откровенность
«Доброжелательная, отзывчивая, активная, динамичная, –перечисляла качества Татьяна Вениаминовна Смольникова, директор Николаевской школы, пытаясь охарактеризовать свою коллегу, – разносторонняя, интересная, увлекающаяся и других старается увлечь, –не унималась она. – Всю свою жизнь посвятила нашей школе. В селе ее очень уважают. А нынче у нее юбилейный день рождения. О таком человеке обязательно надо написать».
И как тут не вспомнишь житейскую мудрость «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они к тебе относились». Жизнь нашей героини, как нельзя лучше подтверждает эту истину. Судьба не раз испытывала ее на прочность, но она не обозлилась, не пала духом. Напротив, с возрастом стала мудрее, терпимее, а главное – не перестала любить жизнь со всеми ее черными и белыми полосами, разве что ценить стала больше минуты счастья. А человека благодарного судьба всегда вознаграждает. Вот и на этот раз внимание педагогического коллектива - немаловажное явление благодарности. Все же мелочами светлыми наша жизнь полна!
Татьяна Николаевна Мильчакова – сегодняшняя гостья газеты «Сельский Маяк».
– Татьяна Николаевна, расскажите о родителях, о своем детстве.
– Родилась я очень хилой, болезненной, весом всего 1700 гр. в обычной крестьянской семье, состоящей из трех детишек, родителей и старенькой бабушки, 29 марта 1958 года. Мама была простой рабочей в колхозе, а отец всю свою жизнь занимал в хозяйстве руководящие посты. Бабушка была очень интересным человеком. Она часто рассказывала забавные страшилки, которые малыши и даже взрослые любили слушать по вечерам. Умела заговаривать болячки, много знала о травах, словом, была деревенской знахаркой. Летом вместе с ней, а иногда и одни, без взрослых, мы ходили в лес по грибы и ягоды, делая запасы на зиму. Наша маленькая деревушка Бузмаковская находилась на реке Кама, в жару вся деревенская ребятня паслась там: купались, рыбачили. Я даже не помню, когда научилась плавать, очень рано. Жили дружно, весело, не обращали внимания на всякие неудобства. У нас тогда даже электричества не было, уроки учили при керосиновой лампе, в школу ходили за 4 км в соседнее село, так как наша была четырехклассная. А все равно хорошо было, никто не жаловался.
– Какую роль сыграла семья в выборе профессии? Когда решили стать учителем?
– Я очень благодарна учителю физкультуры Георгию Гавриловичу Харину, светлая ему память, который пробудил во мне дух соперничества (в хорошем смысле) – я увлеклась спортом. Физические занятия на уроках, тренировках поправили мое слабое здоровье. Уже в шестом классе я решила стать учителем физкультуры, родителям моим осталось принять это, как факт. Они, впрочем, и не отговаривали меня. После восьми классов я поступила в Халтуринское педагогическое училище на спортивное отделение.
– В наш, Фалёнский район, наверняка по распределению попали.
– Именно. Не скрою, это было моей мечтой в то время. От знакомой девочки я узнала, что в с. Николаево школа переехала в новенькое здание, и в очереди по распределению места работы я была первая, но боялась, что опередят. Так в 1976 году я переступила порог этой школы, ставшей для меня родной. Помню, когда приехала домой и рассказала о школе, какая она красивая да ухоженная, а мой спортзал отвечает всем требуемым стандартам, многие были поражены, что так хорошо может быть. Наша была старенькой, а спортзал, вообще, находился в церкви.
– Как вас принял коллектив учителей, дети?
– В первый день на работу я пришла при полном параде: яркий макияж, распушенные белые волосы и брюки-клеш, сейчас бы сказала: индеец, вышедший на тропу войны. Строгий директор Котельников мое явление, по-моему, так и воспринял - он сразу оценил мой внешний вид «по достоинству». Впоследствии имидж пришлось поменять. С детьми я как-то сразу нашла общий язык. Мы понравились друг другу. Старшеклассники были моложе меня на 2-3 года, несмотря на такую незначительную разницу, относились ко мне уважительно.
– Насколько я знаю, у Вас высшее историческое образование и большой опыт работы директором, ни много ни мало, а 19 лет. Почему вдруг решили оставить этот пост?
-В 1981 году я поступила в Кировский пединститут на заочное отделение, выбрав исторический факультет. Почему исторический? В школе нравилось три предмета: на первом месте –физкультура, дальше – литература и, соответственно, на третьем – история. На учителя физкультуры я уже выучилась, по логике должна была выбрать филологический факультет, но я, к своему стыду, не люблю русский язык (как предмет), поэтому и выбрала историю.
С 1987 по 2006 год была бессменным директором школы. Жизнь на фоне постоянного напряжения, вызванного ответственностью, а в последние годы моей работы безденежья, дала о себе знать. Появились усталость, болячки. По-современному это, кажется, называется синдромом эмоционального выгорания. Считаю, что с директорства ушла вовремя. Тем более, что подготовила достойного кандидата на пост директора школы в лице Татьяны Вениаминовны Смольниковой, которая ранее выполняла функции завуча и была моей правой рукой. Коллектив учителей и техперсонала, дружный и работоспособный, тоже сформировался при моем непосредственном участии. У нас в коллективе доброжелательная атмосфера, никто никого не подсиживает, напротив, всегда помогаем друг другу. Настоящая дружная школьная семья! Я их всех очень люблю.
– Сегодня совсем маленькие по наполняемости классы, наверное, скучаете по прошлым временам, когда школа гудела, как улей, от ребячьих голосов.
– Скучать некогда, у меня есть о чем думать и чем заниматься сегодня. Конечно, жаль, что детишек мало, и школу может постичь участь закрытия. Но жизнь не стоит на месте, она всегда движется. Вот и приходится идти в ногу со временем. У нас сегодня новые ученики, их не так много, но задача обучения остается та же. Они так же, как и дети предыдущих лет, требуют и внимания, и времени, и любви, да пожалуй, побольше. Теперешние детки свободнее, раскованнее, встречаются, не в обиду будет сказано, и рафинированные. Это совсем не значит, что они плохие, просто и время другое, и запросы у них тоже другие. Тем сложнее нам, учителям, ведь нормы морали и нравственности никто не отменял. Существуют законы, которые никому не позволено переступать в каком бы ты времени и обществе не жил. Обо всем этом мы и рассуждаем с ребятами на моих уроках обществознания. Я очень люблю этот предмет, как, впрочем, и дети, которые ежегодно занимают призовые места на районной олимпиаде. Обществознание и историю выпускники выбирают в качестве экзаменационных предметов в школе, некоторые поступают в учебные заведения на юридические отделения. Это доказывает, что труд мой не напрасен: ученики любят и знают мои предметы. Я очень довольна.
Мои выпускники часто навещают школу. Через каждые пять лет проходят памятные встречи. Нынче моим самым первым выпускникам исполнилось 46-47 лет, представляете! У многих уже родители умерли, я для них сейчас мама. Они и не скрывают это, относятся ко мне с теплотой, нежностью. При каждой встрече получаю от них огромный заряд любви.
– Не жалеете, что остались в селе? Расскажите о своих интересах, о том, чем любите заниматься в свободное от работы время.
– Я – сельский житель, весь уклад деревенской жизни мне близок по духу, в городе могу просуществовать не более одного дня. Нравятся красивые, ухоженные деревенские домики с цветниками, я не принимаю бесхозность некоторых жителей – запущенность придомовых территорий. Свое село люблю, люди у нас хорошие.
Касаясь интересов, стыдно признаться: сейчас сижу с вами разговариваю, а на уме совершенно другое. Я себя уже вижу на реке у лунки, с удочкой в руках и с приличным уловом. Я не шучу, это моя болезнь, новое хобби – рыбалка. Пока я – дилетант, но мечтаю стать настоящим рыболовом. Кстати, у нас в Николаеве многие женщины увлечены этим занятием. Приезжайте весной и летом к нам на пруд – увидите. Есть целые семьи рыболовов. Что далеко ходить – моя семья, например. У нас у каждого есть свои личные рыболовные снасти: и у мужа, и у обеих дочерей, и у зятьев. Я дочке на день рождения удочку подарила, она была на небесах от счастья.
Все мои интересы, благодаря моей бабушке-долгожительнице (она умерла в 90 лет), связаны с природой. Люблю лес, в любое время года. Что может быть лучше, чем зимой побродить по заснеженной опушке на лыжах, покататься с горки. А в летний зной спрятаться под кронами деревьев в поисках грибов и ягод. А воздух какой чудесный!
Обожаю цветы и даже затрудняюсь сказать, какие больше нравятся, все люблю. У меня дома большая клумба, на которой ежегодно вместе с уже полюбившимися цветами из любопытства стараюсь посеять какой-то новый сорт.
– Вы счастливый человек?
– Счастье – это вовсе не значит обладать чем-то, хотя и это немаловажно, но главное – это внутреннее состояние человека. Если на минутку представить, что у тебя отняли то, что имеешь, становиться как-то не по себе. Сразу больше начинаешь ценить все, что тебя окружает, что имеешь. Вот и я счастлива от того, что есть работа, теплый уютный дом, любимый мужчина, дети, друзья, соседи. К тому же, как это здорово, когда с мужем общие интересы. Мы с ним все делаем вместе. Бывают, конечно, ссоры, но мы все живые люди, этого не избежать. Главное - на всё смотреть философски. Когда мне плохо, я обычно себе говорю: «Все пройдёт. Пройдет и это!» – и сразу легче становится, живешь с надеждой на лучшее. Наверное, я просто оптимист. Часто своими мыслями и женскими секретами я делюсь со своей подружкой, совершая вечерний променад при хорошей погоде, ставший для нас двоих уже традиционным. Как хорошо, когда есть с кем поделиться своими мыслями.
Скоро на пенсию, а я нисколько не унываю. Жизнь только начинается! Впереди столько свободного времени, используй его, как тебе угодно. Разве не здорово?! Я так давно об этом мечтала. В школе я чувствую себя нужной и понимаю, что есть от меня польза, поэтому хочу еще поработать, но уходить надо вовремя.
– Татьяна Николаевна, с днем рождения! Оставайтесь такой же жизнелюбивой, искренней, откровенной. Счастья Вам!
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии