Размер шрифта:
Цвета сайта

Свидетель Великой войны.

Осторожно открываю первую страницу… «12 марта 1944 г. Кировская область, Фалёнский район, село Низево. Абатуровой Софии Алексеевне (мать)». И подпись: Абатуров.

Так я начинала читать дневник Павла Степановича Абатурова, моего земляка, прошедшего Великую Отечественную войну. Это было моим краеведческим заданием - собрать всю имеющуюся о нём информацию и выступить с докладом на конференции. После войны Павел Степанович преподавал в нашей школе физику, поэтому материала для исследования было много: фотографии, рассказы учеников - они любили его за строгость и справедливость. Но было и нечто особенное, что меня взволновало, удивило… Я, словно артефакт, держала в руках пожелтевший блокнот, в котором Павел Степанович с марта 43-го вел  дневник. Он адресовал его матери. Наверное, на тот случай, если сам вернуться не сможет…

Как же точно блокнот олицетворяет свою эпоху! На мутно-зеленой обложке - агитационная картинка с серпом и молотом - «Бей фашистского гада», а вверху большими буквами - «В день XXV годовщины рабоче-крестьянской Красной Армии – Большевистский привет бойцам фронта». Уголки страниц истрепаны временем, выцветшая бумага уже мягкая на ощупь… И всё же трудно поверить, что с этим блокнотом Павел Степанович прошел войну, что в нем, в свободные минуты, описывал свою тяжелую фронтовую жизнь.

Но так и было. По записям Павла Степановича сразу видно, что он образованный и начитанный человек. Свои мысли он излагает просто и понятно, поэтому единственной проблемой при разборе записей, было то, что половина из них сделана карандашом, и некоторые слова стёрлись. Но из того, что смогла разобрать, я узнала: Павел Степанович служил в 325 стрелковой Двинской Красноармейской дивизиии занимался химической подготовкой личного состава. К работе подходил ответственно. В нужную минуту проявлял небывалую храбрость: в одном затяжном, трудном бою самостоятельно принял командование ротой (об этом я узнала уже в Интернете), за что был награжден Орденом Красной Звезды.

Павел Степанович описывает не только военные действия. Очень реалистично представляется сама фронтовая жизнь, так сказать, военный быт. Где-то по-доброму улыбнешься, а где-то… Слова путаются с чувствами, и всё сливается в одни только ощущения. Ощущения, что уже не автор записей, а ты находишься на фронте: землянка, боевые товарищи, и командир-капитан Осипенко-гордость полка.

Самая любимая запись - январь 1945. «Новый год встретили с товарищами в землянке по-фронтовому хорошо и весело»… И сразу представляется тёплая землянка и та самая фронтовая дружба, о которой поётся в песнях.

 Но следующие страницы снова возвращают в суровые военные будни, леденят душу: «16 февраля 45-го. Стоим на старом месте.  Идут сильные артиллерийские бои. Часто делаем разведку боем, результаты неплохие. Сегодня противник выкатил 2 «Фердинанда» на прямую наводку, дал  снаряды и точно (видимо, обнаружил). Ранен мой друг - капитан Веневцев. Ранение тяжелое. За время боев  выбыло 3 командира дивизиона. Устроились здесь неважно, место очень сырое – болото. Землянки строить трудно, вода».

 В наше время трудно представить, примерить на себя все те беды, обрушившиеся на людей в Великую Отечественную войну. Но при чтении дневника Павла Степановича, образы той эпохи всё ярче предстают пред глазам. И я задалась вопросом. Как люди выживали, боролись? Где находили силы для этой борьбы? И я нашла ответ на последней странице блокнота… 39 пословиц и поговорок, аккуратно обведенных ручкой: «Где горе, там и радость», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Бояться несчастья - счастья не видать»…

 Блокнот Павла Степановича я не забуду никогда. Благодаря  этим записям  я по-новому взглянула на события Великой Отечественной войны. Теперь для меня это не просто глава истории России. Это – личная история каждого бойца, каждого мирного жителя той эпохи.

 Но есть люди, для которых этот блокнот просто бесценен. Это семья Павла Степановича. Они бесконечно счастливые люди, ведь об их отце, дедушке, осталось так много сведений!

 А ведь поначалу, это был простой блокнот, один из 12000 экземпляров. Но Павел Степанович, доверив бумаге свои мысли, превратил его в безмолвного свидетеля эпохи.  А сколько в мире таких свидетелей? Открыток, писем, фотографий, которые, как живая история, хранят память о человеке, которому принадлежали? Наверное, миллионы. Наш долг - хранить их, читать, анализировать. Ведь они, как блокнот Павла Степановича - частицы настоящей, непридуманной истории.

И пока каждая семья будет помнить свою историю, история России будет оставаться столь же Великой.

   Мария Черанёва.

 

Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика