Столетний юбилей Татьяны Фёдоровны
-Ко мне? Ой, минуточку. Только принаряжусь.
Вскоре навстречу мне выходит героиня моего рассказа Татьяна Фёдоровна Тихомирова, которая вчера, 10 января, отметила знаменательный юбилей — столетие со дня рождения.
Татьяна Фёдоровна, поправляя на себе одежду, произносит, словно извиняясь:
-Сарафан-то на мне ладно сидел, а теперь вот с плеча спадает. Видно, похудела. Да ведь годы-то мои какие. Век прожила.
-А здоровье-то ваше как? - в первую очередь спрашиваю свою собеседницу.
-Да ничего, только худовато слышу, да зубов нет, с протезами хожу. Верхний вот надо заменить, уронила тут, так кусочек отломила. Надо бы в Киров ехать. Правда, сил меньше стало. Минувшей осенью уж и картошку не помогала копать.
-Да она ещё год назад в огороде вовсю лопатой орудовала. А в 90 лет бабушка шутя дрова колола. Попробуй, останови её. Эту работу она считала пустяшной для себя, — вмешался в разговор внучатый племянник, Александр, в семье которого вот уже одиннадцать лет живёт Татьяна Фёдоровна.
Заинтересовала меня её фамилия — Тихомирова, не здешняя она, не вятская. Так и оказалось, родом Татьяна Фёдоровна из Ленинградской области. Но родные места пришлось оставить из-за проклятой войны. Многих ленинградцев тогда приютила вятская земля. Татьяна Фёдоровна вместе с матерью и тремя сёстрами оказались в Филейке. В то время за плечами молодой женщины была трудармия. До сих пор она помнит, как рыли окопы, как женщины прятались от налётов немецких самолётов, с которых сбрасывали бомбы, листовки. Помнит даже, что было написано в листовках.
Видимо, на роду было написано Татьяне Фёдоровне, что жизнь свою коротать придётся одной, без мужа, которого проводила на фронт в начале войны. В 1943 году приехал он в Филейку после тяжёлого ранения и вскоре умер, оставив на память о себе сына.
Старушка поспешила в свою комнату и возвратилась с фотографиями: своей и мужа. Что тут скажешь: молодые, красивые. На фотографии Татьяны особо бросаются в глаза её богатые волосы. У неё и сейчас они хороши. Но чтобы легче было управляться, подстрижены коротко. Показала она мне также две льняные скатерти, которые своими руками выткала ещё в девичестве.
Так и жила Татьяна Фёдоровна в Филейке, работала в колхозе свинаркой, не жалея своих сил и времени. Растила сына, который в 14 лет уехал в Пермь, а потом целину поднимать. Сейчас живёт в Саратовской области. Татьяна Фёдоровна не раз в гости к нему ездила и рассказала, как у внука там на свадьбе гуляла.
-Бабушка у нас всегда оптимисткой была, никогда духом не падала и умела делать всё. Она ведь даже сама дом себе выстроила, только поднимать его нанимала деревенских мужиков, - говорит Александр.
-Помню, порой бабы сидят вечером на скамеечке и меня зовут, мол, Татьяна, отдохни хоть маленько. А когда мне сидеть-то с ними, работы полно. Ведь дом-то когда строила, все брёвнышки своими руками срубила и ошкурила.
Не хотелось Татьяне Фёдоровне ехать в Леваны. Но никого из родных в Филейке не осталось. Да и возраст своё берёт. Хотя, приехав жить к Александру, помогала нянчить правнука, который как раз в ту пору родился.
На свою жизнь Татьяна Фёдоровна не жалуется, для неё все хорошо и ладно. Хотя, справедливо ли то, что она даже не считается вдовой фронтовика. На все её запросы был один ответ: ранен не в бою, а по дороге на фронт. Оказались уничтожены и документы, которые подтверждали бы её трудовую деятельность в Ленинградской области. Соответственно и пенсия у Татьяны Фёдоровны невелика. Так что она вдвойне благодарна Александру и его жене Екатерине, которые взяли на себя заботу о ней.
На прощанье Татьяна Фёдоровна сказала:
-А я ведь умирать-то не собираюсь. Мне ещё пожить охота.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии