Соловьёвский талисман - Лебедева Валентина Зиновьевна
Восемьдесят лет прошло, а деревня довоенная, где выросла Валентина Зиновьевна, до сих пор снится. Малая родина, отчий дом, родительский кров, деревенька деревянная дальняя – никакими песенными словами не передать чувства любви к своему пригорку, на котором стояло восемь домов деревни Осиновцы Рябовского сельсовета.
Недалеко проходил Екатерининский тракт, вдоль которого росли старые берёзы. А чуть в стороне, по склону, дорожка вела к речке Осиновке, где вода даже в жару была студёная: бил ключевинник. Детские воспоминания самые яркие: вот отца проводили в трудармию на долгих четыре года, работал он на металлургическом заводе в Омутнинске. Вроде и недалеко, а рядом-то нет, маме одной приходилось пятерых детишек кормить. Все дети войны знают, что это такое, испытали на себе. 1945 год ей запомнился поступлением в первый класс. Школа была в соседних Сюрнах: большая изба с резными наличниками и тесовой крышей. На учительницу Галину Кузьмовну Конышеву смотрела Валя с восхищением, старалась всё запоминать и выполнять задания, а сама сразу решила: «Буду такой же, как она!» На большой перемене учительница отпускала детей домой поесть на огороде морковку, репку. Звонки почему-то не подавали, а в окно крикнет: «На урок!», и все снова собираются. Два года ходила с ребятами в Сюрны, хотя было и опасно: волки разбойничали в округе. В Сергинцах мальчика утащили, в Шавырёнках – девочку, а в их деревне жеребёнка Кудрю съели. Потом пришлось и в Вогульцах поучиться, жить на квартире. Ребят в деревнях было много, и вот открыли в Сюрнах семилетку. Ходили туда школьники из Осиновцев, Кутаёнок, Сергинцев, Говорёнок, Плюсней, Королей, Харитоновцев, Филимоновцев, Рябей (как красивы названия деревень!) Дальние жили прямо в школе, в классе. Родители сколотили настилы, которые укладывали к ночи на парту, так и спали. С ними ночевала школьная техничка Маруся, варила на печке немудрёную еду, сами пекли картошку. Утром постельку в чулан, и – за уроки. В выходной день бежали в свои родные Осиновцы. Там тоже было интересно. В деревне располагался «Вятлаг», сосланные жили в большом доме, рубили лес. Кормили их плохо, женщины деревни подкармливали, а Валина мама обменяла у них продукты на трусы и майки. Они показывали кино, а это ребятам казалось чудом. По вечерам пели песни, ставили концерты. Жена начальника Миллера запомнилась тем, что не носила платок, делала красивую причёску валиком. К Новому году они поставили пьесу по Пушкину «Цыгане». Деревенских ребятишек нарядили цыганятами. Над каждым окном сделали гирлянды из пихты и цветов.
Так прошло детство. Кончила семь классов на «пятёрки» и поехала воплощать свою мечту в реальность. В Глазове приняли в педучилище по аттестату, и через четыре года госэкзамены сдала тоже хорошо. В 1956 году приехала в Фалёнки. Заведующий РОНО Молоков предложил два места: Полом и Соловьи. Которое к дому ближе? Соловьи? Вот туда и согласилась ехать!
Деревня Валентине понравилась, была она большая, располагалась буквой «Г». Здесь работала школа-семилетка, в которой было 80 учеников и 8 учителей. Директорствовал бывший лётчик-фронтовик Злобин Николай Петрович. До этого он руководил детским домом в селе Белая. У них с женой Евгенией Антоновной было трое детей. Он построил мастерскую, привёз станки. Дети учились мастерить, разводили кроликов. Но в 1960 году семилетку закрыли, старших детей (а это пятьдесят человек) стали учить в Белой, жили они в интернате. Возили ребят на тракторе, иногда в два приёма. Пока едут – все песни перепоют, соловьёвские всегда были голосистые.
Приняли молодого специалиста радушно, опытные учителя помогали во всём. Первое время неоценимы были советы Марии Даниловны Злобиной. Учили по два класса. Двухэтажное 24-оконное кирпичное здание школы было построено жителем деревни Соловьёвым. Деревня была третьим отделением большого совхоза «Бельский», строились жилые дома, фермы, сушилки, провели водопровод. Был свой медпункт, клуб, магазин, детский сад – жизнь кипела ключом. Молодым хватало задора после работы и в поле помогать, и общественной жизнью заниматься. Вскоре нашла она и свою вторую половину, вышла замуж, стала Лебедевой.
В 1965 году Валентина стала заведующей Соловьёвской начальной школы. Более полувека прошло, а до сих пор помнит всех своих учеников, с ходу говорит, в каком году, сколько и как учились ребята. С 1973 года стала работать одна. Всё успевала: и на работе, и домашнее хозяйство вести, ведь муж - тракторист, дома появлялся только к вечеру. Но помогали дети, все четверо выросли на радость родителям умными, послушными, трудолюбивыми.
Народ уезжал из Соловьёв, в 1992 году было только четыре ученика. Вот Лебедевым пришлось покидать родные места. Как ни оттягивали они свой переезд, но в конце девяносто шестого года не стала работать водокачка, пришлось переселиться в Белую.
Двадцать лет прошло с тех пор. Много воды утекло. Нет уже любимого Василия Дмитриевича, перенесла гибель сына Саши. Дети живут своими семьями. Уже десять внуков и шесть правнуков у Валентины Зиновьевны, в доме всюду их портреты. Поговорит с ними – и веселее… Конечно, дети приезжают, к себе зовут, но трудно решиться оставить свой дом, свою родину. Да и к кому приедут бывшие ученики? Ведь она сейчас – связующее звено между ними и незабываемыми Соловьями. Она и журнал школьный хранит, где записала всех ребят по годам и классам. Следит за судьбой каждого, расскажет, покажет фотографии. Обычно на Троицу съезжаются многочисленные гости, стараются добраться до своей деревни, а сейчас туда «только самолётом можно долететь», на машине не проедешь: поля заросли, дорог нет.
В Белой уважают Валентину Зиновьевну. На улице Набережной живёт много пожилых женщин, все дружат, поддерживают друг друга. И, конечно, в день юбилея не забудут её поздравить. Примите же поздравления от всех односельчан. Живите долго, ведь вы так всем нужны!
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии