Рядовой Перевозчиков охранял Кабульский аэродром
Александр и его товарищи всегда были готовы к бою. Даже ночью в постели всегда рядом автомат с заряженным полностью магазином, а под кроватью ящики с гранатами.
Именно в ночное время приходилось вступать в бой с душманами. Днем, как правило, все спокойно. В это время в кишлаках жизнь шла своим чередом, где каждый занимался своим обыденным делом. С вершины горы, которая находилась на высоте 1929 метров над уровнем моря, солдатам третьей батареи хорошо было видно, что происходило вокруг.
Малаховский паренек ещё за полгода до призыва на армейскую службу догадывался, что служить ему доведется в Афганистане. Весной 1982 года Александр вместе с другими ребятами-допризывниками проходил учебу по линии военкомата в авиаспортклубе в Порошино, где готовили будущих десантников, учили прыгать с парашютом. Здесь и шли слухи об Афганистане. Осенью родные и друзья проводили Александра на службу.
Призывной пункт, затем Фергана. И уже отсюда группа солдат-новобранцев, в том числе и Александр, летят на самолёте в Кабул.
И вот он - рядовой артиллерийского дивизиона 103 воздушно-десантной дивизии. Задача артдивизиона — охранять аэродром, который находится в пяти километрах от города. Александра определили в третью батарею, которая занимала позицию на самой высокой точке одной из гор, окружающих охраняемый объект.
Начался отсчет армейской службы: через каждые шесть часов солдат на посту возле главного оружия батареи — зенитной установки (ЗУ-24) и так изо дня в день, из ночи в ночь все полтора года. Если начинался обстрел объекта (а это случалось часто), вся батарея поднималась по команде. С бронежилетами и касками солдаты практически не расставались. А на термометре порой зашкаливало за 50 градусов жары.
Конечно, все это мог выдержать физически крепкий человек. Александр оказался из таких.
-Да у нас вся батарея была подобрана из здоровых и крепкого телосложения парней, - рассказывает Александр. - Кстати, со мной служил Игорь Серебряков из Талицы. А климат там очень разнообразный. Днем невыносимая жара, а ночью холодно, да ещё ветер подует сильный. Конечно, нелегко было. Но армия есть армия. Через это должен пройти каждый молодой человек. Армия закаляет.
-А вы не боялись шальной пули?
-Да нет. Наша батарея занимала очень выгодную позицию. Но тем, кто находился у подножья горы, опасность угрожала постоянно.
Демобилизовался Александр за пять лет до вывода советских войск из Афганистана. Но, по-прежнему свежи воспоминания о том времени. Об этом напоминают и фотоснимки, которых немало хранится в армейском альбоме Александра Алексеевича. Он в ту пору увлекался фотографированием. Да разве можно забыть тех, с кем ни один пуд соли съел в этой чужой стране.
Помнится, как казарму для себя строили из камней, похожих на мрамор. Их возили с соседней горы. До этого жили в палатках, которые чуть ли не каждую ночь сдувало ветром. А как радовались, когда купили в духане, то есть в магазине, фонари «летучую мышь». Поначалу свое скромное жилище солдаты освещали коптилкой (соляркой, налитой в гильзу). Уж только в конце службы в их казарме засветилась лампочка Ильича, для которой ток вырабатывал генератор. И даже телевизор комбат привез.
Ну, а самый памятный день для Александра Алексеевича 23 октября 1984 года, когда самолет с демобилизованными солдатами поднялся с Кабульского аэродрома и взял курс на Родину.
Любовь ПРОЦЕНКО.
фото автора
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии