Репинский детский дом № 121
Детский дом № 121 находился в шести километрах от п. Фалёнки в дер. Репинцы Левановского сельского совета.
Во время войны директором детского дома была Баранова Анна Ивановна, которая затем стала работать сначала инспектором, потом заведущей РОНО. По материалам архива видим, что в 1946 году директором школы начал работать Веселков Василий Васильевич, с 1948 года Ситников Алексей Назарович, 1952г. – Заушницина Лидия Васильевна, 1953г. – Давыякина Раиса Ивановна.
Сколько точно детей, прибывших из Ленинграда, установить не удалось, но по данным архива (когда ребёнок уезжал из детского дома, составлялась бухгалтерская выписка на списание вещей, которые он взял с собой) составлен список из 85 фамилий детей.
В статье Соколовой Фаины Николаевны и в воспоминаниях Ситникова В.А. говорится, что в детский дом были эвакуированы дети работников Института физической культуры им. Лесгафта. Это дети были разного возраста: совсем малыши и подростки. Но это были физически выносливые, умные ребята.
Коллектив был небольшой: директор, воспитатели, пионервожатая, инструктор по труду, кружковод, завхоз, бухгалтер, медсестра, повар, подсобные рабочие (доярка, конюх). Персонал детского дома очень часто менялся. Воспитателями в разные годы (по данным районного архива) работали: Смольникова Мария Прокопьевна Овсянникова Анна Ивановна, Катаева Анастасия Петровна, Соболева Галина Кондратьевна, Шкляева Зоя Владимировна, Веселкова Анисия Васильевна, Леванова Валентина Ивановна, Лукиных Раиса Николаевна, Замятина Нелли Понтелеевна, Рудина Мария Дмитриевна, Ситникова Клавдия Герасимовна, Козырева Зинаида Владимировна. Инструктор по труду – Смердов Алексей Ефимович. Кружковод и по совместительству бухгалтер Смольников Степан Иванович. Медсестрой работала долгое время Пономарева Евдокия Александровна, а после расформирования Светицкого детского дома фельдшером стал работать Кропотин Иван Васильевич.
Здание детского дома было двухэтажное. Кроме этого были баня, овощехранилище, дровяник. Обустроена спортивная площадка: беговая дорожка, турники, «гигантские шаги».
Воспитатели и воспитанники занимались выращиванием зерновых, бобовых, картофеля, овощей. Например, по смете расходов и доходов за 1946 год было посажено: ячмень 5 га, горох 0,3 га, картофель 1 га, овощи 20 соток. Доходы от огородничества составили 25. 212 руб. Выращивали и домашних животных, было 2 коровы, поросенок, бычки, 1948 году появилась лошадь.
Воспитанники сами заготавливали дрова: мальчики и мужчины рубили, женщины и старшие девочки пилили пилой-двуручкой, остальные складывали в поленницы.
По смете 1949 года детскому дому в месяц разрешалось тратить 36. 900 руб., из них фонд заработной платы составлял 5. 800 руб.
В годы войны было тяжело: не хватало еды, школьного оборудования, одежды, учебников, но все жили дружно, помогали друг другу.
Изучали арифметику, письмо, неживую природу, чистописание, рисование, пение, физкультуру. Учебников хватало. Писали чернилами на газетах, книгах./ вспоминает Курков Василий Иванович.
После войны обеспечение детского дома намного улучшилось. Так, например, в 1946 году в библиотеке детдома было 279 экземпляров книг и учебников, таких как, «Хаджи Мурат», «Овод», «Гуттаперчевый мальчик», «Капитанская дочка», «Как вырастить цветы», история ВКП(б), букварь, родная речь, история СССР, география, сборник арифметических задач, алгебра и др. А уже в 1950 году только учебников в детдоме 400 штук.
В 1953 году детдом выписывает следующие издания: «Комсомольская правда», «Кировская правда», «Сталинское знамя», «Пионерская правда», «Комсомольское племя», «Дошкольное воспитание», «Мурзилка», «Блокнот агитатора». Появляются радио и телефон.
Материальная база становится богаче: появляются настольные детские игры (лото, конструкторы, домино, шахматы), музыкальные инструменты (балалайка, гитара, гармошка), спортивное оборудование (скакалки, гимнастические кольца, велосипеды, лыжи), удочки. Для обучения девочек домоводству были завезены две швейные машины, вязальные спицы и крючки. Детдом закупал сукно, шерсть, бязь, сукно.
Этим детям многое пришлось пережить. Их вывозили из блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера, на их глазах гибли родные. Конечно же, с этими детьми было работать нелегко, поэтому к детям подходили индивидуально.
«Дети отличались дисциплинированностью, аккуратностью. Учителя и воспитатели организовывали досуг воспитанников: кружки, художественная самодеятельность, спортивные игры, секции, фотокружок. Алексей Назарович был страстный фотограф, у него был трофейный немецкий фотоаппарат. Поэтому очень много сохранилось фотографий. Большое внимание уделялось спорту. Среди воспитанников много было спортсменов, гимнастов, акробатов. Многие имели значки БГТО (из воспоминаний Ситникова В.И.)
Из воспоминаний Смольниковой М.П.:« Работать было интересно. С детьми проводились занятия, ходили в походы в лес, на реку. Занимались художественной самодеятельностью: ходили выступать по колхозам, ставили концерты в п. Фалёнки в клубе, даже несколько платных. Участвовали в олимпиадах, даже ездили на областной смотр.
В 1953 году в детском доме действовали 6 мастерских: портняжная, сапожная, кружевная, трикотажная, гончарная, игрушечная, слесарная, корзиночная, щеточная.
Детский дом полностью обеспечивал своих воспитанников: одеждой, письменными принадлежностями, обувью и др. Когда воспитанник уезжал учиться, ему выдавали не только одежду, но и необходимые предметы быта (полотенца, постельное белье, посуда).
Количество детей в детском доме было в среднем около 60 человек. В Репинский детский дом попадали дети из расформированных детдомов, например, детского дома №147 с. Верхосунья, Хмелевского детдома № 13. Последние годы количество детей резко снизилось. Это связано с тем, что детей забирали родители, родные, братья и сестры и увозили их не только в Ленинград, но и в другие города (Архангельск, Киров, Слободской, Казахстан). В детском доме были также дети из близлежащих деревень и сел, поэтому их забирали родные домой. Подросшие ребята направлялись на учебу в училища Омутнинска, Кирова, Ижевска, Москвы.
Таким образом, детский дом в д. Репинцы просуществовал приблизительно с 1941 года по 1953год. Сотни воспитанников прошли через добрые и заботливые руки учителей, воспитателей, поваров, медиков. И каждый ребенок был согрет любовью взрослых, не смотря на тяжелое положение, горе, слёзы, утраты каждой семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
Prilozhieniie_k_riepintsam.doc | 416.5 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии