Разуев Илья Маркелович - Он пешком прошел от Смоленщины до Польши
Илья Маркелович Разуев родился и вырос на смоленской земле в деревеньке из 30 домов. Появился на свет 2 августа 1924 года, в самый праздник Илии Пророка, в честь его и был наречен. В июне 1941 закончил 8 классов, и началась война, а уже в июле в Смоленск вошли гитлеровские войска. Отца семейства срочно призвали на фронт. Через год и семнадцатилетний Илья ушёл воевать с фашистами.
Призывника распределили в 231 запасной полк на четырехмесячные курсы молодого бойца, после направили в 164 отдельную часть. Их инженерно-саперный батальон был постоянно на передовой. В ходе наступления солдаты прокладывали пути, строили мосты и обеспечивали переправу советским войскам через большие реки. Так боец Разуев от Смоленщины пешком прошел всю Тверскую область, Литву и Польшу. Работы было много, отступая, немцы жгли и подрывали за собой все мосты. В Литве, в районе реки Неман, через глубокий горный овраг шириной 10 км солдаты-строители возводили мост протяженностью 800 м, высотой 44 м и делали лежневку для машин. Двадцать тысяч человек было привлечено. Работы шли круглые сутки, ночью светили мощные прожектора. Строители установили 11 высоченных свай из дерева. Для этого использовались100 студебеккеров (немецкие лесовозы). Строящийся мост охранялся с земли и с воздуха. Объект был стратегически важен для дальнейшего продвижения нашей армии вглубь Европы с целью освобождения ее от нацизма. Пулеметчики, зенитчики и летчики были готовы отразить любые диверсии со стороны врага.
Стояли жаркие летние дни, ночью работать было легче. Через месяц пошли поезда. Был взят Кенигсберг. И там на месте взорванного врагами железнодорожного моста 11000 наших солдат за 19 дней возвели новый. В ходе войны саперные войска выполняли огромный объем работ по строительству важных объектов, внеся значительный вклад в разгром гитлеровской Германии.
На войне случалось всякое. Во время форсирования Днестра в апреле 1944 году, при установке понтонов, один из них оторвало. Строители попадали в ледяную воду. Спасались, кто как мог. Илья не растерялся - скинул с себя сырую отяжелевшую фуфайку в воду, перевесил на шею автомат и выплыл на берег. А уж от вражеской пули на войне точно никто не застрахован. В 1943 пуля на вылет прошила ногу паренька – он долго хромал, в 1944 пуля попала в ключицу. Подлечили в санчасти, ранения считались не страшными.
Победу двадцатилетний боец Разуев встретил в Кенигсберге. Вместо долгожданного возвращения домой, их часть через месяц отправили на Дальний Восток, в Даурье, на границу с Китаем. При строительстве переправы через реку Аргун солдат получил тяжелое ранение: один 6 см осколок попал в голову, другие разорвали ладони и ногу. В санчасти, оказывая первую помощь, раненому Илье, как могли, держали руки, наркоза не было, а боль была нестерпимая. Побрили голову, когда скальп резали, кровь глаза заливала. После обработки ран и перевязки его срочно отправили в госпиталь, там прооперировали. Через полгода, сразу после выписки, дали отпуск, а там демобилизация - служба закончилась.
Вернувшись на родину, своего дома солдат не увидел, фашисты спалили родную хату. Пять лет после войны вместе с родными Илья жил в землянке. На гражданке не отдыхал, сразу в колхоз пошел работать.
- Назначили бухгалтером. Только какой из меня бухгалтер! – смеется Илья Маркелович, вспоминая то время. - Тяжело было. Как только народ наш выжил?! Думали, когда закончится война, легче будет. Да где там. В колхозе денег не платили, работали за символические трудодни. Крестьяне облагались натуральными сборами, денежными налогами: если корова есть - сдай государству молоко, поросенок- мясо и шкуру, куры-яйца. Непосильно!
Я устраивал свою жизнь, как мог, искал работу, где придется. С1950 по 53 год жил в Красноярске, трудился на лесозаготовках. Затем уехал в Кострому, там 7 лет работал. Предлагали поступить в лесной техникум, но мне не до учебы, семью надо было кормить – закончил только курсы и работал начальником лесопункта. Когда весь лесосечный фонд вырубили, перебрался в Кировскую область, в Мураши. Только через год хозяйство реорганизовали. Предложили место в этом же районе, в селе Безбожник. Не согласился. Знакомый по Костроме пригласил меня в Фаленки в «Московский лесопункт». Вот так на Вятской земле и прижился. В Фаленках в основном работал в лесной отрасли, в последние годы в откормсовхозе, заместителем по заготовкам. Жил и трудился честно, душой болел за работу, ценил и уважал добросовестных тружеников и руководителей.
Будучи человеком неравнодушным Илья Маркелович и сегодня в солидном девяностолетнем возрасте сильно переживает за все, что происходит в мире, стране, в районе. На каждое событие имеет свое отношение: радуется успехам, огорчается неудачам и плохим известиям. В его годы можно бы и пощадить свои эмоции, только наш герой иначе жить не умеет и не хочет. Для него навсегда осталось главным качеством чувство собственного достоинства. И не смотря на достопочтенный возраст и болячки, Илья Маркелович Разуев всегда ухожен, опрятен, бодр, учтив и обязательно в курсе последних событий.
Здоровья Вам, благополучия, долгих лет жизни, Илья Маркелович. Вы для нас – пример стойкости, храбрости, мужества. Огромное спасибо Вам за Победу!
- Версия для печати
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии