Работа дежурного по станции – одна из самых важных на железнодорожном транспорте
Каждый из нас пользовался услугами железнодорожного транспорта, и многие поезд предпочитают любым другим видам передвижения. Железная дорога была и пока остается главной транспортной артерией нашей страны. На РЖД работают люди разных специальностей: машинисты локомотивов, проводники, диспетчеры, обходчики ... и дежурные по станции. Нина Александровна Никулина – одна из представительниц этой нелегкой, ответственной, но очень интересной, по ее словам, работы.
– В чем заключается работа дежурного по станции?
– В обязанности входит многое, основная – контроль графика движения поездов на станции. Во время своей смены дежурный по станции распоряжается всеми операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуском поездов. Работу надо организовать так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок. Движение на нашем участке считается интенсивным, за смену 80-90 поездов, в целях безопасности при приеме или пропуске поезда с каждым машинистом необходимо связаться по рации. Дежурный по станции вызывает по радиосвязи машиниста поезда, сообщает ему путь приема и порядок следования по станции. Машинист, в свою очередь, обязан продублировать сказанное.
– У вас очень строгая дисциплина, ни шагу от регламента?
– Иначе нельзя. Железная дорога – самый доступный транспорт для миллионов граждан, и ответственная работа дежурного по станции – залог безопасности пассажиров, перевозки грузов. Можно сказать, это одна из самых важных профессий на железнодорожном транспорте. Поэтому во всем соблюдаем порядок, начиная с внешнего вида, ношение форменной одежды обязательно. И по телефону во время смены у нас попусту не поболтаешь, они все на регистратуре, значит прослушиваются.
– Какое образование необходимо, чтобы получить эту должность?
– Как минимум, нужно окончить железнодорожный техникум, получить техническое образование, а чтобы дальше двигаться по карьерной лестнице, необходимо высшее образование.
– Как давно Вы работаете в сфере транспортного обслуживания?
– Окончив Верхосунскую школу, я поступила в Уржумский сельскохозяйственный техникум. Получив диплом зоотехника, устроилась на Фаленскую инкубаторную станцию. После присоединения в 1988 году станции к птицефабрике, штат сократили. Я ушла работать на железную дорогу приёмосдатчиком груза и багажа. В зарплате тогда сильно потеряла и ночные смены для меня были кошмаром, но рабочий коллектив очень нравился. Мне на хороших, порядочных людей везет. Однако и здесь сокращение было. Какое-то время работала кочегаром, а с 2000 года назначили дежурной по станции.
– Без специального образования?
– Что вы! В сорок лет снова начала учиться! Училась и работала. Тяжело. Спасибо мужу, я ему доверяю, как себе самой. Не боялась уехать в город, знала, что он за детьми присмотрит, голодными их не оставит, и дома порядок будет.
Первое время, как начала работать, думала – не выдержу. Лето. На путях проводятся ремонтные работы, в связи с этим начались «окна». Так сложно пришлось! Домой приходила еле живая. Каждый день ревела. Муж успокаивал, говорил – уходи, а я все ж стерпела. Размышляла: как можно уйти, если только выучилась. Да и девочек своих подводить не хотела, они меня ждали, чтобы в отпуск уйти. Ничего, мало-помалу освоилась.
– Кто работает вместе с Вами?
– Наш коллектив хороший, дружный и небольшой, всего 9 человек: 5 дежурных, 3 приемосдатчика и 1 начальник. Начальник – молоденький парнишка со станции Яр, ездит ежедневно, работа у него очень сложная. У девочек-приемосдатчиц работы тоже непочатый край, иной раз приходиться и задерживаться.
– Какие качества наиболее важны в вашем деле?
– Ум, реакция, память, самодисциплина, самоконтроль, решительность, ответственность, порядочность, доброта.
– Условия вашего труда комфортные?
– Честно говоря, комфортными их не назовешь. Иногда бывает такие моменты, что даже нельзя перекусить, а не то, что пообедать. Работаем, не отрываясь.
– Что не нравится в своей работе?
– Ночные смены, постоянный шум, переговоров очень много. После смены иной раз говорить ни с кем не хочется. Энергозатратная работа, эмоционально сильно устаешь.
– Что больше всего нравится в своей работе?
- На мне лежит безопасность людей, а это огромная ответственность. Моя работа «не дает закиснуть», этим она и нравится.
– Нина Александровна, спасибо за беседу. Успехов Вам и всему коллективу.
P.S. К Дню железнодорожника, который отмечают 3 августа, я хотела написать заметку о представителе этой профессии. О ком именно не знала, пока случайно не встретила Нину Александровну Никулину. Она покорила меня сразу. Сильная, целеустремленная, самодостаточная, профессионал своего дела – такой я ощутила ее, когда впервые увидела за огромнейшим пультом дежурного по станции. И не ошиблась, пообщавшись с ней вне дежурства у нее дома. В беседе она открылась для меня с новой стороны, оказавшись очень дружелюбной, простой и открытой.
Вместе с мужем они построили красивый дом, родили и воспитали дочку и сына, дали им высшее образование. Детьми моя героиня очень довольна и спокойна за их будущее, ждет продолжение рода. А пока все внимание и заботу отдает огороду – своему увлечению. «Земля дает мне силы, я словно заряжаюсь от нее», – признается Нина Александровна. – Труд в огороде не считаю тяжелым, скорее творческим. Я, как художник, сама придумываю и воплощаю». И здорово это у нее получается, надо сказать. Такой огромный участок содержит в идеальном порядке. А цветов сколько! Они везде: и дома, и в палисаднике, и в огороде. По всему выходит, Н. А. Никулина – хорошая хозяйка и ценный работник.
Галина МАКАРОВА.
Фото автора.
фото- фаленки-человек-...
ОАО "РЖД".
Из истории праздника: 3 августа страна отмечает День железнодорожника – праздник, история которого уходит корнями во времена царской России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I – именно Николай I начал строительство железных путей сообщения в России. При нем была построена железная дорога в Царское село, а также соединены между собой Москва и Санкт-Петербург.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии