Размер шрифта:
Цвета сайта

Письма с фронта

На моём письменном столе лежат старые пожелтевшие листочки, едва сохранившиеся от времени. Им  без малого 70 лет. Это письма с фронта от Микрюкова Николая Ивановича, отца Галины Николаевны Семёновой, жительницы д.Петрунёнки. Ей было три года, когда началась война. Жили они тогда в Немском районе.

Галина Николаевна не помнит отца, лишь его письма хранят о нём память. Перечитывая их, она  нередко плачет. Отец с фронта не вернулся, погиб в 1944 году и она до сих пор не знает, где он захоронен. От войны остались смутные воспоминания, лишь то, что тяжело работать приходилось всем без исключения. И даже, когда война закончилась, меньше трудиться не стали. И она с малого возраста помогала матери в колхозе, а потом и сама там работала.  А бригадиром её выбрали, лишь только она закончила 7 классов. В 1962 году она со своей семьёй переехала в Петрунёнки, где до пенсии работала дояркой. Забрала и маму с собой.

-Она так замуж и не вышла, не захотела. Сильно отца любила. После войны, помню, сватался к ней один мужчина, но она сказала ему, что мужа - то она себе найдёт, а вот отца для дочери нет. И отказала ему, - рассказывает Галина Николаевна.

Теперь о своём отце-фронтовике, защищавшем Ленинград, и о матери-труженице тыла она рассказывает своим внукам. Их у Галины Николаевны одиннадцать. А скоро и правнуки подрастут, недавно четвёртый родился. Они тоже услышат интересный рассказ о них.

Читаешь эти фронтовые письма  - простые и одновременно трепетно нежные, волнующие. Они написаны в большинстве своём карандашом, лишь некоторые чернилами, в короткие минуты отдыха, между боями, из госпиталя, не только на специальных бланках, но и на обрывках  бумаги, иногда убористым и чётким, а чаще всего размашистым торопливым почерком. На каждом из них штамп: «Просмотрено военной цензурой». В них боль разлуки, невозможность встретиться, неизвестность будущего. И переживания – за жену, за родню, за горячо любимую дочку. А о себе только короткие сухие фразы «нахожусь в боях».

Предлагаем читателям газеты (с разрешения Галины Николаевны)  фрагменты некоторых  писем, как дань памяти погибшему  фронтовику  Николаю Ивановичу Микрюкову.

 

«Письмо с фронта от вашего мужа. Здравствуйте моя семья- многоуважаемая жена Елизавета Тимофеевна и дочка Галина. В первых строках своего письма шлю вам по горячему сердечному привету и желаю всего хорошего в вашей жизни. Шлю горячий привет дорогой моей дочке, которая у меня на поглядку бывала и которая у меня сейчас не идёт из ума. Но ещё шлю по горячему привету тестю и тёще и свояченицам, и шурину. А затем сообщаю о себе. Я в настоящее время нахожусь на фронте, участвую в боях, пока жив, здоров. Дальше как будет, не знаю….Лиза, опиши мне, как живёте, что есть нового.  Живи по-хорошему, переживай все трудности, Галину не обижай, воспитывай деточку, она наша, она у нас одна. Много писать не буду, жду ответа. До свидания. Жму ваши руки и крепко целую вас…» 12.09.42 г.

«…пишите всё, что есть нового, и как живёте – мне всё хочется знать. Да ещё пропиши, где находится шурин А.Т, дай адрес его. В этом письме я посылаю Галине на гостинцы 10 рублей. Если получишь, то скажи ей, что послал папка, пусть помнит, хотя бы будет знать о том, что я есть папка, а то она наверно меня уже забыла. Но особо писать нечего, сама знаешь, что на фронте, участвую в боях, сражаюсь с врагом. Пока жив, здоров, но рука ещё не зажила до основания, всё ещё болит. Ну, больше нечего писать, жду ответа от тебя. До свидания. Крепко целую, ваш муж Коля. Мой точный адрес П.П.С. № 939 109 М.А.П. 4 батарея. 25.09.42 г.»

«…Сообщаю о том, что получил ваше письмо 14.10.42 г. в 11 часов дня, за которое особо благодарю, узнал хоть, что дома делается. Лиза, вы мне пишите, что «о нас не беспокойся», но как я могу не беспокоиться о вас. Я вас не видел и не слышал больше года, и мне пришлось с вами встретиться на какие-то минуты. Я не поспел насмотреться на своё личное семейство, как опять стали врозь друг от друга. Вы в той стороне, я в другой… скорее бы вернуться, будем жить вместе дальше. Когда смотрю на Галинку, она бегает, играет, то у меня сердце радуется, что у меня такая дочка растёт. Я её сейчас часто вижу во сне…  Лиза, живите хорошо, жди меня… 14.10.42 г.»

«…Я вас не забываю, уже почти  два года как мы не вместе, я так соскучился. Если бы рассказать обо всём была возможность, я не знаю даже как вам свои мысли передать, но ничего, может, ещё встретимся… 18.12.42 г. Полевая почта 939, часть 267.»

«Здравствуйте моя многоуважаемая жена Лиза и дочка Галина. Во-первых, шлю я вам по горячему привету и желаю наилучших успехов в вашей жизни, и сообщаю, что написал вам уже несколько писем, но от вас в последнее время писем не получаю. Но сам я всё равно пишу. Сообщаю о том, что я послал деньги вам с тятей, гостинцы. Хотя немного, всего 50 рублей. Гале высылаю платочек, гостинцы. Если получишь, то Гале расскажи,  что папка послал…»

Приписка в конце письма: «Цензуру прошу пропустить для ребёнка гостинцы». Дата: 23.12.42 г.

А это письмо, адресованное Елизавете, написали боевые товарищи Николая. «Дорогая Елизавета! Получив весть о награждении Вашего мужа Николая Микрюкова медалью «За отвагу» личный состав полка, собравшись на митинг, поздравляет Николая и в его лице Вас и его дочь с Великой наградой.

Ваш муж честно выполняет долг перед Родиной. В боях, в самые трудные минуты сохраняет спокойствие и волю. Беспощадно разит врагов. Участвуя в боях за прорыв блокады гор.Ленинграда, он работал старшим связистом. Проявляя ловкость и быстроту, добился хорошей работы связи на порученном ему участке. За  смелость, за честное выполнение боевых задач Николай и награждён.

Мы, его боевые товарищи, радуемся тому, что в нашу боевую семью награждённых, вливается ещё один боевой товарищ. Мы им гордимся. Уверены, что он и впредь будет беспощадно громить врагов. Мы разделяем Вашу радость, желаем также упорно трудиться в колхозе, создавать богатства своим упорным трудом. Вы вместе с мужем этим самым будете ковать победу. Победа близка. Примите от нас боевой Красноармейский привет и самые наилучшие пожелания. Боевые друзья Николая: капитан Рыбаньченко, ст.лейтенант Сафронов, ст.лейтенант Шибулкин, красноармейцы Перминов, Замятин, Буранов. 24.02.1943 г.»

«…я в настоящее время жив, здоров, но дальше не знаю. Я долго писем не писал лишь потому, что сама знаешь, Лиза, что нахожусь в боях. Встретил праздник, 25 годовщину Красной армии, получил подарки от рабочего народа, который о нас беспокоится – белые сухари, пряники, булочки, сушку. Выпил 200 грамм и закусил и после сего  согрелся. Вспомнил о вас. Пиши письма, Лиза и описывай всё о себе. И ещё пропиши, как и где мои сёстры живут, может, знаешь и где зять Миша и Андрейка, дома живут или нет. И где находится Алексан Т. (наверное, Александр. Прим автора). И ещё напиши, где сейчас папаша, в общем, всё… (письмо без даты).

«Здравствуйте моя любимая семья – жена Лиза и дочка Галина. Во-первых, я вас поздравляю с нашим праздником – 25-летием Красной армии, который мы отмечаем в ожесточённых боях. И шлю я вам по горячему привету и желаю наилучших успехов в вашей работе. И ещё шлю по горячему привету мамаше и свояченицам Шуре и Глаше. Сообщаю, что от вас я получил 3 письма и давал на все ответы, но очень коротко, потому, что спешил. Сами знаете, что нахожусь в боях. Если есть минута свободная, то слова два напишу и опять жду время. Сами знаете, что надо защищать Родину… Сейчас я опять в другом месте Мой адрес 1823 полевая почта, часть 292. 25.02.1943 г.»

Письмо дочке. «Здравствуй моя любимая крошечка Галина. Шлю я тебе свой горячий привет и желаю всего хорошего, расти и быть здоровой. Вот, Галина, я вам уже второе письмо пишу, а ты мне даже ответа не пишешь. Разве забыла папку? Пиши мне почаще и пошли свою фотокарточку, скажи мамке, чтобы она тебя сфотографировала и послала мне. Пока, Галочка, до свидания. Твой папка. Лиза, как нибудь постарайся Галю сфотографировать и пошли, мне хочется посмотреть, только поскорее. Жду ответ. 4.03.43 г.»

Письмо тёще и тестю. «Здравствуйте мои многоуважаемые папаша и мамаша, а также свояченицы Шура и Глаша и моя дочка Галина. Сообщаю, что сегодня, 30 марта 1943 года получил письмо, из которого вижу, что жены моей нет дома, что она на лесозаготовках с осени, стало быть, как уехала, дома не бывала. Но это всё тоже надо выполнять. Вижу, что дочка живёт с вами и у бабушки теперь есть забота, что ездили в Киров и купили куклу. Я вас, мамаша, благодарю за все ваши старания, что дочку нашу воспитываете… Я пока что жив здоров, вперёд что будет, не знаю. В боях нахожусь каждый день. До свидания, ваш зять Коля. 30.03.43 г.»

«Здравствуйте моя многоуважаемая семья. Последнее письмо я посылал вам 30 марта, а 2 апреля пишу новое. Я сейчас нахожусь в доме отдыха, хотя не на долгое время, но всё же отдохну. Скоро опять придётся  «пахать», бить врага со свежими силами. Лиза, знаешь, такое длительное время мы  прожили врозь, а я всё вспоминаю те дни, когда я был дома, я всё время вижу вас во сне - вот как страдаю о вас… Ну вот и всё, до свидания. Ваш муж Коля. 1000 раз целую. 2.04.43 г.»

«…я уже вам писал, но ответа нет, не знаю, знаешь ли ты, Лиза, что я нахожусь в госпитале с ранением в правую ногу. Вот вылежал уже целый месяц. Меня ранило 19 апреля. Состояние моё сейчас хорошее, рана заживает. Если я поеду вдруг в другое место, то вам сообщу. Ну, вот и всё, Лиза, до свидания. Жму вашу беленькую ручку и крепко целую. Ваш муж Коля. 20.05.43 г.»

«Добрый день или вечер моя многоуважаемая жена Лиза и дочка Галя, с приветом к вам ваш муж и отец. Лиза, сообщаю, что в настоящее время я нахожусь на фронте. Вылечился и опять уехал на фронт. Сейчас пиши письма по новому адресу. Ну, пока всё, до свидания. Мой адрес полевая почта 07717 А. 14.06.43 г.»

Писем, пришедших с фронта и сохранившихся в личном архиве Галины Николаевны чуть более трёх десятков.  И каждое из них – история. История семьи, история войны, история нашей страны. И мы, живущие ныне, будем помнить тех, кто жил на этой земле, защищал её от врагов и погиб во имя победы.

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

Представляю Вам сведения из Обобщенного банка данных "Мемориал" (http://www.obd-memorial.ru):

Микрюков Николай Иванович, 1912 г.р.
Место рождения: Кировская обл., Немский р-он, д. Ворогин (вероятно, Вороны)
Жена: Микрюкова Елизавета Тимофеевна
Призван в СА: Немским РВК Кировской обл. в 1942 г.
Последнее место службы: 18 стрелковая дивизия, 419 стрелковый полк
В/звание: сержант
Должность: командир отделения
Причина выбытия из списков л/с: убит 10.03.1944 в бою у д. Паново Псковского р-на Ленинградской обл.
Место захоронения: западная окраина д. Заболотье Псковского р-на Ленинградской обл.
(вероятно, д. Заболотье в н/время не существует (http://www.soldat.ru/)

С уважением и солидарностью,
сын Ветерана ВОВ Андрей Сатюков

Мой отец Черепанов Сергей Григорьевич родился 1926 году деревня Верхорубы Немский район Кировской области. Был призван точно не знаю 1943-44 гг. Воевал с Германией потом с Японией, а после вов служил на границе Сахалин- Северный до 1950 года. Был контужен болел, а в 1956 году умер. Мама осталась с двуми маленькими детьми , мне было три года, а сестре пять лет. Я ничего не знаю об отце может родные какие остались. Мама так и прожила одна. Только ее рассказами и я знакома с отцом. Все документы на отца и награды у нас украли, когда мы плыли на материк . Попали в сильный шторм и в это время люди воспользовались моментом. Свои документы (паспорт и наши свидетельство) мама восстановила, а вот на отца делала запрос, но так ничего и не дождалась. Сейчас она инвалид первой группы без ноги. Живет в старом доме и я хотела помочь ей добиться квартиры, но нужны документы подверждаюшие участника ВОВ ее мужа. Я сама инвалид третий группы, старшая сестра уже умерла 2004 году. Как то никогда не обращались сами жили как могли, но пришла беда отворяй ворота. Я писала уже много в Москву, Подольск, но везде пишут, что такой не значится в списках. Но как можно не значится, когда от 6 или 7 лет был в армии воевал, а затем служил старшиной заставы и вот пропал. Люди находят пропавших без вести, а я вот не могу ничего узнать об отце. Андрей Вы помогаете людям, это то, что нельзя ни какими словами выразить и отблагодарить Вас, но плата будет это точно. Бог все видит. Низкий Вам поклон. С уважением Кругликова Любовь Сергеевна.
МОЙ АДРЕС: Nsk_Speedway_Club@list.ru

Мой отец Черепанов Сергей Григорьевич родился 1926 году деревня Верхорубы Немский район Кировской области. Был призван точно не знаю 1943-44 гг. Воевал с Германией потом с Японией, а после вов служил на границе Сахалин- Северный до 1950 года. Был контужен болел, а в 1956 году умер. Мама осталась с двуми маленькими детьми , мне было три года, а сестре пять лет. Я ничего не знаю об отце может родные какие остались. Мама так и прожила одна. Только ее рассказами и я знакома с отцом. Все документы на отца и награды у нас украли, когда мы плыли на материк . Попали в сильный шторм и в это время люди воспользовались моментом. Свои документы (паспорт и наши свидетельство) мама восстановила, а вот на отца делала запрос, но так ничего и не дождалась. Сейчас она инвалид первой группы без ноги. Живет в старом доме и я хотела помочь ей добиться квартиры, но нужны документы подверждаюшие участника ВОВ ее мужа. Я сама инвалид третий группы, старшая сестра уже умерла 2004 году. Как то никогда не обращались сами жили как могли, но пришла беда отворяй ворота. Я писала уже много в Москву, Подольск, но везде пишут, что такой не значится в списках. Но как можно не значится, когда от 6 или 7 лет был в армии воевал, а затем служил старшиной заставы и вот пропал. Люди находят пропавших без вести, а я вот не могу ничего узнать об отце. Андрей Вы помогаете людям, это то, что нельзя ни какими словами выразить и отблагодарить Вас, но плата будет это точно. Бог все видит. Низкий Вам поклон. С уважением Кругликова Любовь Сергеевна.
МОЙ АДРЕС: Nsk_Speedway_Club@list.ru