Первая учительница
Это
1 сентября было для неё необычным, не таким как на протяжении двадцати лет подряд. С одной стороны всё было так же – приподнятое настроение, волнение, празднично одетые люди, ученики с цветами, на стадионе школы – музыка, воздушные шары, поздравительные речи и заливистый школьный звонок, собирающий детвору на первый в этом году урок. И на первый урок в жизни первоклассников. Нет, настроение, всё - таки, было другим. Было радостно за других и горько за себя. Этот праздник прошёл мимо неё, учительницы младших классов с двадцатилетним стажем. Впрочем, не совсем…
Каждый раз, приходя в школу по различным делам, я видела одну и ту же картину – Наталию Владимировну Смольникову увешанную детьми, причём разных возрастов. С ней рядом находились не только её маленькие подопечные, но и те, кто уже перешёл в среднее звено или старшеклассники. «Средние» ещё не могли избавиться от привязанности к своей бывшей учительнице, а старшие на правах взрослых предлагали свою помощь – приглядеть за «мелкими» и просто поговорить с той, кто искренне интересуется и радуется их успехам, помогает преодолеть неудачи. Почему же так получается? Как-то я задала ей этот вопрос.
- Когда много лет назад пришло время выбирать профессию, я не сомневалось - только педагогический и никакой больше. В роду немало было учителей, достойных примеров и поэтому ни в детстве, ни в юности другой мысли и не возникало. Это было веление сердца и души. А когда выбором профессии повелевают они, других результатов быть не может. Просто я очень люблю детей и их понимаю, - ответила мне тогда Наталья Владимировна.
Да, понимание детей даётся не всем. Наверно, только самым искренним и любящим. И не обязательно сюсюкать с малышами и заигрывать со старшими. Наталия Владимировна всегда была одновременно строгая и добросердечная со своими учениками, справедливая и всепонимающая. Она с первых дней знакомства с первоклассниками завоёвывала сердца ребятишек раз и навсегда. И потом никогда не забывала о них, даже если им было уже 13, 17, 20 и более лет. Эту черту своей любимой учительницы знают все ученики и приезжая домой на каникулы, возвращаясь с армейской службы и даже заключая брак, приходят к ней. Чтобы вновь увидеть в её глазах радость от встречи, рассказать о своих успехах и получить добрый совет. Вероятно, Наталия Владимировна обладает какой-то особенной, притягательной энергетикой, иначе как объяснить стремление детей находиться всё время рядом? Наблюдая порой за классом, я видела, как липнет к ней ребятня. И для всех у неё находится ласковое слово, добрый взгляд. Одного погладит по голове, другого обнимет, третьего поцелует, четвёртому подарит безделушку. А если надо – поругает, пристыдит. И что удивительно, малыши не обижаются. Стыдно становится? Да. Краснеть приходится? Приходится кому-то. Но проходят минуты и недавно стыдливо опустивший голову ученик, уже обласкан и прощён. А «головомойка» от учительницы запомнится надолго.
Четыре года, которые проживала Наталия Владимировна с каждым своим классом, как очередная веха в судьбе. Научила считать и писать, размышлять и делать выводы, дружить и сострадать? Значит, время прошло не зря. Значит, в каждом маленьком сердечке посеяла доброту, старание, хорошее настроение. Научить быть внимательным, терпеливым, старательным Наталья Владимировна считала своим педагогическим долгом. А ещё умение дружить, понимать своего сверстника, прийти ему на помощь.
-К сожалению, не все сохраняют эти способности в дальнейшем, - как-то призналась мне Наталья Владимировна. – Но четыре года я имею возможность наблюдать, как маленькое разрозненное общество превращается в дружный сплочённый коллектив. Они учатся не смеяться над чужой бедой, быть ответственными за себя и других, уважать не только старших, что им втолковывают ещё в детском саду, а и своих одноклассников или ребят младше себя. И когда это получается, большей радости я не испытываю.
Уходя из 4 класса, её ученики плакали. Искренне, от сердца, ведь жалко расставаться с добрым другом, с классом, в котором было всегда уютно. Цветы – за их ростом наблюдали все четыре года, рисунки – их рисовали все вместе и каждый в отдельности, поделки – их старательные детские ручки делали для неё. К каждому празднику этот класс преображался – осенью здесь наблюдался листопад, зимой летали снежинки и звёздочки, весной расцветали самые невероятные рукотворные цветы. Так как же расстаться с этим всем? Без слёз никак невозможно.
Несколько выпусков, десятки судеб. Первые её ученики приводили своих детей к ней, порой «придерживая» ребёнка на год дома, лишь бы отдать своё любимое чадо в руки Наталии Владимировны. Родители ей доверяли как себе, а порой и больше.
Почему теперь это в прошедшем времени? Потому, что отработав в школе 22 года, она осталась без своей самой любимой, самой дорогой работы, без своих учеников. Школы, которой были отданы эти годы, больше нет. И это 1 сентября её малыши встретили в другой, в которую она сама пришла как гость. Чтобы увидеться со своими детьми, которых теперь будет учить другой учитель. Поздравить бывших коллег, старших учеников, что когда-то постигали науку в её классе, увидеться с родителями. Дети по очереди подходили и поздравляли свою учительницу, дарили букеты, как это было совсем недавно – год, два, три назад. Для всех их Наталья Владимировна остаётся первой учительницей. Так, что это 1 сентября всё таки не прошло мимо неё, по-прежнему это был и её праздник тоже.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии