Они стояли под Баграмом
Афганистан, Афганистан... Промелькнули годы, словно стая птиц в вышине, а ты остался болью в сердцах тех, кто там побывал, независимо от того был ли ранен, остался ли цел. Афганистан, ты отозвался горем во многих семьях, из которых 18-летние юноши были призваны на срочную службу в те годы и не вернулись. Из-за тебя, Афганистан, пролиты слёзы матерей и отцов, кровь боевых товарищей и командиров. Из-за тебя снились тяжёлые сны, и война напоминала о себе ещё долгое время. По вине тех событий воевавшие там мужчины стали немногословны и суровы. Но мы вспоминаем Афганистан и просим бывших воинов-интернационалистов рассказать о том, что видели они, чтобы не забыть никого, чтобы знали нынешние подростки, какие люди живут рядом с ними.
Валерий Анатольевич Наговицын, житель д. Леваны, молчалив и даже немного стеснителен. Я прошу рассказать его о службе в Афганистане.
– Да ведь это было так давно...- грустно говорит он.
Да, это было давно, без малого три десятка лет назад. Но ведь не забыто им ничего из того, что пережил, что видел. И никто из них не расскажет всей правды. Но хотя бы чуть-чуть.
На срочную службу Валерий призывался в октябре 1980 года. Сначала – в учебное подразделение танковых войск, что находилось в Свердловской области. В мае 81-го сдал экзамены и ему присвоили квалификацию водителя-механика. На ближайшие полтора года предстояло сродниться с серьёзной боевой машиной – танком Т-62. На полковом построении ребята узнали – лететь им в Афганистан.
Они стояли под Баграмом, недалеко от аэродрома, охраняли часть. Танки в траншеях, только башни со стволами возвышаются над поверхностью, окопы – всё замаскировано. Дежурили по два часа, затем сменялись: короткий отдых, сон и вновь в караул. По тревоге выезжали на боевые задания, на сопровождение колонн. Одна такая операция больше всего запомнилась Валерия Анатольевичу.
Взвод, в котором он служил, получил задание сопровождать и охранять колонну, направляющуюся в Панджшерское ущелье. БМП, БТРы, машины с продовольствием, боевым снаряжением... Сначала шёл разведбатальон и сапёры, а затем уже по единой колее – бронированная техника, за ними – колёсные машины. След в след, иначе неизбежен подрыв на мине. Ремонтировались на ходу, отдых – не более часа, чтобы поесть, умыться. На ночь – с экипажа 2 человека в караул. И так две недели. Жара, напряжение страшное. Каждую минуту жди подрыва или выстрелов из засады. Но даже не это врезалось в память Валерия, хотя и не раз потом снились эти операции, бои. А то, как на глазах погиб парнишка из какого-то взвода. Колонна остановилась на короткий отдых возле небольшой речушки. Пыль, духота. Все побежали к воде – умыться, попить. Холодная вода приятно освежала тело, смывая грязь и копоть. Валерий увидел, как неподалёку наклонился к воде какой-то парень, зачерпнул в ладони воды, поднёс к лицу и вдруг... выстрел. Валерий поначалу даже не понял, что произошло. Подумал, что кто-то в воздух пальнул, но в ту же секунду увидел обагрённое кровью лицо того самого паренька. Пуля угодила прямо в голову. Так и не успел умыться. Потом, не раз вспоминая этот случай, Валерий содрогался от пережитого. Вражеская пуля могла попасть и в него самого, и в кого-то из рядом стоящих товарищей. Но в ту операцию их словно Бог охранял. Экипаж танка остался цел и невредим.
За эту операцию Валерий был представлен к награде. Награды ему и его сослуживцам вручали в полку. Валерия наградили медалью «За отвагу». В этот же год он удостоился ещё одной награды – от афганского народа. Ещё две – юбилейную и ..............получил уже дома, спустя шесть лет.
Гордятся Валерием Анатольевичем его семья: жена Татьяна Васильевна, дочь Екатерина, сын Сергей. Хоть и скупы его рассказы об афганской войне, они знают – пережил он немало страшных и тяжёлых минут, часов и дней. И свой долг воина-интернационалиста выполнил с честью. Тому свидетельство – его награды.
Наталья Шейфер
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии