Михаил сел за штурвал комбайна в шестнадцать лет
Он как никто другой знает, с каким великим трудом добывается хлеб. На счету этого человека 35 уборочных сезонов. А намолот зерна, 14110 центнеров, до сих пор остаётся рекордным. Сегодня в гостях «Сельского маяка» потомственный хлебороб, кавалер двух орденов Трудовой Славы, участник VIIIсъезда профсоюзов СССР, бывший комбайнер колхоза им. Кирова Михаил Сергеевич Перевощиков. Недавно он отметил свой 70-летний юбилей.
-Михаил Сергеевич, мой первый вопрос. Вы наверняка и сейчас, будучи на пенсии, интересуетесь делами хлеборобов?
-Безусловно. Как идёт уборочная страда в хозяйствах района, какие намолоты у комбайнеров- мне всё это интересно.
-Как вы считаете, почему до сих пор никому не удалось побить ваш рекорд? Ведь сегодня некоторые комбайнеры убирают хлеба на более производительных машинах
-Намолоты зерна прежде всего зависят от урожая. В ту уборочную страду 1982 года, когда я намолотил более 14 тысяч центнеров, урожайность зерна по колхозу им. Кирова составила 27,7 центнера с гектара. В ту пору мы с землёй работали, много в неё вкладывали: заправляли органикой, вносили необходимое количество минеральных удобрений, известковали и фосфоритовали почву. Сейчас хозяйство при всём своём желании не могут позволить такого.
-Но ведь и от самого хлебороба многое зависит. В своё время о вашей высокой ответственности много писали не только в районной, но и в областной прессе.
-Я цену хлеба знаю с детства. С 11 лет работал с отцом в поле. Он на тракторе, а я плугарём, в осеннюю страду на комбайне копнильщиком. Самостоятельно сел за штурвал комбайна, когда мне не было ещё и 17 лет. И с тех пор я всегда с нетерпением ждал уборочную страду. Заранее планировал, обдумывал ход уборки. Ведь успех дела зависит даже от того, как ты сделал первый прокос. Важная роль отводится и техническому состоянию комбайна. Ты должен знать его до последнего винтика, чтобы предугадать возможный отказ в работе того или иного узла. Для этой цели я даже ездил в Ростов-на-Дону и месяц работал слесарем на сборочном конвейере «Россельмаша».
-Неужели ваш комбайн всю уборку мог проработать без поломок?
-У меня всякое бывало. Как-то уже в конце уборки, а погода тогда стояла как на заказ, у комбайна сломался мост. Я тут же домой, сажусь на свою «копейку» и в Медвежена за братьями Сашей и Колей. Всю ночь втроём ремонтировали комбайн, а уже утром машина была в поле.
-Уборочная какого года вам запомнилась более всего?
-1975 год. Уборка из-за дождей шла очень тяжело. До сих пор помню, как убирали Осиенское поле, уже последнее. Подмёрзло, все одеты по-зимнему. Комбайны тогда были ещё без кабин, над головой только козырёк. Руководство колхоза создало все условия для работы, прямо в поле привозили горячие обеды. И весь выращенный урожай был собран.
Кроме того, мне часто доводилось помогать в уборке хлебов другим хозяйствам района. Так вот как-то в Паньшонках пшеницу убирали по снегу.
-В советские времена брали обязательства, причём, повышенные. Вас заставляли брать эти обязательства?
-В принятых обязательствах и заданиях ничего сверхестественного не было. Всё делалось согласно спущенному сверху плану. В хозяйстве это задание распределялось по участкам, где примерно знали, сколько должны получить зерна. Это количество и распределяли между комбайнерами, учитывая возможности каждого. Такой подход был правильным. Каждый стремился выполнить доведённый план. Раньше ведь труженикам села уделяли много внимания, и хотелось работать лучше.
-В чём проявлялось это внимание?
-Успех любого человека был отмечен. За каждую намолоченную тысячу центнеров зерна на комбайне появлялась звёздочка. Мелочь, а приятно. Не забывали нас и местные работники культуры. Часто приезжала агитбригада из района. А разве не приятно, когда тебе прямо в поле вручают венок из колосьев? Никогда не забуду день, когда В.Н.Опалев, Герой Советского Союза, вручал приз своего имени - хрустальную вазу с золотыми колосьями.
-Своим опытом работы делились с другими комбайнерами?
-Конечно, в том числе и через районную газету «Сельский маяк» на страничке «Школа передового опыта.
-В восьмидесятых годах вы возглавляли звено по выращиванию зерна. Для этих целей была арендована земля на территории колхоза «Вогульцы».Что из этого получилось?
-Ничего хорошего, хотя труда вложили порядочно. Кстати, вогульские механизаторы приезжали смотреть, как мы работаем. Без хвастовства скажу — восхищались. Но слишком бедны были их поля против наших. Зерна было собрано немного — это по нашим меркам. Но значительно больше, чем в колхозе «Вогульцы».
-У вас было любимое поле?
-Оно было и есть. Поле у бывшей деревни Голяки, где я родился, ровное от начала до конца. Обрабатывать весной и убирать хлеб осенью — одно удовольствие!
-А ваше увлечение?
-Рыбалка по весне. А ещё любил гармошку. Заиграю, а жена Валентина запоёт, голос у неё хороший. К сожалению, остался без гармошки, сгорела восемь лет назад, когда у нас случился пожар.
-Михаил Сергеевич, что бы вы пожелали нынешним хлеборобам?
-Прежде всего хорошей погоды. Всегда иметь перед собой цель и видеть пути её достижения.
-Спасибо вам за беседу. Многие вам лета.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии