Размер шрифта:
Цвета сайта

Марию Яковлевну в округе называют прорабом

Ее в округе зовут прорабом. Плотницкие орудия: топор, молоток, ножовку держит возле себя. Это наследство намерена перед смертью передать из рук в руки дочери Валентине. В свои 90 лет ещё во всю управляется по дому, даже и на обед что-то изысканное может приготовить, например, фаршированные блинчики.
Мария Яковлевна Шутова, никак на девяносто лет не тянет. Но в паспорте записано: родилась 27 августа 1918 года. Ее даже старушкой-то называть не хочется. Она вся такая живая, общительная, с хорошей памятью.
-Вот только глаза немного подводят, - призналась долгожительница, - приходится к экрану телевизора поближе садиться.
Мария Яковлевна сама удивляется, что такие большие годы на свете прожила.
-Видимо Богу так угодно, нас ведь у отца с матерью девять человек народилось. все мои братья и сестры в младенчестве умерли. Я вот, наверное, за всех и живу. Только в жизни-то моей всяко было.
Рассказывая о своем житье-бытье, Мария Яковлевна порой вытирала глаза от набежавших слез. Особенно горьки для нее воспоминания, связанные с войной. Она навсегда разрушила её семейное счастье, разлучила с любимым человеком.
-Всего три года прожили вместе с Александром. Дочка у нас родилась. Когда объявили о войне, ему повестка из военкомата пришла сразу же. Но восемь месяцев находился в Глазове, на строительстве второго пути железной дороги. Потом отправили на фронт. В июне сорок второго одно единственное письмо, адресованное из Ленинграда от мужа получила, в котором он интересовался, как мы живем, спрашивал, кто родился. В ту пору я ждала ещё ребенка. И больше от него не было весточек. Позже на наши запросы пришло официальное письмо, в котором сообщалось, что рядовой такой-то пропал без вести.
-И как вы одна да с малыми детьми?
-Я в ту пору жила со своими родителями в Саде. Под их приглядом были дети, а я ходила на работу. Пять зим провела на лесозаготовках. Тогда ведь ни с кем и ни с чем не считались. Сыну месяц было, а меня в лес отправили. Председатель нашего колхоза тогда заявил мне: «Велика ли беда, если умрет твой Генка».
Тяжело было в лесу, ведь всё, считай, на наших бабьих плечах. Не легче приходилось и в колхозе.
Мария Яковлевна для примера рассказала один случай из обыденной своей жизни той поры. Как-то пришлось ей да ещё двум таким же молодушкам разгружать в Яру целый вагон мешков с зерном. А до этого грузить их в Саде, привезенных отовсюду с глубинки.
-Мама была очень проворной, - вступает в разговор её дочь Валентина Александровна, с которой Мария Яковлевна живет уже долгие годы. - Всегда удивлялась, откуда мама берет силы. Жили мы очень плохо и бедно. Помню, как мы с братом ходили по деревням, побирались, бывало, до Глазова хаживали. Травы всякой переели. И после войны первые годы несладко жилось.
Когда у Марии Яковлевны не стало родителей, все заботы по дому и о детях полностью легли на нее. А женщина она хваткая, работающая успевала везде. В колхозе бралась за любую работу, её она не боялась. Еще бы, если в детстве по-настоящему не могла и на лошади-то сидеть (девочке связывали ноги под ее брюхом, чтоб не свалилась), она боронила свою землю. Жили-то тогда ещё единолично.
В 1952 году Мария Яковлевна с семьей в Леваново переехала жить. Несколько полегче стало, потому что в здешнем колхозе дела шли лучше, чем в Саде. Вскоре дом взялась новый строить. Для Марии Яковлевны не составляло сложности и топором ловко орудовать. Этому делу она у отца научилась, человека тоже мастерового.
-В руки возьмешь топор с его топорищем, так играючи дрова колешь, в лесу дерево рубишь. Долго хранила отцовский топор, да вот потерялся он, когда уезжала в Ростовскую область к сыну детей нянчить.
-Мы ведь с мамой до недавних времен все строительные работы в своем хозяйстве вдвоем делали. Поросята, к примеру, пол выломают, а мы с ней хоть бы что новый постелем. Парники, теплицы – все наши объекты, - говорит Валентина Александровна. - Вот и прозвали маму прорабом.
Тридцать пять лет эта семья живет в Фаленках. Валентина Александровна тоже великая труженица. О ее трудовых успехах не раз доводилось писать. Она работала дояркой в колхозе им. Крупской. Валентине Александровне уже под семьдесят. Однако энергии и оптимизма ей не занимать. Все это она унаследовала от матери. По словам Марии Яковлевны, эти черты характера помогали ей выстоять все жизненные тяготы и невзгоды. Не поддаваться трудностям она учит и своих внуков, и правнуков. Кстати, все они в своей бабушке души не чают.
Любовь ПРОЦЕНКО.
фото автора

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

Богатыри, не мы!