Размер шрифта:
Цвета сайта

ЛЮБА И ГАЛЯ

​Понимаю, что не имею никакого права их так называть. Но без этой небольшой фамильярности было бы сложно воссоздать редакционную атмосферу 80-х годов – периода их совместной работы в редакции. Не принято было в этом коллективе величать друг друга. Всё было по-простому. Однако времена, которые нужно было освещать, никогда простыми не были. Люба и Галя в этот период работали в сельхозотделе редакции. И хотя судьба привела их сюда разными путями (Галя по специальности была учителем начальных классов, а Люба – землеустроителем), дело делали одно – рассказывали читателям со страниц районной газеты о том, как жили тогда простые сельские жители. Им повезло. Они видели то, о чём нам сегодня уже только рассказывают. Это жизнь села в период так называемого Брежневского застоя. Сейчас о нём говорят, а тогда даже не ощущали. В колхозах активно велось строительство. Фалёнцы ездили в разные города по путёвкам, стоимость которых оплачивали организации. Призыв «Всем классом – на ферму!» работал. В хозяйствах оставалась молодёжь, строились дома. Поэтому было тогда о чём писать в газете. В это время редакция и типография переехали в новое здание. Здесь условия работы считались идеальными. Литературных сотрудников рассадили в отдельные кабинеты, где почти у каждого на столе стоял телефон.

Позднее наступила перестройка. Все вокруг ахали и охали. Потому что не знали, как жить. Появились очереди и талоны на продукты. Сотрудники редакции в этих очередях не стояли – времени не было. Поэтому почти всегда оставались без «дефицита», хотя у главного редактора Н.А. Буркова в торговле были свои люди, и время от времени он выдавал коллегам секретную информацию о том, где, что и в какое время «выбросят на прилавок». Николай Афанасьевич был человеком строгим. Особенно по отношению к газете и своему коллективу. Замечал каждую мелочь. Сотрудник редакции мог получить нагоняй даже за то, что был неаккуратно одет. Но в то же время редактор нормально реагировал на правдивое объяснение того или иного поступка и всё делал по справедливости. Он требовал от коллег хорошую работу, знал без всяких сводок из центра, что, где и в какое время может происходить, и вовремя отправлял туда корреспондентов.

Жила редакция, несмотря на трудности, весело. Проводили «Поле чудес», конкурсы поделок, встречи с интересными людьми. Выпускали стенгазеты к различным праздникам. Часто вместе эти праздники и отмечали. Организация стола, «по заданию редактора», часто была на плечах Гали и Любы. У сотрудников редакции и типографии в то время было много маленьких детей. Поздравляли их с Новым годом тоже Галя и Люба. Первая – высокая и статная – в образе Деда Мороза, вторая – маленькая и худенькая – в образе его Внучки-Снегурочки. А зимы раньше бывали суровые. Однажды вечером при очередном обходе детишек, на улице вьюжило так, что бороду у Деда Мороза заматывало, но такая ерунда вовсе не являлась препятствием для тех, кто дарил детям радость.

«Юность» и приключения

Галина Николаевна Бурова в «Сельском маяке» вела молодёжную страничку «Юность». И если сначала это была всего одна полоса, то чуть позже стали выпускать целый газетный разворот. Ещё через какое-то время «Юность» стала отдельной четырёхполосной газетой, которая выходила раз в месяц.

Самые запомнившиеся материалы, как она говорит, с приключениями, были из Красноселья. В одной из первых своих командировок, придя на ферму, где чуть не утонула в навозе (его было по колено), она встретила двух 15-летних девчонок, которые после 8 класса остались здесь работать. На её вопрос: «Почему же вы отсюда не бежите?», был ответ: «Так мы дальше Фалёнок нигде не были, ничего не знаем. А города вообще боимся!».

Ещё одна история. Зима. Мороз. Солнце. Всё вокруг искрится. Безграничная, красивая снежная целина. Широкий простор. И перелески вдали, на которые не можешь наглядеться. Неподалёку река. Вот чьи-то следы. А ещё следы трактора. Самого же трактора нигде нет. Где он? Всё просто: трактор в реке, и туда он попал по вине самого тракториста. К, сожалению, и такое бывало!

Романтичную натуру красота природы однажды едва не сгубила. В Красносельском строилась сушилка. Галина Николаевна вместе с секретарём парторганизации начала подниматься на сушилку вверх по лестнице, длинной, с поворотами и небольшими площадками. Но, когда поднималась вверх, этого почему-то не заметила. Окрестности, которые она увидела сверху, поразили. От их красоты захватило дух. Но разгулявшийся вдруг ветер быстро привёл в себя. «Как же я спускаться-то отсюда буду?» – с ужасом пронеслось в голове. И уже потом, внизу, радовалась тому, что вернулась живой и невредимой, с помощью того же секретаря парторганизации, обратно на твёрдую землю.

Однажды, приехав в Вогульцы в разгар рабочего дня и зайдя в колхозную контору, сотрудники редакции были удивлены тому, что в ней нет ни одного работника. Где же все? Им объяснили, что все, кто тут есть, ушли «на богатых смотреть». «Как же так? Во время рабочего дня? На каких богатых? Чего на них смотреть-то, не цирк ведь?» – недоумевали корреспонденты. Выяснилось, что в 15-00 начался показ очередной серии фильма «Богатые тоже плачут», и люди предпочитали заработать прогул, чем пропустить, кого сегодня полюбила или разлюбила Марианна!

В начале 90-х Галина Николаевна ушла на заслуженный отдых. Она много читает. В последнее время занялась разгадыванием кроссвордов. Чтобы мозги, говорит, не застаивались. Любит стихи. Ценит внимание и понимает юмор. И только она, пожалуй, умеет замечательно рассказывать уморительно-смешные истории с совершенно серьёзным лицом.

Люблю я тебя, «Деревенька моя»

Любовь Николаевна Проценко никогда не умела писать длинно. Её главная фишка – короткие информации на первую полосу. Она как никто умеет выделить суть, заострить внимание на интересном факте, не вдаваясь при этом в подробности. Если ответственный секретарь дал ей задание, «закрыть дыру на сто строк», то он может быть уверен, что через полчаса Проценко его выполнит. Она может сломать при этом телефон, потерять пару ручек. Но поднимет полрайона и нужную информацию добудет в срок!

С самого начала работы в редакции ей нравилось, когда материал в номер уходил «с колёс». Работать на папку – не её стиль. Первую свою информацию она делала в августе 80 года с уборки, совместно с рейдовой бригадой. Раньше такая форма работы практиковалась. В составе бригады на севе, уборке, в пастбищный период обязательно был сотрудник редакции. Бывали иногда странные ситуации. Давали задание написать критический материал. А критиковать-то было и нечего. Как-то пришлось даже договориться с руководителем одного из хозяйств. Но критический материал для газеты был сделан.

Случались и курьёзы. Однажды, приехав в хозяйство и подходя к конторе, Любовь Николаевна услышала фразу, которую запомнила навсегда: «Опять эти (плохое слово) корреспонденты приехали нас от работы отвлекать!» – громко ругнулся председатель. И его можно было понять. Некогда лясы точить в период страды! Когда же он понял, что его услышали, то очень смутился. И с тех пор в помощи редакции не отказывал.

После Н.А.Буркова редактором «Сельского маяка» стал Николай Александрович Ордин. Это был человек, который после критических статей и неизменной реакции на них – возмущённых звонков – мог защитить коллег, сам отвечая на такие звонки. «Я своим корреспондентам доверяю!» – говорил он в трубку, и после этого выяснение отношений становилось бессмысленным. Если кто-нибудь из коллег, начиная заболевать ОРЗ, попадался на глаза редактору, тот прогонял домой «чихальщика» с настоятельной просьбой пролечиться за три дня. И больничный лист не требовал.

Третьим редактором, вместе с которым работала Любовь Николаевна, стала Татьяна Васильевна Бурова. Это было время движения редакции по пути технического прогресса. Но, к сожалению, с развитием техники стало сходить на нет всё, что раньше активно развивалось в сельском хозяйстве. Всегда будоражила Любовь Николаевну такая картина: в поле одновременно работают 15 комбайнов. С сожалением она вспоминает о том, что не раз видела такое, но в этот момент рядом не было фотоаппарата. В редакции фотокор был один и, конечно же, был неуловим. Теперь же она сама может сделать любой кадр, так как давно уже на «ты» с фотокамерой. Но разве увидишь сейчас в поле столько техники сразу?

В это время в газете появилось много новых рубрик, одна из которых, «Деревенька моя» (идея принадлежит Т.В.Буровой). Л.Н.Проценко считает работу над ней самой значимой и любимой. Собирая материалы для этой рубрики, она побывала в каждой деревне Фалёнского района и рассказала о них со страниц газеты. «Сельский маяк» подарил ей много памятных встреч. Чего стоит одно общение с учёными из Китая и Швеции, которые посещали Фалёнскую селекстанцию!

В период компьютеров и цифровых фотоаппаратов «Сельский маяк» стал светить на областном уровне и даже выше. В Кировской области начали проводить немало журналистских конкурсов. Руководство редакции вовремя доводило о них информацию до сотрудников газеты, предлагая соответствующие их темам номинации. Бывало, не по разу в год корреспонденты газеты имели успех в том или ином конкурсе и частенько отправлялись на очередное награждение. Любовь Николаевна благодарна Т.В.Буровой за то, что вместе с ней дважды побывала в Москве, где получала призы за победу в конкурсах. Есть даже снимок, на котором наша Любовь Николаевна и министр сельского хозяйства Гордеев.

Любовь Николаевна с декабря прошлого года находится на заслуженном отдыхе, но это только по бумагам. Она молниеносно откликается на просьбы о помощи и быстро, в своём стиле, выдаёт любой материал. До сих пор мы вылавливаем из архива её фотографии, а иногда заказываем новые. Потому что знаем – она и газета нужны друг другу.

 

Разгребай!

Чтобы этот материал появился, мы с Л.Н. Проценко провели полдня в гостях у Г. Н. Буровой. Они много рассказывали мне о себе, шутили, а я в это время пыталась представить себя на их месте. Отработав немалое количество лет корреспондентом, зная специфику его работы, быть под «прицелом» такого же, как ты, я бы, наверно, не смогла. А они наговорили мне «с три короба», дали себя сфотографировать и весело прокомментировали мои будущие действия словами: «Разгребай теперь!»

Всем сотрудникам нынешней редакции они просили передать, что любят «Сельский маяк», читают и будут читать. Работать в редакции сейчас, по их мнению, даже труднее, чем раньше. Ведь и настоящее время лёгким не назовёшь. Поэтому желают, чтобы «Сельский маяк» жил как можно дольше, а всем, кто в нём работает, жилось легче.

Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика