Размер шрифта:
Цвета сайта

«Лыковы» из Нагорского

Смерть Юрия Чиркова потрясла нас всех. Мужчина умер в самом расцвете сил. Ему не было и пятидесяти. Умер от желудочного кровотечения. Обратиться за помощью было не к кому. Медпункт закрыт. Да мало того, больной решил, что у него давление. Поставив себе этот диагноз, он попросил соседку, чтобы та заказала своему мужу, находящемуся в Кирове, привезти таблеток. Сосед выполнил просьбу. Но таблетки уже не пригодились.

Эту печальную историю мне поведали в с. Нагорское, где недавно довелось побывать. К сожалению, здесь все печально. Но удивительно то, что люди здесь не робщут на свою судьбу, а только констатируют те факты, которые воспринимаются как умирание деревни.

В 2008 году в Нагорском закрыли школу. В итоге за три года село покинули 13 семей, в которых есть дети.

-А я никуда не хочу уезжать из Нагорского. Здесь родился, здесь жили и похоронены мои родители, - говорит А.С. Бельтюков. - Только вот сыну Илье приходится сейчас учиться в Филейской школе. Да ещё Павлу Кочкину. Оба они восьмиклассники. Когда закрывали школу, Скулкин сказал: «Ничего, детей надо к общественной жизни с малолетства приучать». Ему бы побыть в нашей шкуре. А теперь у нас нет ни медпункта, ни почты.

-Кстати, о закрытии медпункта нас даже не предупредили, - вступает в разговор Н.В. Березин, председатель СПК (к-з) «Нагорский». - Об этом мы узнали из районной газеты, которую мы получаем раз в месяц, в день доставки пенсии нагорским пенсионерам. Знали бы вы, как мы ждем этого дня. Люди приходят в контору и тут же с приходом почты с радостью берутся за «Сельский маяк». По сути нагорцы, как Агафья Лыкова в тайге, оторваны от большого мира. Так хоть через газету узнаем о делах в районе. Но вернемся к закрытию нашего медпункта. Опять же в газете чиновники обещали, что жители Нагорского без медпомощи не останутся. Их будет обслуживать работник Талицкой амбулатории. Недавно туда поступила ещё одна машина - УАЗ, так что ездить в деревни есть на чем. Первый раз медик из Талицы приехала в декабре. Но народ не знал о ее приезде и никто на прием не пришел. Она этим возмутилась. Во второй раз, в назначенный день собралось 12 человек. Но медик не приехала, мол, не дали машину.

Тут я как-то заболел. Жена позвонила в Талицу, чтобы вызвать фельдшера. А ей ответили, что нет бензина, нечем машину заправлять. Так что, пришлось самому себя лечить и чем придется. Для нас это стало нормой, лечимся тем, кто что посоветует. И лекарства сами себе прописываем.

-Да, это так, - поддерживает Николая Васильевича бухгалтер Ольга Викторовна Мусихина, - когда едем в Фаленки, так нам целый список заказов на лекарства, да других поручений дают односельчане.

-А где принимает больных фельдшер, когда приезжает? - поинтересовалась.

-Да вот здесь, в колхозной конторе.

И я представила раздетых людей в этой холодине и меня ещё сильнее охватил озноб. В кабинете, хотя вовсю топилась печка, тепла не чувствовалось. Здание-то старое, ветхое. А помещение медпункта закрыто и не отапливается, хотя нагорцы выходили с просьбой, чтобы оставили истопника на 0,25 ставки.

-От нас просто отмахнулись. Здание медпункта покрепче и потеплее, чем наша контора. И перед приездом фельдшера всегда можно потопить печку, - говорит Николай Васильевич. Именно ему в первую очередь приходится вникать во все проблемы, потому что к нему обращаются люди со своими вопросами. В Белую, где находится специалист Талицкого сельского поселения, куда входит и Нагорское, быстро не попадешь, не говоря уже о самой Талице.

-Нынче мы радуемся такой зиме, - говорят нагорцы, - пусть морозно, зато не метет и дорога хорошая. А вот придет весна, и начнется бездорожье. Совсем никуда не выедешь.

Е.В. Снигирева, специалист сельского поселения, сочувствовала судьбе нагорских жителей. Но что она может сделать? В ее распоряжении даже нет транспорта. В Нагорском бывает от случая к случаю, попутным транспортом. Вот и на этот раз приехала сюда с нами, чтобы собрать заявления с жителей для участия в выборах. Кстати, до них оставалось меньше двух недель, а здешний народ даже не знал своих кандидатов в депутаты районной думы, не говоря уже о депутате в Законодательное Собрание в то время, как нас в Фаленках агитационными материалами завалили. И, все-таки из села уезжать не всяк спешит, как бы здесь трудно не было. Вот, к примеру, что сказала пенсионерка Галина Васильевна Останина: «Я здесь прожила многие годы, 27 лет работала дояркой. Люблю я это село. Плохо, что разъехалась деревня. И меня дочь зовет  в Уни. Но никуда я не хочу уезжать. До победного здесь буду жить. И сын со снохой ещё рядышком живет». Галине Михайловне Останиной 49 лет. В Нагорское приехала в 1982 году по направлению работать агрономом. Тогда в селе проживало около 300 человек. Пашни было в обработке более 4000 гектаров. Сейчас Галина Михайловна — продавец местного магазина. По ее словам, она уже решилась бы куда-нибудь уехать, но муж об этом и слушать не хочет. Кстати, на нем, как сказали, держится весь колхоз. Он механизатор и трудится на совесть.

-Слава Богу, что у нас ещё магазин есть, а то всего лишили. Пожалуй, только Талицкое сельпо о нас ещё и заботится, - говорит Галина Михайловна. - Два раза в неделю к нам привозят хлеб, в пятницу завозят и другие товары.

Конечно же, у продавца поинтересовалась, что покупают здешние жители, на какой товар больше спрос. В первую очередь берут хлеб и другие продукты питания: крупу, муку, растительное масло. Но очень редко покупают сладости. Мало кто берет фрукты, даже яблоки. Спиртные напитки более всего покупают пенсионеры, колхозники пьют меньше. Интересен такой факт. Раньше большим спросом у Нагорцев пользовалось вино, потом пиво, а сейчас перешли на водку.

-В общем, шикарно не питаются люди, - заключила продавец.

И ещё. В процессе разговора с нагорцами услышала такую реплику: «Если уж поставлена задача на умирание нашей деревни, то пусть хотя квартир 15 выделяют нам в Фаленках, ведь, по словам районного руководства, там строится жилье».

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика