Размер шрифта:
Цвета сайта

Князев Михаил Андреевич - Новое издание о наших земляках.

Недавно мне дали почитать небольшую книгу под жестким названием «Ненависть к войне». Достоверная автобиографичная повесть, написанная Михаилом Андреевичем Князевым, рассказывает о жизни наших земляков в период с 1916 по 1946 годы. Прототипом главного героя Алексея Канавина стал сам автор Михаил Князев. На примере его жизни и других членов семьи Княевых (в книге Канавиных) строится весь сюжет произведения.

Михаил Князев родился 18 ноября 1926 года в Фаленском районе. Его родная деревня Кайдалы Островновской волости, основанная в 1916 году и исчезнувшая в период 1939-1950 г.г., располагалась недалеко от известной в районе деревни Яровые. В 16 лет Михаил ушел на фронт, чтобы отомстить за смерть старшего брата Анатолия, пропавшего без вести в августе1943 года. Под Берлином накануне Победы был тяжело ранен. Осколки от снаряда застряли в легких. В последующие годы жизни ему неоднократно приходилось делать операции по их извлечению. После войны Князев закончил юридический факультет Пермского университета. Работал заместителем начальника отдела милиции Первомайского района города Ижевска, а в последние годы – начальником паспортно-визовой службы. Умер Михаил Андреевич в 2006 году, 5 апреля.

Книга «Ненависть к войне» издана после его смерти. В честь увековечения памяти брата и отца была подготовлена к печати родной сестрой Алевтиной Андреевной Кощеевой и дочерью Ларисой Михайловной Минаевой. Она вышла небольшим тиражом, всего в 30 экземпляров.

В повести интересно описывается сельский быт, народные праздники, революционные события февраля и октября 1917 г., события и легенды Сибирского тракта. Привлекают внимание события 1921 года –  неурожайные, голодные годы в Вятской губернии.

В первой части автор подробно описывает жизнь Островновской волости: быт крестьян, появление вятских фамилий, процесс переселения крестьян в города, появление первых коллективных хозяйств. Князев описывает также процедуру похорон матери на Николаевском кладбище. Он рассказывает о строительстве первых машинно-тракторных станций (МТС) на станции Фаленки, об условиях работы механизаторов.

В начале второй части повествуется о переезде семьи в районный центр Фаленки, о значении железнодорожного сообщения.

В поселке не было ни фабрики, ни завода, однако для деревенских переселенцев открывался совершенно новый, невиданный доселе мир. Особенно в диковинку им была железная дорога. На станции постоянно можно было видеть составы с тяжело дышащими паровозами. Пассажирские поезда часто останавливались, из вагонов на перрон выходили пассажиры, чтобы купить у местных молоко, яйца, лук и другие продукты. Где-то после полудня, не снижая скорости, протяжно гудя, проносился курьерский поезд. Гудок паровоза был слышен далеко по всей округе. По нему люди определяли точное время и переводили стрелки настенных ходиков.

С утра до вечера слышался рокот моторов, урчание машин в МТС и в селекционной станции. «Деревенская тишина, в сравнении с лязгом железа, шумом моторов, даже топотом копыт и стуком колесниц по торцовому деревянному покрытию на главной улице Фаленок, казалась мертвой тишиной, которая нарушалась всего-то нежным щебетом и пересвистом птиц, шелестом листвы от ветра, да треском в углах изб от мороза в зимний период».

А вот как описывает автор начальные дни войны: «Уже на второй день все пришло в движение. На вокзале постоянно можно было наблюдать толпы людей, отправляющихся и провожающих. Это объяснялось тем, что со станции шла отправка мобилизованных из трех районов.

Все свое свободное время подростки проводили на вокзале, где наблюдали и пляски, и песни под гармонь, и тут же рядом душераздирающий плач и причитания какой-либо молодой, сильной женщины, обхватывающей за шею кормильца семьи и вперед предсказывающей, какие страдания и мучения предстоит ей вынести, на кого он покидает ее. Наблюдая за проносившимися на Запад длинными эшелонами, нередко идущими под двойной паровозной тягой, с техникой на платформах и вагонами до отказу заполненными людьми, подростки восхищались силой и говорили, что фашистскую нечисть скоро разобьем. Их мальчишеский восторг омрачался тем, что не успели подрасти и им не доведется повоевать…»

«В поселке жизнь не затухала, а наоборот кипела с удвоенной энергией. Ушедших на фронт мужей и сыновей заменили матери и жены, ранее в большинстве числившиеся домохозяйками. Началось строительство крупной межрайонной нефтебазы, к которой прокладывались железнодорожные подъездные пути, километрах в трех от поселка строили запасной аэродром. Строили бараки, рубленные и дощатые, с засыпкой шлаком.

На запасных железнодорожных путях и на специально построенных железнодорожных тупиках стояли утепленные вагоны для жилья, в которых жили мостостроители, которые вели строительство мостов и вторых железнодорожных путей».

В одной из глав идет обстоятельный рассказ о действиях Анатолия, старшего брата, в составе дивизионной разведгруппы и его героической смерти. В повести прослеживается весь боевой путь Алексея, главного героя - снайпера, связиста, разведчика, вплоть до боев за Берлин. В 18 лет он стал инвалидом войны.

В конце книги помещены фотографии членов семьи Князевых: Андрея, Дарьи, Анатолия, Михаила и современная фотография полковника внутренних дел Михаила Андреевича Князева.

Повесть «Ненависть к войне» я прочитал с большим интересом. Думаю, книга будет интересна нашим землякам – жителям поселка и района. Очень важно, чтобы на примере наших фаленских, вятских дедов, отцов, братьев воспитывалась наша современная молодежь. Найти повесть можно в районной библиотеке.

Вячеслав Ситников, краевед.

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии