Из истории моей семьи - Алексей Брагин (Рякины)
Мои родные бабушка и дедушка (по маме) родились в Вятке в селе Низево. По рассказу моей бабушки, полдеревни были Рякины. Бабушка Рякина (в девичестве тоже Рякина) Анна Федоровна (1897 года рождения) и дед Рякин Василий Иванович (1894 года рождения).
Бабушка была из семьи середняков, у них была лошадь, поэтому жили бедно, но терпимо. А вот дед был из очень бедной семьи. У них в доме даже не было печной трубы и избу топили по-черному. Валенки были одни на всю семью, поэтому зимой дети выбегали на улицу по очереди.
Но в домах у русских крестьян было чисто и опрятно. Мне запомнился рассказ бабушки, как раньше сватались к девушкам. Придут сваты в дом к невесте с шутками-прибаутками. И первым делом начинают во все углы заглядывать. Вначале в сенки зайдут, посмотрят, какой там порядок.
У вятских крестьян раньше было принято сооружать туалет прямо в сенках. И даже там сваты все обязательно проверят, а уж потом зайдут в избу. Так, где тут невеста спит? И под кровать заглянут. А, если, где какой мусор увидят, или пыль, то сразу разворачиваются. Дескать, мы к вам по ошибке зашли, нам тут делать больше нечего.
В вятских деревнях неряшливых людей не любили, бабушка их называла «странями». А, вообще, странь – это чисто вятский диалект. Мне пришлось бывать в разных регионах страны, но нигде больше такого слова я не слышал. Поэтому, когда я слышу, что якобы русские люди неряшливый народ, у меня есть, что на это возразить. Я горжусь своими русскими, крестьянскими корнями. В нашей семье из поколения к поколению передавалась любовь к порядку.
Бабушка и дедушка в детстве окончили церковно-приходскую школу (три класса). Оба были отличники. По рассказам бабушки, порядки в школе были строгие: шалунов и лентяев ставили в угол на горох. В школе изучали закон божий, поэтому бабушка помнила наизусть молитвы и до конца жизни оставалась набожной.
Бабушка мне рассказывала про своего отца Федора (отчество не знаю) Рякина. Прадед мой хоть и был простым крестьянином, но проявлял большой интерес к политике, поэтому вступил в партию эсеров. Он читал и распространял среди односельчан запрещенные газеты. Одно время его преследовала полиция, и он был вынужден целый месяц скрываться на болоте, а бабушка носила ему в узелке еду. Бабушка рассказывала, что он даже был делегатом какого-то съезда. Но в начале 20-х годов он в быту ошпарился кипятком, стал инвалидом, поэтому активного участия в политической жизни страны не принимал.
Мой дед принимал участие в Первой мировой войне. В качестве семейной реликвии мы храним трофейный немецкий компас, который он привез с той войны. Сохранилась и фотография той поры, на которой дед (он в центре) со своими однополчанами. Когда началась Гражданская война, он вступил в Красную Армию, а затем в большевистскую партию. Где и как он воевал – об этом я ничего не знаю.
Запомнил я еще одну историю, которую мне бабушка рассказывала. Рядом с Низево был какой-то водоем (то ли озеро, то ли пруд). И в нем водилось много рыбы. А когда была война, мимо шли солдаты. Бросили гранату в воду, рыба всплыла. Ухи сварили и ушли. Но с тех пор рыбы там не стало.
После войны дед вернулся в Низево, и там они с моей бабушкой поженились. Их обручальные серебряные кольца мы тоже храним. В 20-е годы дед с бабушкой уехали из села. Но там остался мой прадед Федор Рякин. Его жена (моя прабабушка) умерла, и он женился во второй раз. Причем, его вторая жена была сверстницей моей бабушки. Во втором браке у прадеда родились еще дети, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. А прадед мой умер сразу после войны.
Забегая вперед, скажу, что мой дядя Владимир Васильевич Рякин (1930 года рождения) после службы в Армии переехал в Низево. И там прожил всю жизнь, работал трактористом в колхозе, недавно он скончался.
Мои бабушка и дедушка в разные годы жили в Кудымкаре, в Верещагино, а в конце 30-х годов переехали Зуевку, где в 1937 году родилась моя мама Брагина (Рякина) Неля Васильевна. С той поры сохранилось несколько групповых фотографий. Кто эти люди, с которыми фотографировались мои дед и бабушка, я не знаю. Но еще в детстве любил рассматривать эти старинные фотографии. Дед мой был на руководящей работе, занимался заготовкой хлеба. На одной фотографии как раз запечатлен момент сдачи хлеба. Где была сделана эта фотография и в каком году? Тех, кто мог бы об этом рассказать, уже и нет в живых.
В годы Великой Отечественной войны мой дед работал на железной дороге. Умер он в 50-х годах. А бабушка прожила до 80-х годов и в детстве нянчила и воспитывала меня.
Анализируя рассказы моей бабушки и то, что я в книгах прочитал, прихожу к выводу, какую значительную роль сыграл Великий Октябрь в жизни простой крестьянской семьи. Ведь жили крестьяне до революции в дикой бедности и темноте. Три класса образования – и твой потолок. А советская власть дала большой старт нашей семье.
Судите сами. У бабушки с дедушкой было трое детей, двое из них закончили техникумы, а дядя-тракторист, он тоже всегда был в почете. Честных тружеников всегда ценила советская власть. Шесть внуков родилось, у пятерых (!) - высшее образование.
Поэтому с грустью смотрю на то, что сейчас происходит в нашей стране. Селу Низево в этом году исполнится 335 лет. В годы советской власти оно достигло своего расцвета. А сейчас колхоза нет, школу закрыли, и доживают там одни старики. К большому сожалению, снова нас всех толкают в нищету и темноту…
Алексей Брагин, родился в 1968 году в Барнауле (Алтайский край). По профессии – журналист. Сейчас работаю в Москве в Государственной Думе в аппарате фракции КПРФ.
Вложение | Размер |
---|---|
sdacha_hleba.jpg | 1.25 МБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Комментарии
На этом фото сдача урожая. 20-е годы.
На этом фото сдача урожая. 20-е годы. Редкое фото. Вряд ли где еще сохранилось. На фото есть мой дедушка.
Сергей Георгиевич, здравствуйте. Хорошо, я сегодня набросаю материал. Сегодня с мамой поговорил на эту тему. Но ей хоть почти 80 лет, но это фото сделано задолго до ее рождения. Предположили, что фото сделано в Зуевке. Поскольку в 20-30-е годы дед и бабушка уехали из Низева, но жили в том же регионе. Мама моя родилась уже в Зуевке в 1937 году. А про жизнь в Низево до революции я сегодня пришлю рассказ (то, что мне бабушка рассказывала).
Алексей .
Сдача урожая?
Да, редкое фото!
А нельзя ли его выложить в бОльшем разрешении. На первый взгляд, судя по деревьям, стоящим без единого листочка, больше похоже не на осень, а на раннюю весну. Если так, то это не сдача урожая, а наоборот. Или здесь настолько поздняя осень, что все листочки до единого уже опали?
Фото в большем разрешении
Здравствуйте. Спасибо за публикацию истории моей семьи. Насчет фотографии "Сдача хлеба" узнал дополнительную информацию от мамы. Она подняла документы. Скорее всего, фото сделано в Дебесах (Удмуртия) в 20-е годы. В то время там проживали мои бабушка и дедушка. Там родился мой дядя. Кстати, это фото загрузилось на сайт не в очень лучшем качестве.
Алексей .