Размер шрифта:
Цвета сайта

И это тоже наша история

Копия этого документа появилась у меня случайно. Чем заинтересовал сам документ, когда по просьбе знакомых искала в районном архиве данные о раскулаченных, не знаю. Но, видимо, чем-то зацепил. Правда, лежал тот листок до поры до времени без надобности. В последние дни, когда со всех сторон слышатся призывы прийти на выборы Президента страны 18 марта и проголосовать, вдруг совершенно неожиданно попал на глаза. Наверное, время пришло.

Так что же это за документ? Речь о «Списке лишенных избирательных прав, утвержденном президиумом Фаленского райисполкома Горьковского края по Кропачевскому сельсовету».

В нем имена, возраст, причины лишения избирательных прав и время лишения последних (то есть прав) членов шести семей, которые проживали на территории Ильинского сельского округа (в его границах находилась деревня Кропачи). Первый в списке стоит семья Коротковых – Сергея Николаевича, его жены Александры Николаевны и матери, тоже Александры Николаевны. С 1929 года они не имели права участвовать в выборах, так как Сергей Николаевич после революции 1917 года был арендатором мельницы, содержал постоянных работников. По современным меркам занимался малым бизнесом. Двумя годами раньше избирательных прав лишился Прокопий Алексеевич Соболев, его жена Марфа Ивановна и сын Прокопий Прокопьевич. Виновными посчитали за «закабаление бедноты через продажу земли, предоставление сельхозмашин на кабальных условиях, применение в больших размерах наемного труда в сельском хозяйстве до и после революции» (цитирую запись в документах). Из-за того, что занимался торговлей мясом в больших размерах, систематически эксплуатировал чужой труд (видимо, чтобы вырастить скот и получить то самое мясо) пострадал в 1930 году Николай Андреевич Лекомцев, а также его жена Парасковья, сын Александр и дочери Агафья и Феклинья. В том же, 1930 году, избирательного права лишился 31-летний Аркадий Васильевич Шуклин, занимавшийся «крупной торговлей разными товарами из собственного магазина до революции, а после нее сдававший торговое помещение в аренду под пивную». Да еще и «эксплуатировал до 1925 года чужой труд в больших размерах». Сейчас назвали бы его мелким торговцем. «Перепродажа хлеба в больших размерах, закабаление бедноты через дачу хлеба в заем под проценты» (ничего не напоминает?) – это причина лишения избирательных прав в 1931 году Петра Николаевича Соболева, его жены Натальи Васильевны, дочерей Марии и Надежды, сына Василия. В списке еще одна семья – Вершининых: Сергея Афанасьевича, его братьев Петра и Алексея, сестры Афанасии, родителей Афанасия Кузьмича и Дарьи Григорьевны. Явная фермерская семья, как сказали бы в веке нынешнем. А в далеком 1928 году их обвинили в «систематической эксплуатации чужого труда в сельском хозяйстве (до 500 паденщин ежегодно)». В конце же еще приписано, что отец, 57-летний Афанасий Кузьмич, был стражником.

Вот такой документ. Любопытный и странный одновременно. Но все это было. И это часть нашей истории. Возможно, кто-то из ныне живущих в районе узнает своих родственников в выше перечисленных, впишет факты в свою родословную, ведь, как правило, о них в семьях особо не распространялись.

Деревни, сёла, поселения района: 

Аналитика

Яндекс.Метрика