Диенский вяз-сторожил
Когда В.А.Мошонкин, ветеран Великой Отечественной войны прочитал в «Сельском маяке» заметку о Катаевской сосне, которой был присвоен статус самого знаменитого в Кировской области дерева, его обуяла ревность. «Да наше диенское дерево и больше, и старше!» – так он высказывал мне свое возмущение.
Правда, хоть Василий Андреевич и родом из Диенок, все же сомневался: живо ли это дерево сейчас. В бывшей родной деревне, что в пятистах метрах от границы территории фаленской птицефабрики, он не был лет 20-25. Вот и задался целью побывать там, убедиться, что дерево еще стоит. А повод для сомнений, действительно, был. Дерево-то было дуплистым и под действием сильного ветра могло легко сломаться.
Уговорив председателя районного общества инвалидов А.А.Кокоулина, собрались на встречу с детством и юностью Василия Андреевича, который по такому случаю принарядился, начистив до блеска свои полуботинки. Не забыл он и сумку с продуктами, чтобы то ли отметить здравие дерева, то ли помянуть его за упокой. При этом сразу объявил, что «командовать парадом» будет лично (то есть показывать, как и куда ехать).
И вот Анатолий Анатольевич везет нас на «Волге» по указываемому нашим «командиром» маршруту. По представлениям Василия Андреевича, дорога до Диенок должна бы быть «кать-кати», да на деле вышло не так. Едем по периметру границы птицефабрики. Вначале дорога, и, правда, накатанная, потом пошли лужи, одна другой обширнее и неизвестной глубины. Водителя взяли сомнения: «Проедем ли? И той ли дорогой едем?» И были они не напрасны. Оказалось, что дорога, по которой ехали, предназначалась для вывоза полужидкого навоза с птицефабрики до полигона складирования. Когда-то положенные для укрепления полотна плиты под весом груженых тракторов и действием обильных осадков, вошли в грунт и лежали беспорядочно. «Волга» это сразу же почувствовала, скребнув о что-то твердое «брюхом». Но надо отдать должное водителю: он показал свою смелость и мастерство вождения по бездорожью. К нашей цели мы подъехали максимально близко. Кроны высоких деревьев были уже видны, но до них надо было еще дойти. Как? По всему полю, которое когда-то пахалось и засевалось еще отцом Василия Андреевича, сплошной стеной, высотой до полутора метров, росли мощные сорняки: крапива, лебеда. Напрямую через заросли пройти невозможно. Искать проход по колеям от тракторов взялся Н.М.Коротких, тоже бывший житель Диенок. В отличие от других он был в сапогах.
Пока ждали Николая Михайловича (с надеждой, что найдет проходимую для «питонов» в туфлях дорогу), Василий Андреевич возмущался: «Как можно загадить и запустить поле, на котором во времена колхоза сеялись хлеба, садилась картошка?» Да и птицефабрика, выкупив земельные паи у бывших колхозников, засевала его, чтобы готовить из «зеленки» витаминно-травяную муку.
Наконец Николай Михайлович вернулся. Объявил, что пройти можно, правда, испачкаться придется. Помогая Василию Андреевичу лавировать между грязью и лужами, все же добираемся до высоких деревьев, заросших по краям черемухой.
Деревни, конечно, и в помине нет. Кругом заросли мощных сорняков. Василий Андреевич сразу бросился искать свое дерево с дуплом. Им оказался вяз, действительно, стоящий внимания. Втроем с трудом обхватываем его ствол. Крона высока и довольно раскидиста. Нашли и дупло, в которое Василий Андреевич залезал в детстве со своими сверстниками, используя его как пещеру. Правда, сейчас дупло в размерах уменьшилось, обросло корой. Да и осваивают его только птицы, что видно по оставленным ими следам. С северной и северо-восточной сторон полукругом стоят пять тополей, выросших позднее. Они-то и помогают выстоять вязу-старожилу. Со слов Василия Андреевича, дереву не меньше 125 лет. Этому вполне можно верить, ведь нашему ветерану самому без малого 95 лет.
В подсчете возраста вяза Василий Андреевич ориентировался на воспоминания одной из жительниц этой деревни. Ставя новую избу напротив вяза, она приговаривала: «Стой изба столь долго, сколько этот вяз. А ему уже тогда было за двадцать пять лет. Не устояла изба, да и вся деревня, а вяз и сейчас живет и здравствует.
Расчистили место, и пошли воспоминания, связанные с этим деревом. Кроме того, что дуплистый вяз был излюбленным местом игр деревенской детворы, под ним всегда был «круг» (земляная площадка, утрамбованная ногами при плясках, танцах и прочих массовых посещениях. - Прим. автора). Сюда собиралась молодежь на вечерки. Говоря современным языком, – на дискотеки. Обязательно были два-три гармониста, игравшие плясовую и танцевальную музыку, сменяя друг друга. На «кругу» одновременно танцевали пар по пятнадцать: приходила сюда молодежь из окрестных деревень. Зимой – свои забавы. Под этим вязом к масленице молодежь делала горку, хорошо пролитую водой, чтобы лед был гладким. Парни катали девок на санках, устраивая соревнования, – кто дальше укатится с горы. Разбег делали вдоль деревни до самой речки Антонихи. Для детворы тут же устраивали ледяные карусели: вмораживали столб, к которому крепили подвижной шест. К одному его концу привязывали санки с седоком, за второй раскручивали с такой силой, что не каждый на санках мог усидеть.
Вот такие воспоминания услышали мы от В.А.Мошонкина и Н.М.Коротких, уроженцев Диенок. Деревни нет, да и из бывших ее жителей в Фаленках осталось пять человек.
А вяз стоит. Пожелав дереву и дальше расти, радуя и удивляя людей своим долгожительством и размерами, договорились еще раз приехать к нему, чтобы официально зафиксировать необходимые параметры диенского вяза, взяв с собой компетентных людей, чтобы после этого можно было оспаривать его приоритет как самого почетного дерева Кировской области.
А.Нелюбин.
P.S. Размеры диенского вяза: обхват ствола – 3 метра 85 сантиметров, диаметр – 1 метр 10 сантиметров, высота – 13,8 метра.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии