Девчонки и мальчишки - в очередь за книжкой!
Тепло, светло, уютно и множество книг, аккуратно, с любовью расставленных на стеллажах; приветливая, доброжелательная и, по всему видно, очень умная хозяйка в роговых очках с сильными линзами, отчего её серо-голубые глаза кажутся огромными. Она напоминала мудрую сову из сказки. «Настоящая хозяйка храма мудрости», -пронеслось в голове. Именно такие ассоциации были у меня, когда я перешагнула порог библиотеки Талицкой школы и увидела Эльвиру Николаевну Опушневу, школьного библиотекаря.
– У вас здесь очень хорошо, Эльвира Николаевна, всё на своём месте. Ваш кабинет совсем не похож на обычное книгохранилище учебников и методлитературы. Мебель, смотрю, неплохая, интересные, красочно оформленные выставки книг, детские поделки, рисунки, вазочки с цветами. Хочется посидеть, полистать журналы, книги, обстановка к этому располагает.
– Я тоже считаю, что у нас неплохая да и не маленькая для школы библиотека. А с мебелью сын помог: столы и выставочный шкаф собраны из ненужной, раскомплектованной магазинной мебели. Им не надо, а нам хорошо еще послужат. (Сдовольной улыбкой сказала хозяйка, рукой поправив свои большие очки).
В качестве библиотекаря я всего второй год. До меня трудилась Е. Н. Агафонова,но по семейным обстоятельствам ей пришлось оставить работу. А я, вообще-то, уже и не думала, что вернусь в школу, так как вышла на заслуженную пенсию и совсем отстранилась от школьных дел, отвлеклась, расслабилась. Но муж, а он тоже в школе работает, однажды пришел домой, скомандовал: «Нужен работник. Быстро нужен!» (С присущей ей иронией произнесла она, интонационно подражая супругу, и засмеялась). Пришлось выручать.
– Можновшколе обойтись без библиотекаря?
– Библиотека в школе, конечно, нужна, а, соответственно, и библиотекарь необходим. У нас немаленький фонд, 12271 книжка, из них 1806 учебников, много нужной методической литературы для учителей, а так же есть научно-популярная, познавательная, художественная, в общем, на любой спрос и для любого возраста. Вот совсем недавно приобрели замечательные книжные комплекты классным руководителям для всех трех звеньев. Единственное, у нас недостаточно дидактического материала.
Библиотекарь в школе отвечает не только за выдачу книг, он – активный участник учебно-воспитательного процесса, сотрудничает с учителями-предметниками, классными руководителями, родителями и, конечно, детьми. Я помогаю подобрать им необходимую литературу для подготовки докладов, рефератов, к внеклассному чтению. Сама провожу классные часы, библиотечные, информационно-познавательные уроки, игры, викторины, выступаю на родительских собраниях, методобъединениях учителей, оформляю стенды, стенгазеты, готовлю детей к районным конкурсам, праздникам. Делаю презентации на различную тематику с помощью компьютера: стараюсь работать в ногу со временем. Изучаю читательский спрос, так как заинтересована, чтобы дети шли ко мне, читали. Лучших стараюсь отметить, поощрить. Работы много, а вот зарплата школьного библиотекаря, что обидно, совсем маленькая.
– А как, на какие средства, пополняете библиотечный фонд?
– Это больной вопрос. Бюджетных средств, как всегда, не хватает, спонсоров нет, стараемся изыскивать сами. Летом, к примеру, сдали макулатуру, на вырученные деньги закупили книжные новинки на одной из кировских баз, там всё намного дешевле. Родители наши дарят издания из своих домашних библиотек. А в прошлом году хорошая современная литература по разным направлениям, в том числе всевозможные словари, поступила через департамент образования. По поводу недостающих учебников я договариваюсь с другими школами, которые могут временно, на год, предоставить книги для наших учащихся.
– Много ли желающих читать, и какие книжки пользуются спросом?
– Всего у меня числится 105 читателей, помимо участников образовательного процесса записаны и другие жители села, любящие почитать на досуге. Из ребят больше читают, конечно же, старшеклассники. Им не то, чтобы хочется этим заниматься, просто надо, требуют. Я всегда держу на контроле, все ли школьники взяли книжки по программе, иной раз и заставляю. Большинство читают неплохо, но не эмоционально, не выразительно, как того хотелось бы.
В основном современные дети читают книжки по программе литературы, то есть те, которые изучают на уроках, для души берут редко. Ребята помладше гораздо меньше стали читать сказки, плохо знают пословицы, поговорки, загадки с трудом разгадывают. Вывод делаю такой: дома родители мало уделяют внимания чтению.
Наибольшим спросом у наших школьников пользуется периодика, поэтому по возможности выписываю журналы, газеты для детей разного возраста. Нынче, к сожалению, не смогла этого сделать, денег нет.
– Эльвира Николаевна, спасибо за ответы. Пусть в вашей библиотеке всегда будет много читателей, любящих и берегущих книги! С праздником!
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии