Размер шрифта:
Цвета сайта

Чтобы музыку любить

Мне помогала музыка забыть
И то, что я забыть не мог, бывало.
И то случалось музыке будить,
Что было на века, да миновало.
Бывало, замирал притихший зал,
И предо мною раздвигались дали,
И мне казалось, что игравший знал
О радости моей и о печали…
 Расул Гамзатов.
 
 
 Музыка… Волшебная  материя, способная растопить лёд самого холодного сердца. Она заставляет замереть и слушать нескончаемо долго, прислушиваясь к шёпоту души. Волшебство, сказка? Наверное.
-Я бы всех брала в музыкальную школу,-  обмолвилась в беседе Анна Васильевна Деревянко, преподаватель Фалёнской школы искусств. – Даже не закончившие музыкальную школу ученики, а просто учившиеся в ней какое-то время, по-другому чувствуют этот мир.
Анна Васильевна знает, о чём говорит. Стаж преподавания её в школе искусств 38 лет. И все эти годы она учила детей не только как правильно петь в хоре, читать по нотам, но и разбираться в музыке.

-Однажды я поймала себя на мысли, что почти все мы, люди разных возрастов продолжаем петь песни, написанные десятилетия тому назад. Эти песни действительно, наше достояние. Они прекрасно ложатся на голос, запоминаются сразу и навсегда. Я не говорю уже про музыку великих композиторов, которую мы слушаем веками. А вот о большинстве песен нынешних лет так сказать не получится.
Мы сидим с Анной Васильевной в её маленьком кабинете, где вряд стоят несколько парт, уютный ковёр на полу и фортепиано сразу у входа. Здесь проходят занятия хора и сольфеджио.  Пока нет ребятишек, есть время поговорить о возвышенном.
Музыку Анна Васильевна просто боготворит, говорит о ней так задушевно и тепло, что кажется она осязаемой, как добрый друг, зашедший на чашечку чая. Вот сидит рядом с нами и слушает, что мы о ней, о музыке говорим.
Петь Анна Васильевна любила всегда, с самого детства, хотя и не было в роду музыкантов. Но, то ли детство - трудное и безрадостное поспособствовало развитию таланта, то ли так судьбе угодно было, но после 7 класса 14-летняя Аня, прочитав в школе объявление о приёме в культпросветучилище, уехала в Киров. Экзаменов не боялась, хотя и волновалась сильно: какими комиссии покажутся её музыкальные данные… Комиссия её пение одобрила и Анна стала студенткой.
-Первый и второй курсы были очень тяжёлыми. Я ведь росла в леспромхозовском посёлке Белохолуницкого района, музыкальной школы там не было и мне приходилось нелегко. Тем более что большинство моих сверстников пришли в училище после музыкальных школ и уже многое знали и умели.
Но Анна  выстояла и успешно закончила дирижёрско-хоровое отделение, выучилась и игре на баяне и фортепиано. Распределение – Фалёнки, районный Дом культуры, должность – художественный руководитель хора.
-Считалось, что мне повезло, - вспоминает Анна Васильевна, -  ведь тогда мало кто попадал именно в районные Дома культуры. Чаще всего распределялись в деревенские и сельские клубы, а я вот сразу в районный. Меня определили на квартиру к Лидии Михайловне Смольниковой. Жили мы с ней душа в душу. Она относилась ко мне по- матерински тепло и заботливо. Да и коллектив в Доме культуры был замечательный. Директорствовала тогда Лия Афанасьевна Веселкова, а руководителем духового оркестра работал Пётр Егорович Коротаев. Это были настоящие учителя. Для всех. И для меня, и для детей, которые приходили в ДК.
Анна Васильевна вспоминает, каким был в те годы хор. До 50 человек доходило! И она совсем юная должна была отрепетировать и оточить мастерство каждого певца. И как же приятно было услышать похвалу от руководства за хороший концерт. А работали всегда в тесном сотрудничестве с духовым и эстрадным оркестрами.
-Какие замечательные и запоминающиеся концерты  тогда в ДК проходили!
Вскоре Анну Васильевну пригласили в музыкальную школу по совместительству, а затем она перешла туда работать совсем педагогом хора и теоретических дисциплин. Сразу же поступила в училище искусств на дирижёрское отделение. И побежали годы под знаком детства.
К ней на урок приходили семи и восьмилетние неумехи, а заканчивали школу вполне уверенные в себе юные музыканты. Не все они, конечно, продолжили музыкальное образование в специальных и высших учебных заведениях, но они есть и их не мало. И работают они сейчас в музыкальных школах области и за её пределами, вспоминая, вероятно наставления Анны Васильевны как самые добрые уроки в жизни.
-Анна Васильевна помнит всех своих учеников с самого первого набора. Она относиться к ним очень тепло, и они очень любят её. Как руководитель, я полна благодарности Анне Васильевне за её самоотверженный труд. Она по-прежнему ведёт занятия, оставаясь такой же всепонимающей, ответственной и надёжной, - говорит директор школы искусств Л.А.Сущенко.
Её труд отмечен почётными грамотами от администрации района, благодарственным письмом от Департамента культуры Кировской области, званием «Ветеран труда».
Годы пролетели почти незаметно. Бывшие ученицы Анны Васильевны стали взрослыми и тоже выбрали эту профессию – учить детей музыке. Валентина Михайловна Кислицына, Надежда Ивановна Шикалова, Ирина Александровна Смольникова … И  к ней в класс по-прежнему приходят дети. Чтобы научиться правильно и красиво петь,  получить основы музыкальной грамоты, более глубоко изучить теорию музыки. И, конечно же, научиться любить и слушать музыку. Возвышенную, вдохновенную, тонкую. В.А.Сухомлинский говорил: «Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрас­ном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могу­чее средство самовоспитания». Точнее, пожалуй, не скажешь. Примерно так же своим ученикам говорит и Анна Васильевна. И поэтому уверена, что в музыкальную школу надо брать всех. Чтобы потом, спустя время, любить и понимать хорошую музыку, говорить о ней со знанием дела и, конечно же, хоть немного разбираться в ней.
 
Наталья ШЕЙФЕР.
На снимке автора: А.В.Деревянко

Аналитика

Яндекс.Метрика