Быткомбинат. 9 июня – День работников текстильной и лёгкой промышленности
Среди населения часто можно услышать: «В магазине, в быткомбинате», «Как найти? Да в быткомбинате», «Быткомбинатовские встретились...»
Службы бытового обслуживания в районе нет уже лет десять, а название «быткомбинат» всё ещё на слуху. Порой, столкнувшись с какой-то незначительной проблемой, сетуешь: «Был бы быткомбинат...» А работавшие в сфере бытового обслуживания ежегодно собираются в свой профессиональный праздник. Правда, не в родных стенах, там для них места уже нет. И вспоминают.
После очередной такой встречи и накануне Дня работников текстильной и лёгкой промышленности, к которому бытовое обслуживание имело непосредственное отношение, и состоялся наш разговор с В.В. Романовой, которая одиннадцать лет возглавляла службу. Причём, достались ей самые трудные 90-е годы прошлого века.
Как работала служба быта? Чем была для населения? Валентина Васильевна рассказывает.
«В быткомбинат работать я пришла в 1965 году. Швейной мастерской заведовала Галина Григорьевна Суставова, закройщиком верхней одежды была Татьяна Яковлевна Шиврина. Эти женщины начинали работать в годы войны. Были совсем молодыми девчонками. Они рассказывали, как шили гимнастёрки, брюки, подшлемники. Всё это отправлялось на фронт. А из кусочков ткани они шили кисеты, и каждая вышивала своё имя: «Галя», «Таня».
Предшественницей же быткомбината была артель инвалидов «Звезда», где шили, оказывали парикмахерские услуги, фотографировали. К службе услуг относился цех леспромхоза, где варили квас, пиво, ловили рыбу. Вот из артели «Звезда» и «вырос» быткомбинат со своим управлением.
Бригадир одной из двух бригад швейного цеха В.Ф. Рычкова (в бригаду входили Р.А. Блинова, Н.Н. Родыгина, А.М. Мошонкина, Н.П. Багаева) вспоминала: «Новое здание быткомбината строили сами. Каждый кирпич побывал в наших руках. Как радовались, когда из разбросанных по посёлку помещений в 1963 году перебрались в новое здание. Старательно работали все. Скажут порой: «План не идёт, в выходной надо поработать». Выходили все».
В 1965 году в штате службы бытового обслуживания было 158 человек. Ежегодно коллектив пополнялся молодёжью. Швейные цеха работали в Талице и Белой. Во всех населённых пунктах района были приёмные пункты. Служба быта была опорой для населения, особенно сельского. Разъездная бригада регулярно выезжала на село. Закройщику, парикмахеру, приёмщику, мастеру по ремонту бытовой техники работы хватало. Заказы привозили мешками.
Какие только услуги не оказывали. В швейном цехе работали бригады по пошиву лёгкого платья, верхней одежды и брюк, был индивидуальный пошив. В две смены 22 человека шили спецодежду для кировских заводов, постельное бельё. Пальто, костюмы участникам художественной самодеятельности, занавесы для домов культуры, наряды модницам – всё было по плечу нашим швейникам. Обшивали всех перед выпускными балами, новогодними праздниками. Работали трикотажный и скорняжный цеха. В последнем кусочки овчин сшивали, а потом шили из пластин меховые куртки. Снабжали ими не только свой, но и Ярский район. Шили меховые шапки, которые население рассылало родственникам и знакомым по всей стране, кожаные перчатки. Работала парикмахерская, мастерские по ремонту обуви, сложной бытовой техники. Даже мототехнику ремонтировали. Были своя столярка, шерстобитка, делали расчёс шерсти, выделывали овчины, принимали вещи в химчистку, оказывали ритуальные услуги, пахали огороды и даже пасли коз. Работал прокат, где можно было взять холодильники, телевизоры, лыжи с ботинками и коньки, посуду, палатки, гитары. Все услуги были востребованы.
Очень сложным для коллектива был 1991 год. Кое-как сводили концы с концами. Бытуправление рухнуло, закрылись большинство районных быткомбинатов. Мы остались на плаву. И началось в буквальном смысле слова выживание. Прекратил своё существование облшвейбыт, снабжавший всем необходимым швейный цех. Приходилось оформлять ссуды, чтобы закупить необходимое, брать под реализацию. Стали закрываться сельские приёмные пункты. Договаривались с администрациями сельских поселений, чтобы забирали и привозили баулы с собранными для ремонта одеждой и обувью. Население нищало, поэтому приходилось перешивать из старого. На это уходило много времени. Но руки умелых закройщиков творили чудеса и порой из ничего делали новую вещь. Из-за отсутствия бензина редкими стали выезды на село. Выручали сельские водители, за «спасибо» привозившие и увозившие заказы.
В 1992 году в коллективе было 80 человек. В Талице работали телемастерская, швейный цех и парикмахерская. Швейные мастерские сохранились в Белой и Филейке.
В 1997 году в коллективе было уже 47 человек. Но большинство услуг продолжали оказывать. Планов сверху не было, но не было и скидок по налогам в бюджет и другим статьям. Гасили долги, приобретали топливо за счёт продажи накопившейся на складе рабочей одежды. Выручали руководители организаций, колхозов и совхозов. Идя навстречу населению, ввели оплату услуг в два приёма, так как нужная сумма была не у всех. Сократили штат бухгалтерии, обязанности начальника цеха, приёмщика, технолога и кладовщика выполнял один человек. Мне приходилось быть не только директором, но и снабженцем, инженером и даже грузчиком.
В 2000 году сменилось название. Были быткомбинатом, стали МУП БОН – муниципальным унитарным предприятием бытового обслуживания населения. Но как выживали сами, так и продолжали выживать. В 2002 году с этой целью сдали в аренду помещение. Коллектив всё ещё держался на «золотых» руках наших швей Н.Г. Даниловой, Н.Н. Бяковой, Г.В. Воробьёвой, Л.В. Злобиной, парикмахера Т.А. Обуховой, телемастера В.В. Рылова, приёмщика А.А. Чирковой, работавших в сельских приёмные пунктах Н.Н. Ермаковой, Л.С. Сатюковой, Н.В. Скоревой, Л.Е. Ушаковой, Т.М. Шуклиной, А.С. Суворовой. Пусть не обижаются те, кого не назвала, кто трудился в коллективе, всегда бывшем на виду».
В 2003 году Валентина Васильевна вышла на заслуженный отдых. А ещё через пару лет перестала существовать в районе столь необходимая населению служба бытового обслуживания, о которой большинство сожалеет.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии