Белая — Южный Судан
В один из ноябрьских дней у компьютера в кабинете директора собрался весь наш школьный коллектив — ребята, учителя, техслужащие. А поводом стала встреча с выпускником нашей школы Василием Евгеньевым. После окончания 11 класса он поступил в КВАТУ, получил специальность бортового техника, и вот уже седьмой год служит в ВВС. За это время Василий побывал во многих регионах России, выполняя различные задания командования. А последний приказ на долгих восемь месяцев оторвал его от семьи, от Родины. Василий участвовал в работе миротворческой миссии ООН в Южном Судане.
В российской группе 120 человек, 4 вертолёта, пять экипажей. Рядом — миссии Бангладеш, Индии, много наблюдателей.
Первая смена российских военнослужащих жила в палатках на болотах. Условия жизни были очень суровые. Многие заболели малярией. А у тех, кто остался здоров, она может проявиться в течение последующих двух месяцев. Сейчас миссия базируется в оборудованном посёлке. Там есть жилые помещения, хозблок, где располагаются душ и стиральные машины, баня с парилкой. Действует автомобильная служба, спортзал, оборудовано телевидение, связь и Интернет, столовая с трёхразовым питанием. Василий с гордостью говорит: «У нас самый красивый посёлок: везде клумбы. Посаженные пальмы так быстро выросли, что за восемь месяцев мы трижды сняли урожай». В этом мы убедились, увидев множество фотографий, которые он нам показывал.
Электричества в стране нет, но для миссии на 12 часов включают генератор. По периметру посёлка вырыт ров с водой, поставлены вышки. Охраняли русских солдаты Бангладеш.
-Работы вертолётчикам хватало, - рассказывает Василий, - перевозили пассажиров, грузы. Летали на высоте десять — пятнадцать метров, внизу хорошо всё можно было рассмотреть, сфотографировать. Из-за перемены погоды приходилось залетать в Конго, Эфиопию, Кению, Северный Судан.
Южный Судан - очень бедная страна, лишенная цивилизации. Главный город Джуба, - большая деревня. Жильё строят из соломы, обмазывая прутья глиной. Кое-где огораживают изгородью из кактусов. Встречаются постройки времён английской колонизации. Для иностранцев построены гостиницы — кемпинги. Номер там стоит 180 долларов в сутки. Жители пьют неочищенную воду из рек. В Джубе есть водозабор — помпы на солярке качают из Нила грязную воду и развозят по домам. В русской миссии очищали её системой фильтров до такой степени, что можно было пить некипячёной.
До экватора от Судана всего 500 км, поэтому очень жарко, в тени плюс 45 градусов. В сезон дождей влажно, а с октября по апрель — засуха. Почва песчаная, красноватая. В апреле всё зеленеет, можно сажать: бросил семечко — через неделю пора снимать огурцы, только надо их прикрывать от солнца, чтобы не было ожогов. Некоторые цветы живут всего полдня: вечером ничего не было, утром — цветёт, а к обеду уже его нет. Реки от жары пересыхают, тогда в русле копают яму и находят воду.
Много там водится змей, комаров, пятиметровые термитники выше деревьев. Бегемоты, крокодилы, жирафы в общем, всю африканскую фауну повидали.
Люди живут очень бедно, производства никакого нет, всё привозное. Тех, кто работает в миссии, считают богатыми, потому что они получают зарплату. Но в деревнях нечего на неё что-нибудь купить. Благотворительные фонды посылают продукты. Если при выгрузке высыпалось зерно, то дети собирали всё до зёрнышка.
В стране разрешено многожёнство. Мужчины не работают, всё делают женщины и дети. Все грузы женщины носят на голове. Детей много, но среди них большая смертность, поэтому их до трёх лет не регистрируют. Болезней — множество, страшная антисанитария. Местные жители не моются, запах пота от них слышен издалека. Одеваются в обноски, которые выдают благотворительные фонды. Да и вещей-то им много не надо — там тепло. В деревнях есть школы, дети ходят туда ради обеда, да и тот часто несут домой, где старшие делят на всех. Даже если достанется по крошечке. Угостишь печеньем — не едят, а отдают взрослому, который делит на всех.
Вот так нашему бельскому парню довелось пожить в Африке, увидеть совсем другую жизнь и убедиться, что лучше нашей земли не сыскать. И, как в песне поётся: «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна».
А впереди — новая работа, новые полёты. Одним словом — служба.
И. ЛЫСКОВА, с. Белая.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии