Размер шрифта:
Цвета сайта

Артемьев Николай Михайлович - я благодарен судьбе и горд, что был пограничником.

Николай Михайлович Артемьев – человек простой, доброжелательный в общении, уверенный в себе, на всё имеющий свое мнение, но уговорить его на это интервью было нелегко.

-Мне нечего рассказывать, тем более для газеты, – упирался он,– героического ничего не совершил. Служил, как все, не отлынивал. Других пограничников много у нас, в Низеве, четверо проживает, а по району должно набраться порядочно. В 70-80 годы многих фалёнских парней в погранвойска брали, со мной вместе призвали 11 человек. Из сборного пункта г. Котельнич на китайскую границу в Читинскую область отправили служить16 вагонов с вятскими призывниками.

Увидев удивление на моем лице, последняя цифра, действительно, обескуражила немного, пояснил:

– Китайская граница – самая протяженная. Одна из ее пограничных застав носила и, думаю, по сей день носит имя нашего земляка, ефрейтора Виталия Козлова, героически погибшего в августе 1945 года. Кировский комсомол принял решение: взять над ней шефство, оказывать помощь в подборе новобранцев для службы. Конечно, в погранотрядах были парни со всей страны, но кировских ребят было особенно много. Нас, вятских, начальство часто ставило в пример. Незлобивые, добросовестные, выносливые, с устойчивой психикой, что немаловажно для солдата. Престиж пограничных войск в то время был велик, и призывная комиссия тщательно отбирала молодых людей для несения службы на границе. Смотрели не только на хорошее здоровье, внимательно изучали результаты анкет, которые мы неоднократно заполняли в военкомате, читали наши характеристики, оценивали нравственные качества.

Собеседник постепенно разговорился, он уже совсем не обращал внимания на мой блокнот с карандашом, похоже, воспоминания о службе были ему приятны, я же едва успевала что-то за ним конспектировать.

-После 8 класса поступил в Зуевское железнодорожное училище, отучился 2 года, но работать не стал, не нравилось. Устроился в Фаленский леспромхоз, осенью 1976 года призван в армию. Я, конечно, не паинька, даже комсомольцем не был на момент призыва, но военком «разглядел» во мне внутренний стержень, сделал вывод, что призывник Артемьев морально устойчив и годен для службы в погранвойсках. За что я ему благодарен, и горд, что был пограничником. Хотя перед армией мне было все равно, в какие войска отправят, считал, главное – выполнить свой гражданский долг.

После двухмесячной учебы был определен в отделение КПП. Задача отделения состояла в проверке документов на центральной проходной нашей воинской части, патрулировании ж/д вокзалов, аэродрома, где тоже проверяли документы граждан, приезжающих из Китая, пересекающих границу на поезде или на самолете. Увы, никаких нарушителей границы я не выявил и не задержал, – с сарказмом подчеркнул Николай и, улыбнувшись, продолжил, – служить мне нравилось, я бы и сейчас послужил». На некоторое время рассказчик умолк, видимо, мысленно сортируя, что рассказывать, что нет, я тоже молчала, не задавая вопросов: не хотела перебивать его. После небольшой паузы он произнес: «В части у меня была еще немаловажная и очень почетная должность – знаменосец. Знамя я выносил не только на торжественных мероприятиях, но сопровождал его во время многочисленных поездок по заставам, с целью знакомства военнослужащих с историей Боевого Знамени нашей воинской части. Это не просто символ, это – история.

– Кому попало Знамя не доверят, про себя размышляла я, – значит, Николай Михайлович, скромничаешь, все же есть чем гордиться. – Чем особенно запомнилась армейская жизнь, изменила ли она тебя? – произнесла я уже вслух.

– Служба запомнилась только хорошим, это один из важных и значимых периодов жизни. До сих пор сохранился мой дембельский альбом, который с удовольствием пересматриваю время от времени, в нем запечатлена моя молодость, мои друзья-сослуживцы в зеленых фуражках. Армия – не только подъем по тревоге, зарядка, построения и муштра, это новый большой коллектив, в который надо суметь влиться, это новые друзья, хорошие товарищи. Здесь я научился выдержанности, внутренней дисциплине, что пригодилось, конечно же, на гражданке.

После демобилизации снова работал в лесу, года через два решил поменять село на город. Потрудившись на заводе фрезеровщиком, понял, что город – не моё. Вернулся обратно в родное село, где и познакомился с молоденькой фельдшерицей, приехавшей к нам на отработку. Не откладывая дело в долгий ящик, пригласил её на свидание, а через год мы поженились. Вместе уже тридцать один год, время пролетело незаметно. Дети выросли, живут своими семьями. Мы с женой рады, что есть уже один внук, названный в честь деда, Михаилом. Будем ждать следующего.

Николаю Михайловичу сегодня пятьдесят четыре, для мужчины это не возраст, он полон сил, энергии, не раскисает, не отчаивается, не пасует перед трудностями, в человеке ценит достоинство, держится за него в себе самом и требует того от других. Не имея возможности достойно заработать дома, смог найти работу в другом месте. Он очень активный, деятельный человек, когда погодные условия не позволяют заниматься работой, а она по-прежнему связана с лесом, Николай благоустраивает свой дом, быт, не забывает и увлечения: охоту, рыбалку, конечно же, спортивный канал ТВ, где транслируется футбол, хоккей, баскетбол ...

В заключение нашей беседы я поинтересовалась его мнением о современной армии, чего бы он пожелал сегодняшним призывникам.

– Я уважаю нового министра обороны Шойгу и очень доволен его назначением на этот пост, таких бы побольше во власть. Радует, что снова порядок в армии, а значит и престиж страны растет. Молодежи не нужно уклоняться от службы, это не только их гражданская обязанность, это дело чести – отслужить в армии, где юнец становится мужиком.

Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика