Современный учитель на пути к новой школе
Традиционная августовская конференция учителей района проходила нынче довольно необычно. Ставшие привычными доклад и выступления в прениях были разбиты на пять блоков, которые соответствовали пяти поставленным Президентом России Д. А. Медведевым задачам по модернизации образования.
Свое выступление заведующая отделом образования Е.А. Киселева начала со слов благодарности педагогам-стажистам Г.В. Вологжаниной, Г.М. Зориной, Г.И. Пойловой, Е.И. Яшкиной. Представила молодых учителей, для которых нынешнее 1 сентября станет началом педагогического пути: Е.В. Микрюкова будет преподавать английский язык и обучать первоклашек Низевской школы, В.П. Аранкулова — русский язык и литературу в Филейской школе-интернате.
Поздравления главы района А.А. Скулкина и пожелания воспитанных и послушных учеников, соответствующей вкладываемому труду зарплаты, и работа педконференции началась.
Обновленное содержание образования
Это первая из пяти поставленных Президентом страны задач. Как отметила Е.А. Киселева, в образовательных программах предполагаются как обязательные занятия, так и занятия по выбору самих учащихся. Большое значение приобретает внеаудиторная занятость: кружки, спортивные секции, занятия в творческих объединениях в системе дополнительного образования. В прошлом учебном году организована работа 7 опорных образовательных учреждений: по методической работе — Фаленская средняя школа №1, Талицкая средняя школа, детский сад «Родничок»; здоровьесбережению — Октябрьская средняя школа, ДЮСШ; спортивно-массовой работе — Октябрьская, Верхосунская, Левановская школы.
Новое содержание образования предполагает различные формы работы с учащимися. Опытом по гражданско-патриотическому воспитанию поделилась заместитель директора по воспитательной работе первой Фаленской школы О.Ю. Катаева. Рассказала о роли школьного музея, участии ребят в «Вахтах Памяти», школьных, районных, областных и региональных конкурсах, победах и достижениях. Главный итог работы — повышение активности учащихся.
О роли краеведческой работы со школьниками рассказала учитель географии Верхосунской средней школы С.В. Лимонова.
О том, как изменились учебные программы дополнительного образования, говорилось в выступлении педагога дополнительного образования Дома детского творчества Е.М. Костицыной.
Поддержка талантливых детей
Ежегодно в районе проводится муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. В 2009-2010 учебном году в 19 предметных олимпиадах приняли участие 561 учащийся из 12 школ. Победителями стали 36, а призерами — 102 школьника. Наибольшее количество победителей и призеров — учащиеся Фаленской средней школы №1 (55 человек) и Октябрьской средней школы (34 ученика).
В региональном этапе Всероссийской олимпиады участвовали учащиеся Октябрьской, Талицкой и Фаленской №1 школ. Призером в олимпиаде по литературе стала Анастасия Шкляева из Октябрьского.
С целью выявления талантливых детей в традицию вошло проведение интеллектуальных олимпиад среди дошкольников и учащихся начальных классов.
С каждым годом активнее участвуют школьники в различных региональных и Всероссийских конкурсах и олимпиадах. В «Циолковских чтениях» диплом Iстепени получила Олеся Четвертных из Малаховской школы. На XIIIрегиональном конкурсе «Шаг в будущее» дипломом Iстепени награждена Наталья Порина из Верхосунья. Она будет выступать на конференции Приволжского Федерального округа. Призерами конгресса стали Анна Мокрецова и Анна Шибанова из Николаева.
Творческие способности учащиеся реализуют в международных играх-конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру». На региональном уровне результат наших школьников — шесть дипломов IIи IIIстепени и столько же похвальных отзывов.
Более 10 лет при ДДТ проходят многодневные «Лидерские сборы». Ежегодными стали конкурсы «Лидер года», «Юные дарования». В целях стимулирования творчества проходит чествование лучших на районном празднике «Звезды надежды».Об опыте работы с одаренными детьми рассказала учитель математики Левановской школы Н.Г. Краева.
Качественное улучшение кадрового состава
К стимулам качественного учительского труда относится внедрение в 2009 году новой системы оплаты труда. Складывается система моральной поддержки.
Четвертый год педагоги имеют возможность реализовать свой потенциал, участвуя в конкурсных отборах в рамках президентского национального проекта. 10 педагогов района стали победителями конкурсного отбора: 6 — для присуждения премии Президента и 4 - премии губернатора области. Второй раз победителем для присуждения премии Правительства Кировской области стала Т.В. Чиркова, учитель химии и биологии Талицкой средней школы.
В целях развития профессионального сообщества в районе проводится конкурс «Учитель года» (уже в седьмой раз).
Опытом работы педагоги делятся на районных семинарах, мастер-классах, конкурсах.
В том, что представляют собой педагогические кадры района, рассказала заведующая районным методическим центром Е.И. Яшкина.
В районе трудятся 270 педагогов, 210 из которых имеют категории, пятерым присвоено звание «Заслуженный учитель России», двое имеют государственные награды, 20 вручены нагрудные знаки «Отличник народного просвещения», 18 награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования», 26 — Грамотами Министерства образования России.
Изменение облика школы
Чтобы ребенку в современной школе было комфортно и психологически, и физически, необходимы и новое оборудование зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, современные столовые и спортивные залы.
За четыре года реализации Президентского национального проекта образования в пяти образовательных учреждениях района улучшились условия обучения. Получено четыре кабинета, оборудование для спортивного зала и интерактивный комплекс. Благодаря грантам, значительно изменилось оснащение первой Фаленской, Левановской школ, получившим по одному миллиону рублей, Октябрьской школы, получившей 100 тысяч рублей.
В рамках собственных программ подготовлены новые помещения для дошкольных групп в селах Белая и Полом.
С 1 сентября нового учебного года после реконструкции здания школы №2 откроется образовательный интернат, соответствующий всем санитарным требованиям. Увеличивается количество школьных автобусов.
Здоровьесбережение школьников
В каждом образовательном учреждении разработаны и реализуются школьные программы здоровья. Большое внимание уделяется организации горячего питания, созданию оптимального светового и теплового режимов, ежегодным медосмотрам. Результаты последних характеризуют положительную динамику: снижается количество детей, имеющих хронические заболевания.
В целях популяризации физическо-оздоровительной работы ежегодно проводятся спартакиады для дошкольников и учащихся школ, спортивные соревнования, дни и месячники здоровья. В Левановской школе в учебный план введен курс «Валеология».
О том, как организована работа по сбережению здоровья школьников в Октябрьской школе, которая, кстати, является районной экспертной площадкой, рассказал директор Н.А. Копытов. Об организации работы с дошкольниками и их родителями, рассказала заведующая детским садом «Родничок» С.Н. Дубовских.
О планах и проблемах
«Школа будет действительно новой, если все задуманное президентом страны воплотится в жизнь», - такими словами начал свое выступление начальник управления центрального образовательного округа А.А. Горбунов. Отметил, что по результатам ЕГЭ наша область на восьмом месте среди регионов России и входит в так называемую «золотую десятку». И тем не менее на прошедшем областном совещании было указано на неэффективное использование денежных средств: не соответствует параметрам комплектование, неэффективно используется труд учителя, как выразился глава департамента образования А.М. Чурин, обманом оказалась новая система оплаты труда.
Что планируется по экономии средств? С 1 января 2011 года вступает в силу закон «О снижении средств на содержание школьной сети». С 1 сентября 2010 года в округе открываются два государственных учреждения — школы в Зуевке и Кирово-Чепецке. Через 2-3 года планируется открытие Просницкого государственного лицея. Государственными школами в 2013-2015 годах станут Фаленская школа №1 и Талицкая. Вокруг госшкол будет создаваться сеть основных и начальных школ.
Есть в системе образования и проблемы. Одна из главных — кадры. Из общего числа педагогов стаж до 5 лет имеют 6 процентов, столько же — стаж от 5 до 10 лет, от 10 до 20 лет — 25 процентов, свыше 20 — 63 процента, в числе которых 16 процентов — пенсионеры. Самые «старые» - учителя химии, физики, математики. Вторая проблема — феминизация кадров, отсюда формы и методы обучения. Привлечь в школы молодых специалистов, в том числе мужчин, можно повышением заработной платы. А она может быть повышена, если наполняемость классов в Фаленках будет 25 человек, на селе — 13-14 человек.
- Версия для печати
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии