Мы желаем «Гапиту» гвоздей
Стечение обстоятельств. Так, чаще всего, происходят в жизни важнейшие события, её ключевые моменты. Позднее, оглядываешься назад и думаешь: «А ведь этого могло бы и не случиться!»
25 лет назад, благодаря случаю, в центральном доме культуры начал работать театр кукол «Гапит».
Его будущий руководитель Ольга Витальевна Злобина, второй год работавшая тогда в ЦДК, придя в очередной раз в районную библиотеку, увидела представление, которое показывали для детей Фаина Николаевна Соколова и старшеклассник Сергей Рякин. Ловко управляясь с перчаточными куклами, эти два человека «давали спектакль» про волка и зайчат. Куклы были, самодельные. Но детям нравилось! В этот момент Ольге Витальевне и пришла идея организовать театр кукол при доме культуры. Идея была принята его директором Н.П.Кривоносовой. Первый спектакль по мотивам сказки «Кощей Бессмертный» с куклами Сергея Рякина прошёл на сцене Дома культуры в День защиты детей, 1 июня 1991 года. Немного позднее, в первый день осени его показали ещё раз, теперь уже для учеников школ, сделав им своеобразный подарок на День знаний. С тех пор это стало традицией. А днём рождения коллектива принято считать именно 1 сентября.
Сергею, который на тот момент уже определился с тем, чем будет заниматься в жизни (он знаком читателям газеты по многочисленным публикациям) было дано очень ответственное задание – придумать имя театру кукол. Называться колобками или ёжиками не хотелось. А ему, знавшему большое количество специальных театральных терминов, удалось выбрать среди них красивое, простое и «в тему» – гапит.
ГАПИТ – приспособление для управления куклами в кукольном театре. У современных кукловодов конструкция гапита настолько усовершенствована, что дает возможность производить самые разнообразные движения..
Более двух десятков лет прошло с тех пор, но и тогда, и сейчас двигателем прогресса в работе Фалёнского театра кукол было и есть огромное желание творить и, соответственно, энтузиазм всего коллектива. Ведь иначе не объяснишь, как из ничего появляются куклы (на сегодняшний день, изготовленных собственными руками из всего, чего не жалко вынести из дома, их более 200), почему сценарий для действующих лиц размножается на пишущей машинке из прошлого века, и каким образом создано качественное музыкальное оформление для спектакля без денег (нет у театра ни своего компьютера, ни Интернета)? Желание это сильнее боли в спине, когда тебе уже не 15, а ты работаешь за ширмой, согнувшись «в три погибели». Неважно, что не каждый актёр имеет идеальный слух и шикарный голос. Даже без них можно говорить и петь, озвучивая любимых героев.
В творческом коллективе «Гапита сегодня 18 человек. Основа его – работники дома культуры. Режиссёр театра – Ольга Витальевна Злобина, работает в ДК уже 27 лет. Причём, работает по специальности – она режиссёр самодеятельного театрального коллектива. Человек, на которого в любой момент может положиться режиссёр – Елена Александровна Миклина. Она – художник-постановщик. Есть и ещё одна ключевая фигура. Юрий Алексеевич Бармин. Он не только исполнитель всех главных мужских ролей, но и тот, на ком держится музыкальное оформление спектаклей. И держится не абы как, а как следует!
В коллективе театра есть любители. Те, кто идёт на репетицию после своей основной работы. Одна из них – Надежда Калинина. Кроме участия в спектаклях, она работает над стихотворным их оформлением. Всегда рады видеть здесь Андрея Гилёва. Есть в коллективе и ученики школы: Матвей Кртян, Артём Солдатенко, Маша Миклина, Саша Степанова, Аня Катаева, Соня Устинова. А вообще, здесь рады любому, кому это творчество интересно. Ольга Витальевна вспоминает, как много лет назад в театре появились несколько девочек. Их шутя она называет беспризорниками. Им было всё равно, чем заниматься, когда они пришли в дом культуры. Очень нравилось участвовать в спектаклях, но при этом не нравилось трудиться – готовить к ним кукол. Нужно было шить, а иглу в руках каждая из них держала кое-как. Недавно «беспризорники» приходили в гости к Ольге Витальевне. Зайдя в костюмерную, они были поражены тем, что сделанные много лет назад их руками герои спектаклей до сих пор живут на сцене. Вспомнили куклу, из-за которой готовы были драться тогда. Очень уж всем хотелось играть Красу Ненаглядную. У большинства маленьких кукловодов эта кукла с огромными глазами, в половину лица, пользовалась огромной популярностью. Теперь уже даже смешно, так как, судя по внешним данным, сегодня это уже не Краса, а скорее, раритетный музейный экспонат.
У «Гапита» свой, наработанный годами репертуар. «Алиса в стране чудес», «Земляника под снегом», «По зелёным холмам океана», «Цветное молоко», Сума, дай ума», «Хитроумный солдат», «Лисичка-сестричка и все-все-все». Эти и другие спектакли созданы не только для детей, но и для взрослых. Куклы перчаточные и с живым ртом, планшетные и тростевые уже 25 лет будят в душах зрителей всё самое высокое и светлое. Совсем непросто найти подходящую для постановки пьесу. Поэтому чаще берётся основа, которая перерабатывается «под себя». Этот творческий процесс – работа Ольги Витальевны. Один из самых любимых коллективом музыкальный спектакль «Егоза». Он полностью авторский. Музыку написал Ю.Бармин, текст Н.Калинина, инсценировку О.Злобина. Премьерный показ детского спектакля для взрослых «Как казаки по хутору гуляли», поставленный по Гоголю к Дню смеха, запомнился тем, что выйдя на поклон из-за ширмы, участники спектакля увидели в зале большое количество мужчин. До того момента привычной зрительской аудиторией для них были дети и их мамы. Тот момент, пожалуй, стал одним из самых приятных.
Признание зрителей – это прекрасно, но кто же не мечтает о нём на профессиональном уровне? И здесь у коллектива тоже всё в порядке. Он – участник и победитель фестивалей и конкурсов различных уровней. Всероссийский фестиваль актёрской песни «Шар голубой» принёс в 14 году коллективу театра диплом лауреата. В нынешнем году на областном конкурсе любительских театров кукол «Живая кукла» «Гапит» взял две призовые номинации. Одну – за лучшее музыкальное оформление спектакля, а вторую – за лучшую мужскую роль. И ещё один факт того, что в Кировской области «Гапит» на хорошем счету: в прошлом году на юбилей, который отмечал Областной дом народного творчества, из всех театров кукол области получил приглашение только он.
Артисту не принято желать удачи перед выходом на сцену. Но есть примета, которая утверждает, что если найти на сцене гвоздь, то вскоре будут новые интересные роли. Обязательно нужно потеребить его в руке перед следующим выходом. Найденный и вбитый за сценой гвоздь считается у театралов залогом долгой и успешной карьеры. Так пусть же каждый, кто имеет отношение к этому коллективу, найдёт в юбилейном году свой гвоздь. А лучше, чтобы их, гвоздей, нашли все сразу и очень много!
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии