Бачерников Алексей Дмитриевич - Его боевой путь пролегал за границей Советского Союза.
Алексей Дмитриевич Бачериков, житель поселка Фаленки, а ранее Низева, принял участие в освобождении шести стран Западной Европы. Он с боями прошел Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию, Чехословакию в составе гвардейского самоходно-артиллерийского полка Сталинградской танковой дивизии. Был награжден орденом «Славы III степени», медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За боевые заслуги», «За взятие Вены».
Алексей – уроженец деревни Толока, Горьковской области. Родился в многодетной крестьянской семье в феврале 1926 года. Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось 15 лет. Пареньку предложили поехать на 4-месячные курсы трактористов. В колхозе нужны были механизаторы, а всех деревенских мужиков, годных к военной службе, мобилизовали на фронт. Его отца, прошедшего первую мировую и побывавшего в плену, миновала эта участь, он был стар.
Овладев премудростями управления машиной, Алеша 2 года работал в местной МТС и даже завоевал уважение старших, опытных трактористов.
В ноябре 1943 призывник Бачериков прошел курсы молодого бойца в учебно-артиллерийском полку. Весной юношу направили под Москву в город Мытищи для получения военной специальности механика-водителя танков и самоходных орудий. Опыт тракториста помог призывнику быстро освоить новую технику.
Весной 1944 года Алексей Бачериков направлен в Западную Украину, в город Ровно, на II Украинский фронт. Здесь формировался новый артиллерийский полк. Молодому механику-водителю горьковскими рабочими была передана самоходная пушка СУ-76М, ласково прозванная «Каленец». На ней он в составе Сталинградской танковой дивизии прошел славный боевой путь до самой Победы. На счету «Каленца» несколько подбитых танков, 4 пулеметных гнезда, 2 противотанковые пушки и большое количество живой силы немцев.
Самоходка «Каленец» вместе с другими своими собратьями прочно завоевали свое место в вооружении Красной Армии. Они хорошо показали себя в обороне и в наступлении, расчищая путь пехоте и прикрывая ее фланги, в уличных боях, где трудно было маневрировать и действовать другим артустановкам.
Немало пришлось пережить на войне. Никогда не забыть солдату тех тяжелых боев. Освобождение западных городов омыто кровью советских солдат. Бой на озере Балатон, ветеран описал так:
– Это была настоящая каша. Страшно. Самолеты, взрывы, крики, стоны, убитые с обеих сторон. Гибло нашего брата много. Снопов в поле столько нет, сколько трупов в поле. Мы с экипажем внутри «Каленца» чувствовали себя, как в консервной банке. Обзор у меня был ограниченный, видел только перед собой, приходилось открывать люк, чтобы соорентироваться на поле боя. Лишь под сильным огнем люк закрывали и слушали командира, имевшего лучший обзор. Скорость и маневренность – достоинства «Каленца», но любой крупнокалиберный пулемет спокойно пробивал броню машины.
В одном из боев солдат получил осколочное ранение в ногу. После месячного пребывания в госпитале он был зачислен под командование маршала-земляка И. Конева на III Украинский фронт. В последние дни войны вместе со своими однополчанами добивал остатки власовцев. Победу встретил в Чехословакии, недалеко от Праги. Обратный путь на Родину лежал через освобожденные страны по железной дороге.
На станции Яблочная, в 120 км от Рязани, Алеша сдал своего дорогого «Каленца», и в составе воздушной дивизии был направлен на Дальний Восток для разгрома японских агрессоров. До места назначения добирались почти месяц. К моменту прибытия враг был уже разбит, но вновь прибывших оставили на границе. 4,5 года Алексей служил шофером, вывозил лес, который рубили и грузили пленные японцы.
В мае 1950 года подошла демобилизация, впереди предстояла долгожданная встреча с родными. Только наш герой не сразу доехал до дому. А всему виной переписка с девушкой. Многие девчата тогда писали на фронт, чтобы морально поддержать наших солдат. Одно из писем друзья вручили Алеше, сказав: «На, читай. Твоя землячка пишет». Так завязалась переписка между пареньком и незнакомой девушкой с Вятки. Послания согревали душу фронтовика, он с нетерпением ждал каждого письма, мечтал наяву увидеть девушку и услышать ее голос.
Возвращаясь, он сошел с поезда на станции Фаленки. Добрался до Низева, где и жила его зазноба Елизавета, которая работала в школе учительницей немецкого языка. Приехала сюда из Богородского района. У Лизы был опыт работы переводчицей в Вятлаге, где содержались пленные немцы. Они произносили ее имя на немецкий манер Эльза, и в Низеве многие учительницу называли Эльза Тимофеевна.
Встретились и больше не расставались. Алексей поступил на работу в местный лесоучасток лесорубом. Спустя время дали лесовоз, на котором он шоферил 18 лет, затем долго работал на грузовой машине «Уралец-375».
Алексей Дмитриевич проявил себя достойно и на трудовом фронте. Он ударник труда, награжден многочисленными грамотами и медалями, его фамилия занесена в Почетную книгу предприятия.
Елизавета Тимофеевна, став его женой, родила сына Александра и дочку Татьяну. Дети всегда росли в родительской любви и заботе. Повзрослев, они ответили тем же.
– Лучше моих мамы и папы нет, – говорит Татьяна Алексеевна, – они нас с братом выучили и путевку в жизнь дали. Золотые родители! Все для нас делали. Работали всю жизнь. Отпуска, считай, у них не было – хозяйство, скотину держали, а с ней спокойно не посидишь, не отдохнешь.
Сегодня Алексей Дмитриевич живет один, он схоронил любимую жену. В любви и согласии супруги Бачериковы прожили 60 лет. Получается, что письма девушки дошли до нужного адресата, соединив две судьбы.
- Версия для печати
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии