Размер шрифта:
Цвета сайта

Началась Масленица!

Это празднество по праву занимает лидирующие позиции в списке излюбленных русских гуляний, – какая это яркая и интересная пора! И чем же она так примечательна?

Давайте вспомним традиционные масленичные игры и обряды! За этим мы не стали общаться к великому и всемогущему Интернету, а обратились к опытному фольклористу И. А. Лысковой. Ирина Андреевна мгновенно написала тематический материал, сейчас представляем его широкой публике.

 

Не житьё, а Масленица

Масленица. Честная, весёлая, широкая. Сырная неделя, – справлялась за семь дней до Пасхи. Это самый весёлый, самый разгульный праздник русского народа. Вся неделя была переполнена праздничными делами, поэтому надо было набраться сил, энергии, задора. Везде царила всеобщая радость и веселье. Это хорошо видно в произведениях художников Кустодиева, Сурикова, палехских мастеров, композиторов Римского-Корсакова, Стравинского. А народный фольклор просто изобилует различными видами творчества: и обрядовые песни, и заклички с дразнилками, и пословицы с поговорками, и игры с хороводами, и приметы с загадками, – всего не перечислить!

Каждый день праздника имел своё название, за каждым закреплены были определённые действия, правила поведения. Давайте вспомним их.

·                        «Здравствуй, наша гостья, Авдотьюшка!»

В понедельник, встречая Масленицу, ребятишки сооружали снежные горы, сбегали с них с приветствием «гостьюшке», чучело которой сооружала молодёжь: делали женскую фигуру с длинной косой в девичьем наряде. В руки давали помазок и блин.

·                        «Без блина не Масленица, без пирогов не именины»

В этот день начинали печь блины. Рецепты у каждой хозяйки были свои. Обычно, гречишные или пшеничные, большие, во всю сковороду, или с чайное блюдце, тонкие и лёгкие.

·                        «На Масленице первый блин за упокой»

Первый блин клали «для душ родительских» или отдавали нищим, чтобы помянули усопших. Масленицу звали «обжируха», «объедуха», потому что блины ели всю неделю до отвала. Говорили: «Блины брюхо не портят», «Блин не клин, брюхо не расколет». Всем известна народная песня про блины. Среду называли «лакомкой».

·                        «Тин-тинка, подай блинка!»

Так начинали свою песенку ребятишки, обходя избы и поздравляя с праздником. За это получали блины. Если хозяйка подавала мало, убегая, кричали: «Паршивы блины, по аршину длинны!» С блинами они шли на гору.

·                        «На горах каталися, блинами объедалися!»

Дети катались все дни. Лучшей пряхе-девочке предоставляли почётное право скатиться первой на донце прялки. Существовала примета: кто дальше проедет, у того лён уродится долгий. Девочки скатывались с блином на голове, а ребята должны были догнать и на ходу снять его – это было «круто», как сказали бы сейчас. Взрослые начинали кататься со среды.

·            «А ребята-дураки нажимали кулаки»

Четверг назывался «Разгуляй-четверток». Как раз этот день запечатлён на картине Сурикова «Взятие снежной крепости». Вспомним и фильм Михалкова «Сибирский цирюльник», где показана ярмарка и кулачные бои. Парни из соседних деревень сходились стенка на стенку на льду реки, мерялись силой, показывали свою удаль. Чем не Олимпийские игры?

Катание в этот день принимало широкий размах. Съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах. Однажды нам с ребятами жительница деревни Азово Л. П. Булдакова показала место, где с осени готовили горку для шестов. Устанавливали их как рельсы, поливали водой в мороз, и парой, взявшись за руки, скатывались, балансируя, стараясь удержаться и не упасть.

У нашего земляка С. А. Лобовикова есть несколько фотографий, запечатлевших катания молодёжи.

·            «Я на Масленице с парнем в санках прокатилася…»

Много обрядов было для молодожёнов. Поженившиеся недавно пары скатывались на санях по разу. Перед этим на горе молодая должна была десять раз поцеловать мужа. А молодёжь подначивала: «Ещё! Ещё! Подмажь, ходче пойдёт!» Тогда только спускали их сани с горы. С песней, под гармошку, катались и на лошадях. Вот только одна частушка: «Я на маслене катался, трое саней изломал, ворона коня замучил, а милашку покатал!» Молодожены в расписных санях навещали всех гостей, которые гуляли у них на свадьбе. В разных местах были свои обычаи, а у нас – вятский «целовник». В субботу подгулявшая деревенская молодёжь ездила целовать молодушек, которые живут замужем первый год. Она подносила каждому ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней. Вечером устраивались посиделки.

·              «Придёт зять – где сметанки взять?»

В среду были «Лакомки», «тёщины блины». «У тёщи зять первый гость», «Зять на двор – пирог на стол». А в пятницу – «тёщины вечорки», поэтому зять приглашал её в ответ. С вечера тёща посылала для блинов таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть – мешок муки да коровье масло. Не уважит зять – обида на всю жизнь.

·              «Прощай, Масленица, кончилось гулянье!»

В воскресенье – «Прощёный день», провожали Масленицу. Ребята опять обходили дома, собирали по полену для костра. Ездили с чучелом по деревне с песнями и шумом, а потом сжигали. Народу собиралось много, прощались с Масленицей и в шутку и всерьёз, кидали в огонь солому, блины, приговаривая: «Гори, блин, гори, Масленица!» Парни старались измазать сажей девушек и даже тёщ.

·              «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост!»

В последний день праздника, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. В понедельник веселья как не бывало: «Великий пост всем прижмёт хвост». Полоскали рот после сырной недели, мылись в банях. Начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания.

 

И. Лыскова, с. Белая.

Аналитика

Яндекс.Метрика