«Когда выпью, начинаю тащиться…»
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин.
Эти строчки пера английского поэта Роберта Бернса привела на районной конференции по профилактике алкоголизма среди подростков, состоявшейся 15 февраля в ДДТ, психолог ФСШ №1 Л.Н.Суднищикова. Поэт как нельзя точно определил первопричину явления, называемого алкоголизмом. Русский народ привык отмечать горячительным все праздники и события и, кажется, уже не мыслит жизни без этого. Но жизнь ли это?
Педагоги школ и детских дошкольных учреждений, сотрудники милиции, центра социальной помощи семье и детям, врачи, может быть, лучше других знают ситуацию с алкоголизмом, в том числе и подростковым, в нашем районе. Ибо они ежедневно сталкиваются с ужасающе страшной нашей действительностью. Весьма убедительны были результаты опроса родителей и детей, которые привела в своём докладе Людмила Николаева Суднищикова. 45 процентов родителей учащихся одного из классов школы признались в злоупотреблении алкоголя, 47 % детей употребляли спиртное один раз, 20% - до пяти раз, 22% - до десяти раз, 5% - более десяти раз и только 6% детей не пробовали спиртное вообще. Поводами же для принятия «на грудь» родители определили: день зарплаты (36%), выходной (24%), плохое настроение, неприятности на работе и в личной жизни (16%), праздник (11%), день рождения (10%) и просто так (3%). Если учесть, что вся наша жизнь складывается из выходных и праздников, неприятностей на работе и каких-то успехах, дней рождений близких и знакомых и прочих «поводов», то получается, что пить надо всё время. Вот и пьём. И пьют наши дети. И ничего плохого в этом не видят, что следует из их сочинений, выдержки из которых привела Людмила Николаевна. «Я иногда могу позволить себе выпить немножко, но только в целях отдыха и для того, чтобы забыть о проблемах и расслабиться». «Моё отношение к алкоголизму хорошее. Когда выпью, начинаю тащиться, а если ещё и покурю при этом – просто кайф. Выпьешь и начинаешь расслабляться, забываешь о своих проблемах. Правда, на следующий день я чувствую себя очень плохо». Приводя эти примеры, психолог тут же даёт рекомендации своим коллегам: «Работая в области антиалкогольного просвещения, нельзя использовать тактику запугивания: неэффективность такой тактики доказана; искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления алкоголя при описании его воздействия; разового характера действий, направленных на профилактику, т.к. такой подход не даёт возможности подросткам развивать навыки противостояния к спиртным напиткам. А лишь однажды поданная ложная информация перечеркнёт все ваши дальнейшие старания, направленные на то, чтобы уберечь подростков от алкоголя. В то же время, если в классе нет особых проблем, связанных с алкоголем, не нужно акцентировать внимание только на этой проблеме. Иначе может сработать правило «запретного плода». Во всём должна быть золотая середина».
А то, что внимание такой просветительской работе должно быть самое пристальное и постоянное, показали цифры из доклада О.Н.Саламатовой. «От 1 до 6 л пива, от 1 до 5 банок алкогольных коктейлей – такова доза алкоголя среднестатистического школьника в России. Каждый день. Наша страна устойчиво занимает 1 место по количеству больных алкоголизмом детей последние 7 лет. Из трёх российских детей в возрасте от 13 до 16 лет двое регулярно выпивают. На протяжении последних 4 лет из правонарушений, совершённых несовершеннолетними в Фалёнском районе, 1 место занимает распитие спиртных напитков. Если в 2006 году через комиссию по делам несовершеннолетних прошло 11 детей, то за прошлый год – 29! Почти втрое больше…». С чего же должна начинаться борьба за безалкогольное существование наших детей? Конечно же, с самого раннего возраста, ещё с детского сада. Об опыте работы с семьями, в т.ч. неблагополучными, рассказала заведующая детским садом «Родничок» С.Н.Дубовских, отметив при этом, что и в таком нежном возрасте ребятишек уже сопровождает проблема алкоголизма. Последнее анкетирование родителей, например, показало, что 34% из них спиртные напитки редко, но всё же, употребляют, 2% - «пьют» и 64% - не употребляют. И задача педагогов вести профилактическую работу, что называется, по всем направлениям – литература, оформление стендов и уголков, родительские собрания с педиатрами и психологами, посещение семей.
Свои взгляды на данную проблему высказали педагоги Малаховской, Левановской, Фалёнской вечерней школ, ДЮСШ, центра социальной помощи семье и детям, затронув такие вопросы как соседство магазинов, торгующих спиртосодержащими напитками, со школами, вынужденная работа подростков на пилорамах из-за отсутствия средств к существованию по причине пьянства родителей, чрезмерное увлечение подростков пивом. Кстати, как рассказал начальник ООДУУМ Фалёнского РОВД майор милиции С.Г.Корепанов, вышедший недавно указ….. «Об ограничении продажи алкогольной продукции крепостью выше 15 град. в вечернее время» не касается пива, джин-тоников, шампанского. Получается, что подростки, по-прежнему, смогут в любое время купить банку-другую пива или коктейля. И здесь не стоит уповать на добросовестность продавцов, а стоит организовывать совместные рейды милиции, родителей, общественности в магазины в вечернее время, на дискотеки.
Немалый интерес и как тема для размышления вызвало выступление главного врача, нарколога ЦРБ В.В.Куркова. «Рост детского и подросткового алкоголизма в районе значителен. Если раньше употребляющих спиртное подростков выявляли немного и эти употребления были эпизодическими, то только за 2009 год врачами выявлено 6 систематически употребляющих алкоголь подростков. Есть стоящие на учёте дети, применяющие для одурманивания химические препараты – клей, бензин и пр.» Не это ли страшно? Но, к сожалению, и главный врач признаёт это, профилактической работе с родителями и детьми не уделяется повышенного, как того требует ситуация, внимания. Лекции, родительские собрания, тематические классные часы на которых бы врач, квалифицированный медик рассказывал о последствиях употребления алкоголя (курения или наркомании), методах лечения и пр. – в наших школах большая редкость.
Каков же выход? Как отвлечь детей от банки пива – самого агрессивного, по мнению многих специалистов, из всех легальных наркотиков? Одним из самых действенных методов педагоги считают занятость подростков в кружках, студиях и, конечно же, спортивных секциях. «Следует учитывать, что «трудные» подростки наибольшую склонность и интерес проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к физическим занятиям, спорту», - заметила в своём выступлении О.Н.Саламатова. А директор Фалёнской ДЮСШ М.П.Каратаева подтвердила сказанное, отметив, что на занятия в спортсекции их тренеры как раз и стараются завлекать ребятишек именно из неблагополучных семей. Затронула Марина Павловна и ещё весьма немаловажную проблему, которую можно решить уже на уровне руководства посёлка и района. «В секциях занимается немало детей, которые добиваются очень хороших результатов в спорте. Но выезжать даже на областные соревнования, не говоря уже об окружных и всероссийских, они не могут из-за низкого материального уровня семьи. У родителей попросту нет денег на билеты, питание, форму. Постепенно дети теряют интерес к занятиям и перестают ходить на секции. Да и температура в спортзале, где базируется ДЮСШ, достигает всего 4 градусов. Дети тянутся к спорту, но будут ли они ходить в КСК постоянно при такой температуре? О каком массовом завлечении в спорт можно говорить в этом случае?».
В общем, проблем на конференции было поднято немало. Пути решения некоторых из них были намечены тут же, но многие требуют более пристального внимания. «Успех этой работы зависит от объединённых усилий педагогических и медицинских учреждений, обеспечения чёткого взаимодействия и преемственности в работе всех социальных институтов и заинтересованных органов, координации всех противоалкогольных мероприятий», - сказала в заключение О.Н.Саламатова.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии