Размер шрифта:
Цвета сайта

Село Верхосунье

Деревни, сёла, поселения района: 

 Село Верхосунье (Знаменское)

Дата основания: 19 июня 1694 года.

Вопрос о выяснении даты основания села следует освятить особо.
В 1745 году в этом селе пожар уничтожил деревянную Знаменскую церковь. Сгорели и все документы, поэтому в дореволюционных источниках конца XIX – начала ХХ века дату основания села определяли довольно приблизительно – конец 17 или начало 18 века. Или вообще писали, что сведений о времени основания села нет.
Другие исследователи исходили из приблизительного срока жизни деревянной церкви, и предполагали приблизительную дату основания села – первая половина 18 века, или около 1740 года. 
В конце XX века историей основания села занимались Н.П. Шулепов, О. Н. Виноградов и учитель - краевед Верхосунской школы К. В. Лимонова. Ее история села опубликована в районной газете «Сельский маяк» за 18 июня 1994 года. 
 Основателями села считаются участники Кырчано-Сунского восстания (1675-76 гг.), возглавляемого Ильей Рохиным, которые после поражения восстания, спасаясь от наказания, бежали на северо-восток и основали здесь в 1694 году села Суна и Верхосунье. Причем и эти села, и реку Суну они назвали в честь реки и сел в тех самых Кырчанской и Сунской вотчин, из которых бежали. 
А первая храмозданная грамота на строительство церкви в Верхосунье выдана 19 июня 1694 года. Эта дата и считается в настоящее время датой рождения села.
 

Однако в разных источниках называются разные даты постройки церквей. Получается, что за 50 лет в Верхосунье сменилось 4 деревянных церкви. Имеются и другие сомнения. 
Во-первых, неизвестно, где находится эта храмозданная грамота 1694 г. и последовали ли за ней, действительно, строительство церкви и основание села? Или село было основано по следующей, более поздней грамоте.
Во-вторых,

в опубликованной в интернете переписи 1710 г. такого села в Филипповой слободке нет. Возможно, его действительно, в 1710 г. еще не было.
В-третьих, участники восстания стремились уйти из Сунской и Кырчанской вотчин не на север, а на юг.
Причиной Кырчано-Сунского восстания послужил спор о размежевании земель между Хлыновским и Казанским уездами. Пользуясь этим, Рохин с товарищами попытались переписаться из монастырских крестьян Хлыновского Трифонова монастыря в ясачных людей Казанского уезда. Документы по восстанию опубликованы (См. «Древние акты относящиеся к истории Вятского края. Приложение к 2-му тому сборника «Столетие Вятской Губернии», Вятка, 1881 г.)
Из царских грамот по расследованию Кырчано-Сунского восстания следует, что восставшие бежали в Казанский уезд. То есть на территорию современных Немского ил Богородских районов. Причем в царских грамотах было приказано вернуть их обратно.
Хотя, если опровергнуть гипотезу прихода кырчано-сунских переселенцев, тогда будет трудно объяснить происхождение названия нашей реки Суны и сел Суна и Верхосунье
Словом, следующим поколениям краеведов, еще предстоит основательно проработать историю основания этого села. 

В исповедных росписях Святицкой волости Верхосунской церковной десятины села Верхосунского Знаменской церкви за 1781 г. в селе числятся только 4 двора, принадлежащих священникам и записаны более 30 населенных пунктов, находившихся на стыке Глазовской, Кайской, Нолинской и Слободской округ. Причем, во многих деревнях стояли крестьянские дворы, административно относившиеся к разным округам. 

Первые деревянные церкви села преемственно именовались Знаменско-Богородицкими (В честь Знамения Божьей Матери).
31 марта 1791 г. получена храмозданная грамота, а в 1796 г. построена каменная церковь. Затем к ней в 1802 году пристроен основной холодный храм в Честь Святой Троицы. После расширения, к 1852 году церковь имела 5 престолов: Во имя Святой Троицы, Святителя Тихона епископа Воронежского, Покрова Пресвятой Богородицы, Знамения Божьей матери, Во имя Трех Святителей. Эта церковь сохранилась в полуразрушенном виде до наших дней.
Из Верхосунского прихода выделились: в 1861 г. – Верхобельский, в 1891 Царский и в 1902 - Талицкий приходы. В 1872 году в приходе состояло 56 селений, а в 1908 году числится уже 40 селений (6187 человек).

В 1920 году представители церковной общины подписали с председателем сельского совета соглашение о передаче церковных зданий в бессрочное и бесплатное пользование. К договору прилагалась опись церковного имущества. Церковь в полной сохранности. Самый большой колокол на колокольне весил 308 пудов.
Священнослужителями в это время были:
священник Леонтьев Роман Александр Васильевич; 
священник иеромонах Тасов Сафоний Никофорович;
диакон Помосов Андрей Павлович, 1890 г.р. уроженец с. Лекма Слободского уезда (см. о нем ниже);
псаломщки Колесников Сергей Васильевич и Южанов Зосима Александрович.

Бельский райисполком в сентябре 1935 года решил занять помещения церквей под ссыпку зерна. Верхосунскую вернули в марте 1936-го после жалобы верующих в Облисполком. Но в мае снова закрыли из-за эпидемии кори. В это же время при снятии колоколов разломали часть колокольни, а церковную ограду разобрали и отправили в Талицу на благоустройство сада. Тех, кто выступал против, жестоко покарали. В декабре 1937 года расстреляли священника Помосова А.П. А работавший в церкви маляр-плотник Чувашов Иван Иванович 1888 г.р. в 1939 г. осужден на 3 года лишения свободы. 
Но в ответ на закрытие церкви в 1939 г. верующие обращаются в Президиум Верховного Совета СССР. Из Москвы затребовали от Облисполкома документы на закрытие храма. Из Облисполкома ответили, что церковь не закрыта и находится в распоряжении верующих. Тем временем верующие посылают в Москву вторую жалобу, а местные власти спешат оформить документы на закрытие. Оформили ходатайство, собрали подписи (1589 из 1897 жителей), на основании которых 21 июля Облисполком принял постановление «О закрытии Верхосунской церкви Бельского района». Когда 4 сентября Секретариат Президиума Верховного Совета РСФСР в ответ на вторую жалобу верующих затребовал от областных властей документы, в Москву были отправлены уже все необходимые для законного закрытия храма документы.
Не дожидаясь окончательного решения из Москвы, в Верхосунье приступили к частичному сносу здания. Кирпич планировали использовать под строительство Максенской школы. И хотя решением исполкома здание отдавалось под «культурно—просветительские мероприятия», внутри церкви все было «повыломано и засыпано зерном».
Официально церковь закрыта решением Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 февраля 1940 года.
В 1943 году прихожане обращались с просьбой о разрешении богослужений, но им отказали, сославшись на непригодность здания. Колокольня уже разобрана, а храм приспособлен под ремонтные мастерские МТС.
 Священник Юрьев (Юферев?) Николай Константинович 1887 г.р., проживавший в деревне Зорёнки в марте 1943 года приговорен к 10 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет.
Но прихожане не сдаются. После того, как в 1943 году в стране разрешено открыть некоторые церкви, они шлют письма в центральные органы. 15 октября 1943 года в ЦК ВКП(б) направлено письмо «Дорогому товарищу Сталину» от группы верхосунских верующих во главе с Лубниной Т.М. В 1944 году подобная же просьба направлена на имя М.И. Калинина, в 1946 году два письма в Совет Народных Комиссаров СССР. Все эти просьбы были перенаправлены в Кировский Облисполком, а оттуда всегда однозначно отвечали, что церковь закрыта решением Президиума Верховного Совета СССР и потому решение вопроса уже не в компетенции Облисполкома, к тому же здание церкви уже занято под мастерские.
Тогда верующие меняют свою тактику. Они просят разрешить им открыть молельные дома в деревнях Стамики и Чирки. Свои дома под благое дело были готовы отдать Лубнина Федосья Алексеевна и Чиркова В.Г. Но всем просьбам было отказано. А в 1960-е годы при Хрущеве начался новый период господства атеизма.
МТС ликвидировали, но мастерские, находившиеся в церкви, передали колхозу «Победа».
Церковь не снесли, она признана памятником истории и культуры местного значения. В 1995 г. снова включена в список памятников архитектуры Кировской области, состоящих на государственной охране. В чем выражается эта «государственная охрана», понять сложно, но самое древнее каменное здание района постепенно превращается в руины…

В. Сычев (автор нижнего фото - П. Микрюков)

 

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

 

Священник Федоров Александр

Священник Васнецов Алексей

Священник Шадрин Николай

Диакон Замятин Ипполит

Диакон Чермных Василий

Диакон в псаломщиках Покрышкин Анатолий

Псаломщик Дементьев Михаил

 В Исповедных роспсях села Верхосунье за 1795 год (ГАКО Ф.237 Оп.71 Д.687)

в займище Пестеревское впервые упоминается фамилия Бармины ( в более ранних исповедках Барминых не было).

   В метрической книге с.Верхосунье за 1884 г.(   ГАКО Ф. 237 Оп. 226 Д. 69) упомиинается крестьянин Пестеревского займища Игнатей Кирилов Бармин - мой прапрадед...
 На портале "Родная Вятка" можно отметить на карте те нас. пункты, где проживали ваши предки, рассказать о них...Вот и мне хотелось бы уточнить место расположения займ. Пестеревского ( позднее дер. Зоренки), которая сейчас является улицей Набережной в Верхосунье. Раз -Набережная, то значит вдоль Суны, а на каком берегу( где церковь или на противоположном? С нетерпением буду ждать ответа! 
 Бармина-девичья фамилия моей бабушки. 

Регистрационный номер - 431710990360005

Категория историко-культурного значения - Регионального значения

Вид объекта - Памятник

Основная типология - Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания - 1796 г.

Адрес объекта (местонахождение) - Кировская область, Фаленский район, с. Верхосунье, переулок Солнечный, д. 2

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Решение Исполнительного комитета Кировского областного Совета народных депутатов "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры Кировской области" № 6/191 от 28.03.1983 г.