Размер шрифта:
Цвета сайта

Население Чепцы и её притоков в III -ХV в.

Деревни, сёла, поселения района: 
Реки, пруды, водоемы: 
Типы публикаций: 

Самые ранние письменные источники по истории Фаленского района относятся к началу ХVII века. Связаны они с приходом сюда русских переселенцев. О более древних временах можно судить, в основном, только по данным археологических исследований. Целенаправленные археологические изыскания в бассейне реки Чепцы, на территории Слободского и Глазовского уездов, начались во второй половине ХIХ века. В 80-е годы ХIХ века раскопками здесь параллельно занимались известный российский археолог Спицын А.А. и инспектор народных училищ Глазовского уезда Первухин Н.Г. , после революции, в 20-е -30-е годы ХХ века - археологи Матвеев С.Г. и Смирнов А.П. В последующий период Чепцу, как территорию расселения древних северных удмуртов изучают полевые экспедиции Удмуртского университета (г. Ижевск). В 1957-61 г.г. их возглавлял Геннинг В.С., а в 1970-е гг. Семенов В.А.

Древние жители.

Древними жителями нашего края были финно-угорские народы. В настоящее время на Чепце и ее притоках известно более 200 археологических памятников, свидетельствующих о заселении этой территории задолго до прихода сюда русских. Это городища (укрепленные поселения), селища (неукрепленные поселения) и могильники (древние кладбища). А.А. Спицын в 1893 г. сообщал, что ему стало известно от священников, что низевское кладбище расположено на городище, имевшем укрепления - два вала. О двух городищах находившихся на реке Святице писал Н.Г. Первухин. Одно близ села Ильинского (у бывшей д. Шешуковской), а другое в 7 верстах южнее, у бывшей д. Липовской. Об этих двух городищах, называемых по-местному «мысами» местные жители рассказывали предание, что жили здесь некогда два богатыря. Жили мирно, но иногда спорили и перекидывались двухпудовыми гирями. Несколько городищ было обнаружено и на р. Косе и на ее притоке Суне. В начале ХIХ века жителями удмуртских деревень Святицкого прихода при обработке полей были обнаружены два древних кладбища. Языческое кладбище у д. Зюино и кладбище около починка Шабоково, которое удмурты называли «татарским» (якобы магометанские захоронения). Кто захоронен на этих кладбищах, неизвестно, но могилы те давно были заброшены и никто в дни поминовений на них не ходил. И, наконец, Первухин Н.Г. указывал весьма древний могильник в самом селе Святицком, на церковной площади перед училищным домом, с могилами, обращенными с запада на восток (не по христианскому обряду). «Шаймы (удм.-могилы) эти замечательны тем, что в середине их возвышается естественный ли холм, или искусственный, ныне осыпавшийся курган, происхождение которого, впрочем, местные жители объяснить не могли. Не записано было об этом и летописи местной приходской церкви и о происхождении оных ни местные священники, ни население уже не могут, дать точных сведений или не знают ничего вообще». На реке Святице еще известен Больше - Вогульцевский могильник XII – XIV в.в. – археологический памятник, внесенный в Каталог «Памятники истории и культуры Кировской области» и принятый на государственную охрану. А в 1971 году разведотряд удмуртской археологической экспедиции обнаружил при обследовании притоков р. Чепцы на р. Святице новый могильник т.н. «Гравиевый курган» IХ – ХIV в.в. Все захорнения этих могильников сделаны не по христианскому обряду, который с XVII века практически не изменился. Расположение могил неустойчивое, в разных направлениях (а у христиан строго головой на запад). Языческие могилы неглубокие, поэтому сохранились плохо. Иногда встречаются остатки гробов из луба или бересты, на могилах остатки языческих костров. Что же касается чепецких городищ на Средней и Верхней Чепце – на территории Удмуртской республики, то в них археологи находили каменные и костяные орудия труда, остатки глиняной посуды, бусы и другие у крашения. Металла мало, в основном, серебряные вещи, арабские и византийские монеты. В 1895 г. у деревни Юрской (бывшая д. Юренцы на территории современного Левановского с.о. Фаленского района) в верховьях р. Полынки было найдено золотое колечко Х –ХII в., сделанное из проволоки и украшенное перевитью. Большинство ценных археологических находок обнаружены местными жителями случайно, в процессе трудовой деятельности при обработке пашни, копании колодцев, при строительных или дорожных работах. И, наверное, немало еще тайн хранит в себе наша земля. На основе данных всех археологических исследований ученые пришли к выводу, что бассейн р. Чепцы был заселен удмуртами в III – IV в.в. Подвергшись в III веке натиску со стороны пришлых племен, часть пермских финно-угорских племен отошла с южного Урала к северо-западу в бассейн р. Чепцы, где и составила основу сложивших здесь северных удмуртов. Все археологические находки систематизировал В.С. Геннинг. Он выделил их в отдельную Поломскую культуру VI-IX в.в., которая последовательно переросла в Чепецкую археологическую культуру конца IХ-ХV в.в. (удмурты накануне и в начальный период русской колонизации – время распада первобытных отношений). Удмуртское население проживало в чепецких городищах 4-5 столетий. Они занимались подсечным земледелием. Возделывали полбу, яровую рожь, овес, реже пшеницу и ячмень, репу. О развитии скотоводства свидетельствует, что более половины найденных в городищах и селищах костей животных принадлежит домашним животным - крупному и мелкому рогатому скоту, лошадям, собакам. Наличие костей диких животных: бобра, лося, северного оленя, зайца, медведя, лисицы, белки, волка, куницы, росомахи, косули и птицы свидетельствует о развитии охоты, особенно на пушного зверя. Пушнина являлась самым ходовым местным товаром, привлекавшим восточных купцов. Находимые в ХIХ веке, в разных местах Слободского и Глазовского уездов, украшения из Сирии, Египта, Средней Азии и византийские, иранские, арабские и хорезмские монеты VII – VIII веков доказывают, что при полном господстве натурального хозяйства, удмурты начинали втягиваться в торговлю. Кроме того, распространенными занятиями у них были рыболовство и бортничество. В Х веке эта территория стала зоной влияния Волжской Болгарии, осуществлявшей связь между севером и Средней Азией. Болгары принимают ислам. В поисках товаров (пушнины) болгарские купцы устремляются в удмуртские земли. В ХI – XIII веках южные удмурты фактически были включены в состав Волжской Болгарии, а с северных (чепецких) удмуртов болгары периодически собирали дань. Вместе с тем, болгары оказали и большое экономическое и культурное влияние на удмуртов, которые заимствовали у болгар много хозяйственных приемов и бытовых обычаев. Особенно усилился приток волжских болгар на Чепцу в начале XIII века после разгрома Волжско-камской Болгарии монголо-татарами. Имеются достоверные факты, указывающие на существование поселений волжских болгар на р. Чепце. Среди удмуртов до сих пор живут бесермяне – особая группа чепецкого населения. Некоторые этнографы считают их потомками первых древнеболгарских поселенцев на р. Чепце, смешавшихся с удмуртами. Сохранились со времени монголо-татарского ига и следы пребывания здесь татар. До сих пор живут татары к северу от Чепцы в Слободском районе. По мнению А.В. Эммаусского, они переселились в эти северные места по приказу хана Тохтамыша в конце ХIV века и обосновались на Нижней Чепце с центром в селе Карино. Закрепив за собой крупные участки земли и удмуртских крестьян, они стали вятскими феодалами, получив, название Арских князей или каринских татар. Немало татар живет и в современной Удмуртии. Но все же основным населением на Чепце и Средней Вятке до прихода сюда русских оставались северные удмурты. Русские и удмурты В конце XII- начале ХIII века в бассейне реки Вятки появились славянские поселения. Под влиянием русской колонизации удмурты начинают переселяться со Средней Вятки и низовьев Чепцы на Среднюю и Верхнюю Чепцу. По другой версии, большая часть удмуртов никуда не переселялась, и современное население Кировской области есть результат этнокультурного синтеза, процесса ассимиляции коренного населения и славянских и татарских и других переселенцев всех волн.

Источники 1. Геннинг В. Ф. Археологические памятники Удмуртии. 2. Иванова М. Г. Чепецкие древности, Устинов, 1985. 3. Корепанов К. И. Разведка в бассейне р. Чепцы // Археологические открытия 1971 г., М., 1972. 4. Памятники истории и культуры Кировской области: Каталог. / Сост. М.Н. Бойчук. Киров,1984. 5.Первухин Н.Г. Опыт археологического исследования Глазовского уезда Вятской губернии // Материалы по археологии восточных губерний России, Вып. 2, М., 1896. 6. Семенов В.А. К истории археологических исследований в Удмуртии. // Материалы по ранней истории населения Удмуртии. Ижевск, 1979. 7. Спицын А. А. Приуральский край. Археологические разыскания о древних обитателях Вятской губернии. // Материалы по археологии восточных губерний России, Вып.1., М., 1893. 8.Эммаусский А.В. Вятка в ХII- ХV веках // Энциклопедия Земли Вятской , Т. 4. История, Киров, 1985 Сычёв В.

Аналитика

Яндекс.Метрика