Хочу оставить добрый след
Нине Александровне снился сон, очередной сон о школе. О той самой любимой на веки школе, где училась и работает уже много лет. Во сне она видела школьный спортзал, огромный преогромный, с двумя помещениями – одно для лёгкой атлетики, другое для спортивных игр. В зале стояли коробки с оборудованием, и их было очень много. Учителя бегали между тренажёрами и спортинвентарем и спрашивали, куда они всё это денут. Сон был на удивление ярким, запоминающимся. Проснувшись, Нина Александровна не удивилась, ей часто снились сны о школе. Но увиденному во сне улыбнулась - такое может только присниться и вряд ли случится наяву. Хотя мечтать она никогда не переставала. Когда-то мечтала о тёплой школе, чтобы не мёрзли дети в классах, и мечта сбылась. Школу подключили к газовому отоплению. Потом мечталось о новой мебели и современном оборудовании. Школа выиграла президентский грант и на целый миллион приобрела новые парты и шкафы, компьютеры и учебные пособия. Теперь Нина Александровна мечтает о капитальном ремонте. «Оконные блоки совсем сгнили, пол на первом этаже опять проваливается», - перебирала она в памяти насущные проблемы, собираясь на работу. Хлопотную, напряжённую, порой с неприятностями и тысячами проблем, но желанную и любимую.
Этой работе Нина Александровна Соколова отдала 28 лет своей жизни, из которых два десятка – директорскому креслу. А совсем недавно она отметила свой юбилей, в преддверии которого я и приехала в Левановскую школу.
-Нина Алесандровна, расскажите о себе, о своей жизни, мечтах, - попросила я свою собеседницу. Она задумчиво посмотрела в окно, за которым тихо шелестел дождик, улыбнулась.
-Даже не знаю, с чего и начать…
-С ярких моментов, которые запомнились больше всего.
-Запоминается ведь не только хорошее. Грустного в моей жизни тоже было достаточно. Я в 32 года осталась вдовой. Мой муж ушёл на рыбалку однажды и не вернулся. Три ночи я простояла у окна в ожидании известий, и это до сих пор не уходит из моей памяти.
-А что запомнилось из детства?
-В детстве мне ужасно хотелось, чтобы родная школа была рядом - мы жили в Плешках, а она находилась за несколько километров от дома, в Леванах. И каждое утро мы добирались на уроки своим ходом. Старшеклассники, конечно же, малышей не оставляли, несли за нас портфели и подгоняли всё-время, чтобы не опоздали. Но сколько пришлось выслушать упрёков с их стороны, стерпеть оплеух и подзатыльников! Даже сейчас, встречаясь на вечерах встречи, мы вспоминаем канувшие в прошлое события и те путешествия от дома до школы и обратно.
-Как выбирали профессию? Почему педагог, почему русский язык и литература?
-Наверно, всё дело в моей трепетной любви к Леванам и родной школе. Поэтому и педагогический. А почему литература, тут особый разговор. Нашу семью можно отнести к математикам. Четверо моих братьев, сестра и я, в том числе, обожали математику. Это, наверно, от папы, он тоже с цифрами дружил. Но когда я училась в младших классах к нам пришла учительница русского языка и литературы Татьяна Николаевна Чернятьева. Для нас она была непревзойдённым идеалом. Мы подражали ей и во всём брали с неё пример. Позже, когда училась в Фалёнках, в 9-10 классах, такое же влияние оказала на меня филолог Мария Фёдоровна Мартьянова. Наверно, благодаря этим двум людям, а ещё любви к чтению я и выбрала филологический факультет.
-Груз директорских забот не тяготит? С каким настроением переступаете порог школы каждое утро?
-Когда прихожу, сваливаются сразу хозяйственные проблемы, а их не счесть. Но как только захожу в класс, они отходят на второй план. Передо мной сидят дети, которым надо дать знания, научить и не дать им почувствовать в дальнейшем, что они из глубинки и чего-то не знают. Я, например, никогда не соглашусь с мнением некоторых, в основном городских, коллег и высокопоставленных чиновников, в том, что сельская школа не даёт хороших знаний. Даёт и примеров тому масса, даже в нашем районе. Наши выпускники поступают в престижные вузы, занимают высокие посты, становятся грамотными специалистами. А мы со своей стороны делаем всё, чтобы школа ничем не отличалась от городской, а её ученики имели возможность получить качественные знания. Не так давно ко мне приезжала однокурсница из Кирова, тоже педагог, и я пригласила её в школу. Прошла она по школьным этажам, заглянула в классы и воскликнула: «Даже у нас такого нет!» А мне страшно, что вдруг когда-то и нашу школу закроют. Страшно быть последним в истории школы директором. Закрыть школу легко, достаточно одного лишь росчерка пера, а вот восстановить невозможно. Даже о том, что школа, возможно, станет основной, думать не хочу. Как представлю сколько проблем сразу возникнет у детей и родителей…Сама на себе это испытала, когда училась в своё время в Фалёнках, и очень надеюсь, что подобный момент не наступит, как можно дольше.
-В вашей жизни есть люди, которые вам помогают?
-Это мой муж, дети. После гибели первого мужа судьба подарила мне человека, который стал моей опорой в жизни. Я много времени уделяю школе, и весь наш дом находится на его плечах. Мы никогда не делим работу на «твою» и «мою», а всё делаем вместе. Сын Сергей очень самостоятельный, домашнюю работу видит сам и делает её без напоминаний и указаний. Я только успеваю замечать: завелась пила, значит что-то пилит. Заработала мотокосилка – косит траву. Между дочерью Светланой и сыном разница в 14 лет, но они замечательно относятся друг к другу. Света проявляет поистине материнскую заботу о брате и это тоже своеобразная помощь для меня.
-Что вас может огорчить или обидеть?
-Грубость, хамство, жестокость. Особенно от детей. Если не воспитывать культуру поведения в детях, когда они ещё малы, то во взрослой жизни это делать будет уже поздно. А в школе очень хорошо видны характеры. Кто-то уже сейчас выделяется порядочностью, честностью, надёжностью. Пусть он не отличник, а троечник, но на него можно положиться во всём, он не подведёт. Я, кстати, никогда не ставила на первый план учёбу. Ведь можно быть отличником, но при этом вести себя по - хамски и жестоко. Для меня по-прежнему неким мерилом настоящего человека остаётся отношение старшеклассника к младшим ребятишкам. Если он идёт по коридору, а от него в разные стороны шарахаются малыши – это о многом говорит.
-Что для вас, как литератора, важнее всего?
-Умение детей размышлять над произведением, их суждения, мнения о героях. И, конечно же, желание читать. К сожалению, сейчас мало по-настоящему читающих учеников. Компьютеры им заменили всё.
-У вас есть любимые произведения, авторы?
-Конечно. Из поэтов больше по душе Лермонтов с его бунтарскими стихами, очень нравится Высоцкий. Шолохова люблю, особенно его «Тихий Дон». Для меня эта книга является настольной, всё время её перечитываю.
-Наверно, и слова какие-то есть особенные, те самые, которые стали жизненным девизом, что помогают жить.
-Есть. Мы все уйдём, людей бессмертных нет
И это всем известно и не ново.
Но мы живём чтобы оставить след –
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Кажется, их написал Расул Гамзатов. Их я переписываю каждый год в свой ежедневник, и время от времени перечитываю. Эти стихи направляют и проходят по моей жизни красной нитью.
-Значит, вы тоже хотите оставить свой след?
-Безусловно, добрый след в своём родном селе. Знаете, я никогда не задумывалась о перемене места жительства, тем более об отъезде в город. Выезжая в город даже на день, я испытываю страшный дискомфорт, я там задыхаюсь. Поэтому, только Леваны, и свой след своими делами и работой, добрую память о себе я хочу оставить именно здесь.
-У вас юбилей. Часто женщины скрывают свой возраст, не любят, когда спрашивают, сколько им лет…
-Я не скрываю и могу с уверенностью сказать «Мне ещё только пятьдесят!». А вообще-то к юбилеям я отношусь весьма спокойно, они не являются для меня чертой, подводящей некий итог. Это просто очередной день рождения.
Признаться, с Ниной Александровной интересно разговаривать. Она начитанна, деликатна, наблюдательна, ко многим вещам относится с некой долей философии. И хотелось бесконечно задавать вопросы и слушать её интересные наблюдения, жизненные выводы. Но пришло время расставаться – школьный звонок позвал Нину Александровну на урок. Я поздравила её с юбилеем и пожелала исполнения заветного желания, того самого, третьего, о капитальном ремонте. Ведь если два исполнились, то третье тоже должно исполниться. Как в сказке.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии