Время взросления или крах надежд?
Встретиться с бывшими членами сводных комсомольско-молодежных отрядов животноводов побудил роман В.А.Ситникова «Козёл, ведущий стадо на убой». Захотелось спросить тех, кто в 80-е годы прошлого столетия оставался после школы работать в животноводстве (или на стройке), как они по прошествии двух с лишним десятилетий оценивают то молодёжное движение. Ведь в романе, как мне показалось, просматривается несколько негативное отношение автора к происходящим тогда событиям. Конечно, чтобы встретиться и опросить всех, кто работал в отрядах, понадобится очень много времени. Ведь почти во всех хозяйствах района работали молодёжные бригады. И движение это заняло достаточно продолжительный отрезок времени, с 1980 по 1987 года. Но надеюсь, что тема сегодняшней публикации будет продолжена воспоминаниями бывших СКМОЖевцев, которые расскажут в письмах в редакцию о своих взглядах на молодёжное движение. А пока представляем вниманию читателей рассказ двух бывших комсомолок, работающих в сводных отрядах в разные годы и в разных хозяйствах.
Это был год полезных дел
Марина Михайловна Устинова сейчас работает в школе, она учитель начальных классов. А в 1985-м Марина, тогда ещё Окулова, вместе со своими одноклассниками записалась в сводный комсомольско-молодёжный отряд, который работал в животноводстве в колхозе им.Крупской. О том времени она рассказывает вдохновенно, с жаром. Показывает альбом-раскладушку, хранящийся в школьном музее, где собраны газетные вырезки, фотографии молодых животноводов.
-Тогда молодёжному движению уделялось огромное внимание. О нём говорили везде, в школы приходили руководители хозяйств, комсомольские лидеры – приглашали, рассказывали о работе в колхозах и совхозах. И, конечно, тех, кто оставался работать, здорово опекали. Нам выплатили подъёмные, оборудовали комнату отдыха (я работала в бригаде, в посёлке), а тем, кто уехал в Юсово – общежитие. Мы пользовались различными льготами, шли вне конкурса, когда поступали учиться в вузы после года работы в хозяйстве. Мы, наконец, очень хорошо зарабатывали и не сидели на шее у родителей. Я, например, получала больше своей мамы, работающей в то время в типографии. На первую свою зарплату мне хотелось накупить всем подарки, но желание принести все эти купюры целиком, показав, как много я заработала, пересилило. И я с гордостью принесла всю зарплату родителям. Половину мы внесли в общий семейный бюджет, а половину отложили на дальнейшую мою учёбу. Сельские ребята всегда отличались от городских тем, что одевались не очень модно. А тут мы заработали себе на всё. Я могла даже позволить себе покупать вещи для своей любимой племянницы, и испытывали при этом колоссальное удовольствие и гордость. Да и работали мы, считаю, неплохо. Наши показатели не были хуже, чем у взрослых, а работали наравне. Конечно, было трудно. Из 25 коров, за которыми меня поставили ухаживать, почти половина были маститными. Механизации никакой, всё вручную. Но в то время и строительство велось, и какой-то подъём ощущался. А сколько мы полезных дел делали! Всегда и везде участвовали во всех мероприятиях – агидбригаде, утренниках для детей, концертах, соревнованиях. Но вот относились к нам по-разному, некоторые завидовали, ведь внимание нам, молодым оказывалось повышенное, нам везде и всюду шли навстречу. Это, естественно, вызывало зависть у тех, кто годами вкалывал в колхозе и такого внимания не получал. Это движение вообще-то было неплохой идеей, снимающей многие проблемы с кадрами на селе. Но, как всегда, у нас что-то недодумали, недоделали, и получилось так, что вскоре в отряды записываться перестали. После нашего выпуска, например, лишь по шесть-семь человек оставалось работать в животноводстве, тогда как в наш выпуск 29 человек.
-Неужели никто не пожалел, что записался в отряд? Ведь, наверно, были и те, кто сожалел о принятом решении? – спросила я Марину Михайловну, готовясь услышать о сломленных судьбах, крахе надежд…
-Я считаю, хуже никому от отряда не стало. Единственным минусом было то, что в получении образования мы отстали на год от своих сверстников. А кто хотел получить высшее и среднее техническое образование, те его получили. И поступили все, кто куда-либо поступал. Тем более, что с 1986 года абитуриенты имели возможность дважды подавать документы, в июле и августе. Я, например, после работы в сводном отряде уехала в Свердловск поступать в театральное. Прошла первый тур, а на втором, увы, не получилось. И в августе подала документы в Кировский пединститут, успешно сдала экзамены и отучилась. Уверена, что и другие девушки, ребята вспоминают это время со светлыми чувствами. Это был год полезных дел, мы стали увереннее в своих планах, мыслях, делах. Мы повзрослели за этот год.
Молодежные отряды – время взросления
Другая моя собеседница, Лимонова Светлана Викторовна, в девичестве Шулятьева, закончила Верхосунскую школу и трудилась в колхозе «Победа». Она тоже педагог. Как и Марина Михайловна, она не увидела в молодёжном отряде ничего негативного.
-Нас было 23 человека в классе и только двое не хотели идти в отряд, остальные записались практически сразу же. К нам в школу очень часто приходили председатель колхоза -Григорий Максимович Югрин и парторг Василий Сергеевич Клабуков. Пропаганда молодёжных животноводческих отрядов была широкой, нас заранее готовили к работе в хозяйстве. И когда пришли на работу, увидели и ощутили только всеобщее внимание и поддержку. Сразу же сшили форму, очень красивую – коричневые комбинезоны и клетчатые рубашки. Мы прошли обучение на курсах, сдали экзамены, получили корочки операторов машинного доения. Работали в разных бригадах. Поломские и Филейские ребята - на первой бригаде, четверо в Баях на второй, а мы с девочками в Чукше на третье бригаде. Кто-то на телятнике, кто-то пастухом, парни – на тракторах. Мы до сих пор собираемся и часто вспоминаем работу в колхозе. Это была настоящая школа взросления. Помню, с девчонками решили кашу сварить (жили мы в Баях в общежитии). Купили килограмм риса и вывалили этот килограмм в литровую кастрюльку. В общем, «поплыла» она у нас, сколько было чашек-плошек, все заполнили. А остальную «кашу» ножом из кастрюли вырезали. И смех, и грех. Зато научились кашу варить. Да и в работе постепенно научились всему. У нас были замечательные наставники –Эмилия Прокопьевна Городилова, Ефросинья Ефимовна Манылова, Клавдия Васильевна Городилова. Очень добрые, отзывчивые женщины. До сих пор вспоминаем их с теплотой. Конечно, нам было трудно. Рано вставать, много ручного труда, не всё сразу успевали. Таскаешь сено, а сколько мы могли за раз унести…пока за второй ношей ходишь, коровы уже успели всё съесть и снова ревут. Я однажды не выдержала, села и заплакала, причитая: сколько же можно вас кормить? В то время телята до 20-дневного возраста содержались в этом же дворе, где и коровы, и доярки ухаживали ещё и за ними. За первую зиму с пятеро телят погибло. Опыта-то по уходу за ними у нас не было, потом доярки нас научили, как их отварами травяными поить, чтобы падежа не было. А когда впервые стали погибать…Помню до сих пор, как ревела над ними. Обниму телёнка и прошу: не умирай, пожалуйста.
Со временем опыта набрались, успевать всё стали, к раннему подъёму привыкли. Молодость брала своё. Мы во всех соревнованиях, спартакиадах, турслётах участвовали, в художественной самодеятельности. В первый же год работы нас премировали турпутёвкой в Прибалтику, а те, кто остался и на второй год, ездили на юг отдыхать и в Польшу. Некоторые девушки замуж вышли –им квартиры дали от колхоза. Кто в колхозе остался, у всех благоустроенные добротные квартиры.
-А как же с образованием, – поинтересовалась я, - планы осуществились или о них пришлось забыть?
-Кто хотел учиться, все получили образование. В том числе и те девушки, которые поначалу не хотели идти в отряд. Одна стала военнослужащей, другая получила финансовое образование и сейчас живёт в Москве, у неё собственное дело. Четверо закончили кооперативный техникум и работают сейчас в сельпо, двое стали педагогами, одна бухгалтером. Из юношей двое закончили сельхозтехникум, двое работают в автосервисе. А трое из класса остались в животноводстве. Из 23 человек сейчас в городе проживают десять, а 13 – здесь, в Верхосунье и Поломе. Я уже говорила, что мы часто встречаемся, и я ни от кого не слышала негативных впечатлений о том нашем решении всем классом идти в колхоз. Вспоминают это время, как время взросления, познания жизни. Мы узнали больше о сельскохозяйственном труде, как зарабатываются деньги. А сейчас... Знаете, мне пришлось на пришкольном участке отдел полевых культур обустроить. Посеяла кукурузу, рожь, пшеницу, овёс, чтобы показывать детям, ведь они не могут отличить овёс от ячменя, рожь от пшеницы. Как-то в поход ходили, шли мимо пшеничного поля, я спросила, какую кашу варят из пшеницы. Никто не ответил. Не знают. На ферму не затащишь, плохо пахнет, говорят. На участке в школе поработают, родители потом звонят: устал ребёнок, зачем нагружаете…Нет, всё же не могу сказать, что молодёжные отряды были плохой идеей.
На дворе 21 век. Другое время, другие приоритеты, и вряд ли кадровый голод в колхозах сейчас будут решать таким образом. Но это история, которую надо знать нашим детям и внукам. Приглашаем к разговору читателей. Хотелось бы услышать и другие мнения по данной теме, а также интересные рассказы и случаи, произошедшие с вами в отрядах.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии