Размер шрифта:
Цвета сайта

Село Верхосвятицкое – Ильинское (рукопись О.Н. Виноградова)

В Фалёнской центральной библиотеке хранится рукопись "История возникновения сёл Фаленского района".  Ее привез сам автор, краевед Виноградов Олег Николаевич, было это в 2004-2005 году. Рукопись содержит материал о Верхочепецком Крестовоздвиженском монастыре и историю сёл: Николаево, Святица, Низево, Полынка, Верхосунье, Белая, Ильинское, Верхобельское, Никольское, Нагорское, Фаленки, Талица - Гребенки, Верхокосинское-Полом. Всего 167 страниц. Материалы написаны на основе архивных документов, содержат подробные факты о церковном строительстве. Предлагаем вашему вниманию фрагмент рукописи - историю села Ильинского.

 

Село Верхосвятицкое – Ильинское

- Территория села Верхосвятицкого

в составе села Святицы с 1651 по 1760 гг.

- Церковь с 1760 по 1848 г. Пророко-Ильинская

- Церковь с 1848 г. Свято-Духовская

- Село основано 14 июля 1760 года

В 1651 году на всё Святицкое поречье было основано одно село Святица с церковью Всех Святых землевладельцем Пахомом Кощеевым.

От села Святица и до южных окраин прихода, т.е. до села Нагорского, было более 50 вёрст и попадать на богомолье в село Святицу было крайне затруднительно.

Поэтому вся южная часть Святицкого прихода выделилась 20 октября 1705 года в самостоятельный Бельский приход с центром в селе Белая.

Однако оставшаяся южная часть Святицкого прихода испытывала те же трудности посещения церкви в селе Святица, особенно в весеннее-летний период.

Расположенные здесь 23 деревни и 6 починков весной и летом из-за бездорожья, болот и речек практически были отрезаны от села Святица и исправлять требы, как-то: крестить младенцев, венчать свадьбы, отпевать усопших - прихожанам было крайне неудобно

Прихожане этих деревень и починков решают просить Вятского епископа Варфоломея Любарского об организации отдельного прихода между селом Святица и селом Белая с построением деревянной церкви во имя Святого пророка Ильи в деревне Чуршинской.

На сходе выборных 05 мая 1760 года прихожане уполномочивают выборного из крестьян Трофима Костицына обратиться в Хлыновское духовное управление с челобитной, в которой просят о строении в деревне Чуршинской вновь деревянной церкви во имя Святого пророка Илии, мотивируя свою просьбу удалённостью своих деревень в 10 и 15, и в 20 вёрст от села Святица и их деревень за рекой Святицей и за болотами близ деревни Рябиновской и за отсутствием дорог в весенне-летнее время. Одновременно прихожане сообщают, что под строение той церкви, и под кладбище, и под дворы служителей в деревне Чуршинской крестьяне Демид Криницын, Киприян Данилов сын Кропачев, Панфил Грачёв, Архип Потапов, Марко Южанин уступают три десятины с 22 частями собственной земли да сверх того на пропитание служителей выделяют пашенное поле, состоящее близ той земли в пустом поле 20 четвертей, а в двух полях по тому же. Да вместо сенных покосов в каждый год давать будут всем приходом по 5 рублей. А церковь де по построении обеспечат всей церковной утварью, и ко всегдашнему церковному служению будут покупать вина церковного, и воску, и ладану столько, сколько в каждый год потребно будет. И всё это удовольствовать обязуются своим коштом. А в 23 деревнях и в 6 починках их жилищ 103 двора, и в них проживает 952 души обоего пола.

Получив челобитную прихожан, Преосвященный Варфоломей для проверки препятствий по разливу рек и дальности расстояний, бездорожью в весенне-летний период посылает для свидетельства града Хлынова Покровской церкви попа Фёдора Маракулина.

Прибыв на место и объехав тои деревни и починки, крестьяне Корнило Бородавкин с «товарищи», а всего 107 человек, сказкою попу Фёдору Маракулину показали, что у них де в то время, действительно, великое бывает препятствие.

А села Святицкого Всесвятской церкви служители показали, что у них в оном Святицком приходе остаётся ещё 250 дворов, в которых обоего пола людей 2255 душ. А ещё служители показали, что у них при Святицкой церкви три клира служителей и один клир в составе диакона, дьячка и пономаря они могут передать к вновь строящейся церкви, а священника у них нет и надо искать нового.

Выслушав при возвращении Покровского попа Фёдора Маракулина, Преосвященный Варфоломей Любарский выдал 14 июля 1760 года верхосвятицким прихожанам благословенную грамоту на основание села Верхосвятицкого и на построение вновь деревянной холодной церкви во имя Святого пророка Илии в деревне Чуршинской на отводной земле.

Всесвятским служителям заложа церковь по церковному чиноположению, новую церковь строить позволено, так как то место состоит удобное и во всём схожее.

Получив грамоту, Верхосвятицкие прихожане сразу организовывают свой приход, куда выделено из прихода села Святицы 23 деревни и 6 починков, в которых 103 приходских двора. Во главе прихода стал выборный из крестьян – церковный староста Ипат Кропачев.

В зиму 1760-1761 года началось строительство деревянной холодной церкви, на фундамент которой пошли заранее заготовленные просмолённые пни.

Церковь уже строилась, но в селе не было священника. В те далёкие годы священник избирался из «людей лучших», или любой крестьянин мог стать священником по своему желанию. Но тогда каждый крестьянин имел свою землю и платил налог – подать, и если он избирался священником, то этот налог разлагался поровну всем прихожанам, т.к. священник налог не платил, поэтому прихожане искали «чужого» священника, уже рукоположенного, чтобы не платить за него налог.

Церковный староста Ипат Кропачев объехал все близлежащие сёла, но желающих свободных священников найти не мог.

И только в селе Дебессы Кропачеву удалось уговорить священника третьего клира Григория Семакина на переезд во вновь организованное село.

Теперь все устные договоренности нужно было оформить документально, и церковный староста Ипат Кропачев посылает в Хлынов крестьянина, своего брата Феофилакта Кропачева с письмом следующего содержания:

«Господину Преосвященнейшему Вафоломею епископу Вятскому и Великопермскому.

Доносят Епархии Вашего Преосвященства Хлыновского уезда Филипповы Слободки выборной крестьянин Филат Кропачев о нижеследующем.

По благоволению Вашего Преосвященства и поданному из духовной Вашего Преосвященства Консистории указ – позволено вышеписанной Святицкой волости между Бельским и Святицким приходами построить в деревне Чершинской вновь деревянную во имя Святого Пророка Илии церковь, почему оная ныне действительно уже строительством и начата и построена до половины, а священника при той церкви ещё не имеется.

Чего ради сего июня 4 дни 1761 года выше писанной, вновь строящейся Ильинской церкви староста церковной Ипат Кропачев с приходскими людьми дали мне приговор определить к той церкви новокрещённых отяцких жилищ села Дебесского Николаевской церкви священника Григория Семакина, ибо он при той церкви быть желает.

1761 года июня 4 дни»

«К сему доношению села Молотниковского Димитриевской церкви иерей Василий Щепин вместо выборного Феофилакта Кропачева по ево прошению руку приложил»

Феофилакт Кропачев был неграмотен. Но письмо без «заручного приговора» прихожан было недействительно, и Филат Кропачев привёз с собой «заручный приговор»:

«1761 года июня 4 дни Филипповы Слободки Святицкой волости новостроящейся Ильинской церкви староста церковной Ипат Кропачев с приходскими людьми, прихожане крестьяне: Макар, Констянтин, Никита, Ефрем и Семён Кропачевы, Андрей Козлов, Фатей Тестоедов, Влас Городилов, Влас Карелин, Илья Козмин Фетишилов, Семён Бажин, Афанасий Хозяйкин, Григорей и Давид Соболевы, Мосей Городилов, Мина Терешин, Харитон Шешуков, Иван Оверин, Луп Злобин, Андрей Никонов, Филипп Костицын, Иван Злобин, Козма Бяков, Еда Злобин, Самуил Хозяйкин, Николай Утерин, Нестер Кропотин, Маркел Городилов, Яков Лекомцев испросили отяцких жилищ Дебецкого приходу священника Григория Семакина о переводе к той новостроящейся Ильинской церкви во священника.

К сему приговору крестьян Пётр Костицын руку приложил»

Из этих документов мы узнаём имена и фамилии крестьян деревни Чуршинской и близлежащих деревень.

08 июня 1761 года Преосвященный Варфоломей подписывает указ о переводе священника села Дебесс Григория Семакина во вновь открытое село Верхосвятицкое во священники.

Теперь церковный клир был полностью укомплектован: священник переведён из села Дебесс, а диакон, дьячок и пономарь переведены из села Святицы.

На продолжение строительства церкви денег не хватает, и 14 июня 1761 года Феофилакт Кропачев снова едет в Хлынов к владыке Варфоломею с челобитной, в которой просит Владыку дать к новостроящейся Пророко-Ильинской церкви шнурозапечатную книгу для сбора денег на достройку и украшение церкви.

Дело в том, что за всю 1000-летние истории христианства и нашего государства ни церковь, ни государство денег на строительство церквей ни одной копейки не выделяло. Все церкви в России и на Вятской земле строились на деньги крестьян и прихожан того прихода, который строил для себя церковь.

Церковь строилась на кровные копейки крестьян. На строительство церквей собирались не только деньги, но и лён, пакля, холсты, зерно, шерсть, яйца, мёд, воск, мясо, зимой мороженое молоко, мороженая сметана, сливочное и растительное масло, выделанные овчины и т.д. Всё это свозилось в церковные склады, и церковный староста всё это продавал на ярмарках.

Всё собранное очень жёстко учитывалось. Для учёта собираемых денег и всех пожертвований в Консистории выдавались специальные шурозапечатные книги, которые были строго прошнурованы и скреплены личной сургучовой печатью вятского епископа. Ежегодно эта книга привозилась в Епархию, в Хлынов, и подвергалась самой жёсткой ревизии. Даже самое незначительное, самое мизерное израсходование денег не по назначению священнослужителями или старостой церковным невыносимо жестоко наказывалось. Поэтому прихожане были уверены, что принесённые ими деньги будут истрачены только на церковь и разворованы не будут.

С получением шнурозапечатной книги возобновляется ежемесячный подворный сбор денег на продолжение строительства церкви.

Холодная деревянная Пророко-Ильинская церковь была закончена строительством в декабре 1762 года, и в ней начались отделочные работы, работы по устройству иконостава и написанию икон.

26 августа 1763 года выборный от крестьян бывших в Святицком Всехсвятском приходе Трофим Костицын едет в Хлынов с челобитной, в которой сообщает, что деревянная Пророко-Ильинская церковь уже построена и готова к освящению. И просит дозволения освятить построенную в деревне Чуршинской холодную деревянную церковь во имя Святого пророка Ильи, определить деревни в Верхосвятицкий приход и выдать святой антиминс.

Освящение Ильинской церкви в селе Верхосвятицком состоялось 05 октября 1763 года.

Освящал церковь при большом стечении народа Хлыновского Свято-Троицкого Николаевского Кафедрального большого собора иерей Леонтий.

С этого дня в Ильинской церкви начались свои службы. В когда-то огромном Святицком поречье это был уже третий православный приход – Святица 1651 год, Белая 1705 год, Верхосвятицкое 1760 год.

Церковь была холодная, т.е. не отапливалась, службы в ней шли в основном летом, а зимой только по большим религиозным праздникам, т.к. зимой в холодном храме стоять было крайне «неспособно».

В 1767 году прихожане просят разрешение на строительство тёплого придела во имя Свяитого Димитрия Ростовского. Разрешение в Епархии было получено.

Тёплый придел был быстро построен и освящён 07 января 1768 года в честь Святого Димитрия Ростовского. Тёплый придел был устроен с правой стороны холодного храма.

В 1777 году в Верхосвятицком селе устроена отдельно стоящая одноярусная деревянная колокольница, и на неё подняты колокола, до этого колокола висели на простой перекладине под навесом, там и звонили.

При устройстве церкви в 1762 году кровля на церкви была сделана из луба, и к 1782 году лубяная кровля обветшала и стала протекать. Поэтому в 1782 году церковь перекрыли. Лубяную кровлю сняли и церковь закрыли колотым тёсом.

В 1788 году села Ильинского выборный из крестьян Сергей Лопатин поехал с челобитной в Вятку к епископу Лаврентию с просьбой о выдаче новой шнурозапечатной книги чинить сбор доброхотного подаяния на украшение церкви.

На собранные деньги были написаны новые местночтимые иконы, вокруг церкви поставлен заплот и воздвигнут золочёный крест над куполом холодного храма, а также отремонтированы двери, полы и окончины всего храма.

В 1798 году в селе Верхосвятицком деревянная Ильинская церковь во имя Пророка Илии с приделом Димитрия Ростовского. В приходе 276 дворов.

В 1805 году в селе Верхосвятицком ветшающая деревянная церковь во имя Пророка Илии с приделом Димитрия митрополита Ростовского.

В приходе 312 дворов, в которых проживает 1272 человека лиц мужского пола и 1385 человек женского всех возрастов. А в год организации села Верхосвятицкого в 1760 году в приходе было 103 двора и 952 души обоего пола.

За прошедшие сорок пять лет деревянная церковь значительно обветшала и стала тесною.

На сельском сходе 20 февраля 1806 года прихожане села Верхосвятицкого принимают решение о строительстве в селе новой каменной церкви и направляют в Вятскую Консисторию челобитную следующего содержания:

«Его Преосвященству епископу Вятскому и Слободскому Гедеону.

Глазовской округи села Верхосвятицкого Илиьнской церкви священника Евтихия Суворова и выборного из крестьян починка Луговского крестьянина Мартына Кропачева.

Поелику означенного села Верхосвятицкого Ильинская церковь деревянного строения приходит в ветхость, а наличной суммы имеется ныне 6690 рублей, то все оного села служители и прихожане желают построить вместо старой деревянной новую каменную церковь в проименование Богоявления Господня с приделами Святому Пророку Илье и Димитрию митрополиту Ростовскому, причём единогласно выбрали и приговорили быть строителями священнику Суворову и крестьянину Кропачеву и во всём том учинить 20 февраля 1806 года общезаручный приговор и просить архитекторский план с фасадою, снабдив храмозданной грамотой и для сбору денег шнурозапечатной книгой.

Евтахий Суворов руку приложил.

Вместо крестьянина Мартына Кропачева крестьянин Василий Климонтов сын Лихачёв руку приложил. Писано 20 февраля 1806 года»

В Консистории принято 02 марта 1806 года.

К сей челобитной приложен общезаручный приговор, где писано тако:

«1806 года февраля 20 дня.

Вятской епархии Глазовского округа села Верхосвятицкого Ильинской церкви староста церковной Савва Бяков и приходские люди Родион Хаймин, Фока и Лифан Костицын, Дорофей, Василий, Филипп, Иван и Афанасей Костицыны, Иван, Леонтей, Яков, Пяпсихий Бяковы, Иван, Зот, Акинф, Папсихий Злобины, Василий Костицын, Фёдор и Илья Козловы, Агап Бурков, Афанасей Козлов, Ефим и Василей Злобины, Иван Кропачев, Родион и Дометей Костицыны, Василей Ефремов, Никита Бяков, Гаврило и Евстафий Козаковы, Фефилакт Козаков, Евстафий и Тит Полевы, Дометий Сунцов, Гаврил и Иван Кропачевы, Климонт и Иона Ефремовы, Афанасий и Семён Кропачевы, Павел и Павел же Евшины, Фёдор, Стефан и Иосиф Вершинины, Яков Костицын, Мартин и Мина Кропачевы, Никита и Филип Кропачевы, Филип, Никифор и Ермило Аверины, Григорий и Сидор Кропотины, Ларион Потапов, Захар Юродилов, Ефим и Терентий Корепановы, Михаил, Иван, Гаврило и Иван же Тестоедовы, Ефим и Кирилло Грачёвы, Василий, Парфен и Гаврило Хаймины, Июда, Павел, Фёдор и Савва Чесельковы, Антипа Бородавкин, Василей и Афанасий Соболевы, Пётр Соболев, Иван и Самсон Хозяйкины, Василей и Леонтей Козловы, Василей и Калина Городиловы, Егор Вершинин, Лаврентий Шушапов, Ливон Бяков, Терентий Шушапов, Терентий Бурков, Вукол Вершинин, Фёдор Аверин, Иван Шушаков, Кондрат, Василей и Платон Шушаповы, Амос Тестоедоев, Пётр Вершинин, Гаврил Кропачев, Иван и Егор Кропачевы, Симеон Шкляев, Афанасий Лихачёв, Дометий Сунцов, Григорий Шиляев, Иван Лекомцев дали сей заручный приговор священнику Евтихию Суворову и выборному из крестьян Мартыну Кропачеву на строительство в оном селе Верхосвятицком новой каменной церкви и на получение указа, храмозданной грамоты и шнурозапечатной книги»

Вятский Преосвященный епископ Гедеон Ильин не замедлил с ответом и выдал Верхосвятицким прихожанам храмозданную грамоту:

«Грамота Преосвященного Гедеона на построение в селе Верхосвятицком Глазовского уезда вместо ветхой деревянной Ильинской церкви, вновь каменного храма во имя Богоявления Господня с приделами в честь Святого Пророка Ильи и Святого Димитрия Ростовского 09 марта 1806 года.

БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ.

Слушав мы поданное нам сего марта 9 дни епархия нашея Глазовской округи села Верхосвятицкого Ильинской церкви от священника Евтихия Суворова и выборного от приходских людей крестьянина Мартына Кропачева прошение с приложением того села Верхосвятицкого священно-церковнослужителей и приходских людей приговора о дозволении, вместо означенной обветшалой деревянной Ильинской церкви, построить вновь каменную в проименование Богоявления Господня с приделами Пророка Ильи и Димитрия Ростовского.

БЛАГОСЛОВИЛИ оную каменную с приделами церковь в означенные именования церковь на другом удобнейшем и пристойном месте на восток строить по плану и фасаду архитекторскому, утверждённому нами, и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием. И когда та церковь с приделами строением окончена и всем надлежащим украшением в совершенство приведена будет, тогда с освящении оных просить нас особыми доношениями.

Дана сия храмозданная грамота с приложением нашей архиерейской печати в богоспасенном граде Вятке при нашем архиерейском доме.

Марта 9 дня 1806 года.

Гедеон Епископ Вятский»

Подлинную грамоту, план и фасад получил иерей Евтихий Суворов марта 9 дня 1806 года. Отпуск в деле Вятской Духовной Консистории 1806 г. № 176

После получения храмозданной грамоты прихожане решили сначала строить тёплую церковь на два придела.

Весь 1806 год год ушёл на подготовительные работы и на согласование участка земли под новую каменную церковь.

С 1807 года началась усиленная заготовка кирпича. Кирпич готовили на месте. Все тёплое время года молодые бабы и девки на хлопушах готовили кирпичи и раскладывали в сушильных сараях на просушку, а осенью и зимой мужчины обжигали и сразу возили на площадку к строящейся церкви.

В 1810 году в сере Верхо-Святицком церковь деревянная ветхая, для строительства каменной церкви приготовляется материал. Утварью достаточна. В приходе 309 дворов, муж – 1234 чел., жен. – 1405 душ.

Кирпичная кладка двух тёплых приделов была закончена в 1812 году. И в них начались отделочные работы. Холодный храм кладкой также закончен.

03 декабря 1815 года заключен договор со Слободским мещанином Романом Вепревым об изготовлении для Верхо-Святицкой церкви 63 окончин и 51 двери.

11 февраля 1816 года заключен договор с вятскими мещанами Николаем Бачурихиным и Гаврилом Бабинцевым о выщекатурке двух алтарей тёплой церкви и о настилке пола в обеих приделах из чугунных плит.

Чугунные плиты были заказаны и изготовлены на Климковском и Белохолуницком заводах.

23 февраля 1816 года заключен договор с мастером Степаном Андреевым на изготовление иконостава, т.е. деревянной рамы для установки икон в иконостасах.

08 марта 1816 года заключен договор с крестьянином Агафоном Лопатиным на сделание двух иконостасов столярной и резьбовой работы.

В этот же день заключён договор с вятским мещанином Иваном Шмелевым на написание этих исконостасов живописью и на писание икон.

К октябрю 1818 года два придела тёплой церкви были закончены украшением и всем церковным благолепием и подготовлены к освящению.

С благословения Вятского епископа Преосвященного Амвросия Ефимовича Вещезерова освящение двух престолов Верхосвятицкой церкви было поручено благочинному священнику села Ухтым Михаилу Княгину.

20 октября 1818 года при большом стечении прихожан Верхосвятицкого, Святицкого и Бельского приходов иереем Михаилом Княгиным был освящён правый придел во имя Святого Пророка Ильи.

21 октября 1818 года, т.е. на другой день, тем же иереем Михаилом Княгиным был освящён левый придел во имя Святителя Димитрия митрополита Ростовского.

Эти два дня были в селе Верхосвятицком очень большим праздником.

После освящения престолов в обоих приделах начались церковные службы. В старом деревянном холодном храме также ещё служили, но в Дмитровском тёплом приделе службы были прекращены.

24 августа 1819 года на церковном сходе прихожане решают начать кирпичную кладку каменной колокольни, а на стройке и отделке каменного холодного храма работы пока приостановить. На сходе было решено направить в Вятскую консисторию следующую челобитную:

«Епископу Вятскому и Слободскому Преосвященнейшему Амвросию

24 августа 1819 года.

Глазовской округи села Верхо-Святицкого Ильинской церкви от священника Евтихия Суворова и выборного от прихожан крестьянина Софрона Кириллова сына Грачёва.

Прихожане оного села приняли намерение вместо прежней деревянной колокольни соорудить каменную колокольницу, т.к. имеется наличная сумма 1690, 46 руб. Просим дать план с фасадою и сборную книгу.

Просители – иерей Николай Захарьин Курочкин, диакон Тимофей Соснин, дьячок Ионникий Рязанов, пономарь Иона Семакин, пономарь Лаврентий Суворов».

Указ на построение каменной колокольни получен Софроном Грачевым 04 сентября 1819 года, и он же получил на построение план и фасад Знаменской Царево-Константиновской колокольни города Вятки.

26 марта 1820 года служителям села Верхосвятицкого дозволено приготовить 200 000 штук кирпича для сооружения каменной колокольни.

В связи с расходами по церкви, денег на строительство колокольни не хватает, и 04 июня 1820 года прихожане просят о выдаче села Верхо-Святицкого для сбора денег книги крестьянину Агапу Тестоедову сроком на 5 лет.

В августе 1821 года из старой деревянной церкви служители сдали два антиминса, что означало, что на двух престолах церковное служение окончательно закончено.

06 апреля 1822 года было заключено соглашение с крестьянином Шулеповым о сделании для складки колокольни 200 000 штук кирпича.

24 ноября 1822 года получено дозволение на начало строительных работ по строительству каменной колокольни.

Каменная колокольня выстроена с проходом и подъездом в 1824 году по плану и фасаду Вятской Царево-Константиновской церкви, а верх колокольни сделан по типу колокольни села Ошлань.

Сохранилось описание Ильинской церкви села Верхосвятицкого за 1824 год: « В селе церковь каменная двухприходная во имя Богоявления Господня с двумя приделами: Святого пророка Ильи и Святителя Димитрия митрополита Ростовского. Построена с дозволения епископа Гедеона в 1812 году, в которой означенные приделы с благословения Преосвященного Амвросия освящены в 1818 году 20 и 21 октября благочинным Ухтымским иереем Михаилом Княгиным. Настоящий холодный храм благолепием ещё не украшен, поелику с 1819 года по указному дозволению заготавливаются материалы на сооружение каменной колокольни.

Утварью довольна, денег 555, 82 руб. Приход русский. В приходе 287 дворов, 545 венцов, муж – 1337 чел., женщин – 1594 души. До села Укань – 30 вёрст, до Святицы – 10 верст, Белая – 15 верст, Верхосунское Троицкое – 22 верст»

В 1825 году прихожане в челобитной просят разрешить построить ограду и каменные лавки.

Вятский Преосвященный Павел Павлов на эту челобитную даёт дозволительный указ.

В 1826 году ограда и каменные лавки были складены, но по недостатку суммы денежной внутри не отделаны.

В 1827 году написано, что церковь утварью довольно исправна, денег в церковной казне 14, 44 руб. К пению книг церковных находится 93 штуки и книг гражданской печати 29 номеров. Приход русский, в коем 324 двора, 565 венцов – т.е. венчанных супружеских пар, 1418 чел. Мужского пола и 1692 женского.

В 1831 году в состав Верхосвятицкого прихода входили следующие населённые пункты: село Верхосвятицкое, дер. Кропачёвская, поч. Суходоевский, поч. Титовский, поч. Ребинский, поч. Ефремовский, дер. Кленовская, поч. Ортюхинский, поч. Луговской, поч. Еленинский, поч. Малышковский, поч. Ванинский, поч. Гнилухинский, дер. Бяковская, поч. Чепецкий, поч. Галанинский, поч. Бяковский, поч. Фокинский, поч. Гуринский, поч. Чумовской, дер. Чепчанская, дер. Шешуковская, поч. Шешуковский, поч. Кошкилёвский, поч. Аганинский, поч. Кривцов, дер. Соболинская, поч. Махневский, поч. Осиновский, поч. Глухаревский, поч. Беленичный, поч. Рябовский, поч. Комиссаровский, поч. Караваевский, поч. Верхосадинский, поч. Подволочный, дер. Сюрневская, поч. Боровской, поч. Мысовский, поч. Тютинский, поч. Чалканский, поч. Соболинский, дер. Сезмовская, займище Цепелёвское, поч. Цепелёвский, дер. Чуршинская.

В 1812 году был закончен кирпичной кладкой холодный каменный храм. Достройка каменного холодного храма длилась 36 долгих лет. Холодный храм был закончен достройкой, расписан и украшен церковным благолепием только в 1848 году. Освящение холодного храма состоялось 18 октября 1848 года. Холодный храм был освящён в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, а не во имя Богоявления Господня, как было написано в храмозданной грамоте от 09 марта 1806 года.

До 18 октября 1848 года церковь называлась Пророко-Ильинской, а с 18 октября 1848 года церковь стала называться Свято-Духовской.

Деревянная церковь простояла в селе ещё 5 лет и была разобрана в 1853 году, простояв в селе 90 лет.

В 1885 году по церкви села Верхосвятицкого записано: «Первая деревянная холодная построена в деревне Чуринская и освящена 05 октября 1763 года в честь Святого Пророка Ильи.

В 1767 году с разрешения Епархиального начальства к холодной церкви пристроен тёплый придел и освящён 07 января 1768 года в честь Святого Димитрия митрополита Ростовского.

Вятской Консисторией 09 марта 1806 года дана храмозданная на построение каменной церкви во имя Богоявления Господня с двумя приделами в честь святого Пророка Ильи и Святого Димитрия Ростовского. Церковь построена в 1812 году с холодным храмом и двумя тёплыми приделами, которые освящены 20 и 21 октября 1812 года.

Каменная колокольня с проходом под ней и подъездом выстроена в 1824 году.

Каменная церковная ограда и каменная лавки построены в 1826 году.

Главный престол в холодном храме освящён в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов 18 октября 1848 года.

Церковно-приходская школа открыта 10 октября 1884 года. Деревянная первая Пророко-Ильинская церковь разобрана в 1853 году»

Из деревень села Верхосвятицкого выделились самостоятельные приходы и появились новые сёла: приход села Малокоролёвского выделился в 1886 году, приход села Никольского выделился в 1887 году и приход села Талица в 1902 году.

1915 год. Село Верхосвятицкое, церковь Свято-Духовская.

В 1915 году в приход села Верхосвятицкого входили следующие селения: поч. Арюхинский, дер.Бяковская, село Верхосвятицкое = Ильинское, дер. Вершинская, поч. Галанинский, поч. Глухарёвский, поч. Грачёвский, деревня Гуринская, поч. Еленинский, поч. Исаевский, поч. Казаковский, поч. Клепиковский, дер. Козловская, дер.Конашенская, дер. Коротаенская, дер. Костиченская, поч. Кошкилевский, дер.Кропачевская, поч. Кропотинский, поч. Луговской, дер. Малышковская, дер.Мосиенская, поч. Рудаковский, дер.Рябинская, дер. Сеземская, поч. Селинский, поч. Сергинский, поч. Соболинский, поч. Суходоевский, поч. Фокинский, поч. Хойменский, дер. Чепчанская, поч. Чертицкий, дер. Чуршинская, дер.Шушаковская.

05 апреля 1760 г. Верхосвятицкое 170-1-353-стр. 77 по доношению Святицкого Всесвятского прихода выборных Трофима Костицына с товарыщи о строении между Святицким и Бельским приходами в деревне Чуршанской вновь деревянной Пророко-Ильинской церкви на 22 листах. Приобщено в столп 1757 года о строении церкви.

14 июня 1761 г. Верхосвятицкое 170-1-353 стр. 85 Святицкой волости Феофилакта Кропачева даче для сбору ко вновь строящейся в деревне Чуршинской Пророко-Ильинской на украшение книги церкви.

26 августа 1763 Верхосвятицкое 170-1-353-стр. 87

Бывшим в Святицком Всесвятском приходе выборного Трофима Костицына с товарыщи об освящении вновь построенной в том селе Пророко-Ильинской церкви и о даче антиминса.

О.Н. Виноградов

(Подготовила для публикации О.Ю. Катаева)

 

Аналитика

Яндекс.Метрика