Размер шрифта:
Цвета сайта

Первые метрики фаленской церкви

Типы публикаций: 

В Государственном архиве Кировской области хранится дело с ПЕРВЫМИ метриками фаленской церкви. «Метрическая книга Александринской церкви села при станции Фаленки Пермской ж.д. 2-го благочиннического округа Слободского уезда» (ГАКО. Ф. 237. Оп. 226.  Д. 1821. Л. 256-259.) содержит только 4 листа. Оказывается, первая запись сделана 3 декабря 1917 года т. е. храм начал функционировать именно в декабре 1917 года, - уже после революции.

Учитывая то, что в декабре 1917 года была произведена реформа по замене церковной формы регистрации брака на гражданскую, а в 1918 г. метрические книги отменены и ведение записей передано отделам ЗАГСа, возможно это не только первая, но и последняя или даже единственная метрическая книга фаленской церкви.


 

Для начала пояснение из Википедии

 

Метрическая книга - книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей). Метрические книги велись до революции в церковных приходах духовенством. Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трех частей:

 

  •  «о рождающихся» - дата рождения и крещения, место жительства, сословная принадлежность, имя и фамилия отца, пол новорожденного и данное ему имя. Иногда указывалось, кто из священников крестил ребенка и где этот обряд происходил - в доме прихожанина или в церкви. В конце могли даваться итоги о числе родившихся за год.

  •  «о бракосочетающихся».порядковый номер и дата бракосочетания. Могли приводиться данные о возрасте жениха и невесты.

  • «о умирающих» - содержит сведения о месте жительства умершего, его сословном положении, имени и фамилии, возрасте и причине смерти. После принятия в 1918 «Кодекса законов об актах гражданского состояния» были отменены и их заменили на актовые (или реестровые) книгах в органах ЗАГСа.

«Метрическая книга Александринской церкви села при станции Фаленки…» состоит только из двух частей: «о родившихся» и «об умерших». Второй части «о бракосочетавшихся» нет. В декабре в церквах браки не регистрировали - шел пост.

Итак, часть первая «о родившихся».

Всего зарегистрировано 6 детей. 5 мальчиков и 1 девочка. Все из ближайших деревень: Мошни, п. Смольниковский, п. Дерендяевский, п. Костровершининский. Четыре мальчика, родившиеся в первой половине месяца получили при крещении одинаковое имя Николай, в честь Святителя Николая. Девочку, родившуюся 1 декабря, назвали Зоей, а мальчика, родившегося 22 декабря, – Василием.

Первым зарегистрирован мальчик Николай, родившийся 1 декабря и крещеный 3 декабря, родителями которого записаны «Слободского уезда деревни Мошонской крестьяне Петр Стефанович Князев и законная жена ево Анна внебрачная». Мать ребенка являлась рожденной вне брака, а таким детям при крещении обычно отчество не давалось. Восприемником (крестным отцом) записан «той же деревни крестьянин Николай Конанов Наймушин». Обряд крещения совершили священник Павел Верещагин и псаломщик Николай Сунцов. Таким образом, нам стали известны и имена первых служителей храма. Павел Верещагин на начало 1917 г. числился священником на вакансии дьякона в селе Сада. А Николай Сунцов - псаломщиком в Полынке.

Третья часть книги «об умерших» содержит только одну скорбную запись. 23 декабря умер, а 28-го погребен младенец Александр полутора лет, сын проживающего при станции Фаленки крестьянина Нолинского уезда Екатерининской волости деревни Поломской Матвея Васильевича Булатова. Погребен, как мы видим, не на 3-ий день, как полагалось. Ниже приписано, что погребение совершено в «церковной ограде, вследствие разрешительной резолюции преосвященного Павла Епископа Глазовского от 26 декабря 1917 г.» Своего кладбища в Фаленках еще не было, а в церковных оградах обычно хоронят священников и людей знатных. Либо скорбящий отец имел какие-то заслуги перед епархией, либо решили начать новое приходское кладбище с могилки безгрешного ребенка. Пока же жители Фаленок и соседних деревень хоронили своих родственников, как и прежде, на кладбище в Полынке.

Для сравнения можно так же привести данные подшитой в этом же деле Метрической книги Николаевского прихода за 1917 год. В церкви села Николаево за год зарегистрировано 35 браков, 133 умерших и 127 родившихся. Конечно, на первый взгляд удивляет то, что умерших больше чем новорожденных, но стоит учитывать историческую ситуацию. Третий год идет Первая мировая война. Большинство молодых мужчин - потенциальных отцов призваны в армию. Поэтому рождаемость, естественно, ЗНАЧИТЕЛЬНО упала. Ведь случаи рождения внебрачных детей в деревнях были редкостью.

Такие вот данные о прошлом можно почерпнуть из метрических книг.

В. Сычев.

Аналитика

Яндекс.Метрика

Комментарии

Виктор, укажите ссылку на документ по форме.
С ув., SV.

ГАКО. Ф. 237. Оп. 226.  Д. 1821. Л. 256-259.