Чепецкие горы
Чепецкие горы - немые свидетели истории
Наш район имеет преимущественно равнинный рельеф. Чепца тоже типично равнинная река, течет большей частью в широкой долине с пологими склонами. Но побережье Чепцы, особенно правый берег, имеет несколько возвышенностей. Эти холмы, надпойменные террасы, мысы, гряды или пуги, в настоящее время либо безымянные, либо именуются по названиям находившихся вблизи деревень. Однако было бы интересно узнать, как назывались эти причепецкие возвышенности 400 лет назад первыми жителями нашей малой родины. Это могло бы как-то приблизить нас к разгадке тайн малоизученного периода местной средневековой истории.
Приведем свидетельства самых первые из доступных нам письменных источников по Верхочепецкому монастырю.
«Грамота царя Василия Ивановича Шуйскаго на Вятку князю М. Ф. Ухтомскому. Об отдаче на оброк дикаго раменья, покосов и рыбной ловли Чепецкой Крестовоздвиженской пустыни (старцу Гурию) 1608 г. февраля 25»
содержит в описании местонахождения монастыря следующие ориентиры: «… бил нам челом с Вятки с Чепцы реки с Тютрюминских гор и с пустыни от Воздвижения… ». И в ней же указывается, что Гурий просил под пашню дикое раменье, черный лес вверх по Чепце реке «от Тютрюминских гор по обе стороны до Ясновые речки».
В «Грамоте царя Михаила Федоровича на Вятку воеводе В.Т. Жемчужникову, о береженье от Каринских татар и отяков покосов и угодий Чепецкой пустыни чернца Гурия с братией, 1614г. мая 3» на обороте имеется приписка: «подал старец Гурей с Тютрюминых гор».
«Дозорная книга Ф.А. Звенигородского 1615 г.» – первая перепись населения, содержащая описание владений монастыря, так же содержит своеобразный адрес монастыря: «Да на Чепце реке, на пустом месте, на Тютрюминских горах стала пустыня ново…». Далее в ней же описываются и вотчинные земли - 4 населенных пункта: починок на Яровых горах, займище повыше Яровых гор, починок Островной, починок выше Святицких гор...
«Переписная книга 1646 года» подворную опись всех деревень монастырской вотчины начинает со слов: «В Хлыновском уезде в Чепецком стану на Святицкой горе монастырь Воздвиженской…»
Из приведенных выше свидетельств письменных исторических источников можно сделать следующие выводы:
Во-первых, понятие монастырь (пустынь) в источниках употребляется в двух значениях. В одном случае (1646 г.) - это постройки самого монастыря, а в остальных случаях – территория монастырской вотчины, включающая побережье Чепцы в границах современного Фаленского района (от Тютрюминской горы до речки Ясновки).
Во-вторых, холм, на котором стояли постройки монастыря, назывался «Святицкой горой».
В-третьих, все причепецкие возвышенности в пределах вотчины монастыря носят название «Тютрюминых гор». И, кроме самой западной из них одноименной Тютрюминой горы и самой восточной Святицкой горы, они включали в себя также и возвышающиеся посередине Яровы горы.
Теперь поразмышляем о происхождении этих названий.
С названием Яровых гор кажется все понятно, у их подножия протекает речка Яровка. Здесь возникли, и по сей день стоят деревни Ситники и Яровые. На Яровка строились и первые монастырские мельницы.
Святицкая гора – возвышенность, на которой сейчас установлен памятный знак монастыря и находится деревня Бобыли, свое название, возможно, тоже получила от реки Святицы. Ведь именно напротив подножия этой горы впадает в Чепцу Святица. Но поскольку самое раннее упоминание о названии реки Святица встречается в грамоте 1643 года, можно предположить, что все было как раз наоборот: река, впадающая в Чепцу напротив святого (освященного монастырем) места, названа монастырскими жителями Святицей.
Логично было бы предположить, что Тютрюминские горы название получили от деревни Тютрюмы. Но «деревня Тютрюм на реке на Чепце» впервые упоминается только в переписи 1646 года. Судя по всему, она была первой деревней монастыря на правобережье Чепцы. Однако люди с именем Тютрюм или с фамилией Тютрюмины в ней не жили. Значит, название гор имеет более древнее происхождение.
Имя Тютрюм может иметь русское происхождение. В XV веке в Новгороде жил, например, боярин Василий Тютрюм, встречалось это имя и производная от него фамилия и среди жителей Москвы и Вологодского уезда и в других северных русских землях.
Но с таким же успехом можно предположить, что имя Тютрюм мог носить и коренной житель Чепцы. В 1604 году в грамоте Верхотуринского воеводы упоминается вогульский предводитель Тютрюм. А ведь вогулы и жившие на Вятке удмурты и чудь относятся к одной финно-угорской общности.
По крайней мере, ясно одно: Тютрюм, в честь которого названы горы жил или бывал здесь еще до массового заселения побережья Чепцы русскими крестьянами.
Многие господствующие над местностью причепецкие возвышенности в начале I тысячелетия использовались местным населением для строительства городищ – укрепленных поселений. Затем эти городища были заброшены, но их существование подтверждают и находки археологов и сохранившиеся народные предания.
Такую легенду, рассказанную ему старожилом деревни Тютрюмы, записал для нас краевед Н.П. Шулепов. «Жил на Тютрюмской горе один богатырь, второй — на Низевской. Поспорили они: чьи берега должна ласкать красавица Чепца. И не могли мирно договориться. Вышли на поединок. Три страшных удара нанес Тютрюмский богатырь огромным мечом по Низевской горе и разрубил ее на три части. Низевский богатырь в ответ смог нанести лишь один удар, отрубив западный край Тютрюмской горы. Испуганная битвой Чепца хотела повернуть на юг, но Тютрюмский богатырь заступил ей путь и заставил течь возле своего берега. С тех пор и покинула Чепца Низевскую гору, покорившись богатырю-завоевателю, но оставила о себе память — ожерелье озер, соединенных тонкой нитью проток».
Вполне возможно, что на Тютрюминой горе было когда-то удмуртское или чудское городище. Река Чепца в те времена являлась частью водно-волоковых путей, связывавших Русский Север и Волжский торговый путь. Волжская Болгария, в зависимости от которой находилось чепецкое население, стремилась контролировать эти пути. Использовали этот путь и русские купцы, и новгородские ушкуйники. «Повесть о стране Вятской» сообщает, что новгородцы, основавшие город Хлынов приплыли к нам из Камы по Чепце. И по пути в Вятку они взяли штурмом и покорили Чепецкие городища: «…и дошедше реки Чепцы, и внизъ по оной пловуще, пленяюще Отяцкие жилища и окруженныя земляными валами ратию вземлюще, и обладающе ими».
Позднее к Северу от Чепцы поселились Каринские татары (Арские князья). В XVI веке они владели землями по Средней и Нижней Чепце.
Археологами на Чепце и ее притоках обнаружено множество мысовых городищ. В русских летописях основным населением этих городищ называется древнее племя «чудь», которое пока не удается отождествить ни с одним из современных этносов. С XIII века городища приходят в упадок, уходят и их жители. Средняя Чепца запустевает до XVII века…
Примечательно, что в легенде, записанной Н. П. Шулеповым, упоминается еще и Низевская гора. Не исключено, что именно она называется сейчас Татарской горой. В 1893 г. археолог А.А. Спицин перечисляя городища по Чепце писал и о Низевском городище: «Кладбище села Низевского расположено на городище, имеющем в виде укрепления два вала. Это городище указал нам священник Дм. Костров».
Кроме Низевского городища А.А. Спицин называет также мысовые городища на реке Святице близ села Верхосвятицкого (Ильинского) около деревень Шешуковской и Липовской. С двумя последними связана и приводимая им местная легенда о двух богатырях, которые жили на этих мысах. Жили мирно, но иногда ссорились и перекидывались двухпудовыми гирями. Об этих же городищах писал в газете «Вятские губернские ведомости» в 1889 г. археолог Н.Г. Первухин. Народные предания, конечно похожи на сказки, но какую-то информацию о прошлом они несут. Ведь в действительности в 1971 году разведотряд удмуртской археологической экспедиции обнаружил на реке Святице могильник - «Гравиевый курган» IХ – ХIV веков. Несколько городищ было обнаружено и на реке Косе и на ее притоке Суне.
О многом могли бы нам поведать Чепецкие горы - немые свидетели древней истории.
В. Сычев
- Блог пользователя Виктор Сычев
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии