Размер шрифта:
Цвета сайта

История села

Село Нагорское основано 31 марта 1888 года. Приход села Нагорское открыт по указу Священного Синода от 31 марта 1888 г. № 1449 и по определению Вятской Духовной консистории от 29 октября – 3 ноября 1890 года. В состав прихода села Нагорского вошли селения, ранее входившие в приход села Бельского и Сосновского : - починки Яговкинский-Нагорский,Опалевский, Караваевский-Хлобыстовский, Тутановский, Бутинский, Борцовский – над талым ключем, Жвакинский-Верхосвятицкий, Суходоевский - Чувашовский, Жиляковский – Караваевский, Ватомовский – Дудыревский, Лежневский. Деревянная церковь куплена и перевезена из с. Верхобельского и построена на средства прихожан. К постройке церкви приступили 20.07.1886 г, а окончательно построена в 1888 г. и освещена во имя Преображения Господня в 1890 году.

Церковь деревянная и однопрестольная. Священник церкви Михаил Устинович Корякин. В 1898 году при церкви открыто церковно приходское попечительство. В 1916 году в приход села Нагорское входили следующие селения: деревни Борцовская, Бутинская, Дудыревская, Жвакинская, Караваевская, Нагорская, Опалевская, Тумановская, Хлобыстовская, Чувашовская, с. Нагорское.

(ГАКО метрические книги за 1887 г. № 397) Г. Чирков, и В. Сычев

Из воспоминаний бывшего директора Фаленской селекционной станции, заслуженного агронома РФ, уроженца д. Опали Геннадия Васильевича Чиркова: Село Нагорское возникло со строительства церкви на высоком берегу речки Межевахи, на правом берегу реки Светицы. В 1892 году в селе открыта школа грамоты. В 19 веке в Нагорском приходе было 14 населенных пунктов, входили в Быковскую волость Глазовского уезда, а в 1926 году вошли в Бутинский сельсовет Нолинского уезда Унинской волости.

Почти в каждой деревне была сельхозартель. На этот период в с. Нагорское было 5 хозяйств, 8 жителей, а в д. Опали 54 хозяйства и 229 жителей. Распространенными были фамилии Чирковы, Питиримовы, Корякины. В 1934 году в Опалевской сельхозартели (центр д. Опали) председателем был Иван Михайлович Чирков. На 1940 год в Бутинском сельском Совете (центр д. Бутино) насчитывалось 12 колхозов названия колхозов совпадали с названием деревень, а в 1950 году это колхозы: им Ворошилова (деревни Дудыри и Нагорена), «Опали» д. Опали, «Хлобысты» д. Хлобысты, «Волна» д. Пермяки, «2-я Пятилетка» д. Туманы, «Светлый Ключ» д. Бутино, «Красная Звезда» д. Борцы, «им. РККА» д. Багзи, «Заря» д. Кошары, «Красный путь» д. Чуваши, «Жвакинцы» д. Жвакинцы, с. Нагорское, Бутинская мельница. Население составляло 926 человек, которые жили в 259 хозяйствах.

В 1955 году стало 2 колхоза это колхоз «Красное знамя» куда вошли деревни Чуваши, Жвакинцы, Борцы, Кошары, и колхоз «Строитель коммунизма» в который входили деревни Опали, Дудыри, Хлобыс ты, Пермяки, Туманы.

В 1956 году в Нагорской семилетней школе было 142 ученика, больше половины детей жили без отцов. В домах из мебели были лишь столы, да лавки , большинство семей, дети и взрослые спали на полатях и печах. Во всех домах печи были не кирпичные, а «битые» из глины. Из кирпича выкладывали только дымоход. Люди жили дружно и помогали при строительстве домов и при кладке печей. Устраивали «помочи». После завершения работы угощались и устраивали вечеринки. При строительстве нового дома опытные мастера размечали бревна сруба, мужчины топорами окантовывали (строгали) внутреннюю часть бревна, женщины по-парно двуручными рубанками строгали окантованные бревна, затем бревно укладывали в стену на мох. Приглашали так же соседей на «помочь» при кладке печи. Сначала столяр- плотник изготавливал специальный каркас (опечен). Этот каркас (обрамление печи) старались делать это как можно красивее и аккуратно с резными узорами, т.к. печь в доме стояла всегда на виду и была главной в доме. Одна бригада копала и возила глину на лошадях, другая носила ведрами глину в дом. Бригада крепких мужчин с деревянными большими молотками (чекмарили) из ствола дерева, утрамбовывали глину и сбивали ее в монолитную массу. Печи делали большими, в них можно было даже мыться, присев на корточки. На печах сушили зерно и одежду, а в морозные дни отогревались. Зимой под печью держали кур, маленьких поросят и козлят. Колодцы были глубиной на 10-15 метров. Бани делались по «черному» без дымоходов, дым выходил через дверь и отверстие в стене размером 15*15 см. В морозы бани не топили, некоторые мылись дома в печах. Освещались дома при помощи керосиновых ламп. В 50-х годах появился электрический свет от электростанции на р. Святице. В конце 50-х разобрали здание церкви, народ ходил за 9 км. В Унинский район в с. Сосновку. Рядом с церквью было построено здание восьмилетней школы. Новая школа открыла свои двери в 1960 году. Население жило за счет своего подсобного хозяйства. В колхозах на трудодни выдавали по 200-300 гр. Зерна. Кто по зажиточнее выпекали хлеб из одной муки, а кто победнее- с различными добавками: или тертый картофель, или крапиву, клевер. Каждое хозяйство платило налоги, заставляли (вынуждали) брать облигации государственного займа. Надо было еще покупать одежду, поэтому люди продавали масло и яйца, мясо сами же питались снятым молоком (обратом), картошкой да овощами. Поношенную одежду покупали на рынке в г. Глазове. Работники сельских Советов ходили по дворам и вели учет скота, с него брали тоже налоги. Сена косили мало, весной ребята собирали солому из под снега, а иногда и с крыши дома. Некоторые крыши домов были покрыты не тесом (досками) а соломой. Дети помогали по хозяйству, ухаживали за огородом, и нянчились с младшими детьми. Ребята постарше собирали шишки для лесного хозяйства, работали в колхозе на сенокосе, на уборке зерновых. В 1960 году из четырех колхозов был образован совхоз «Бельский», в совхоз вошли 39 населенных пунктов и более 15 тыс.га земли. Рабочим совхоза (бывшим колхозникам) запрещалось держать коров в личном хозяйстве, разрешали держать кур и 1-2 поросят. Многие женщины плакали, когда вели своих коров на совхозный двор. Приусадебные участки урезали, чтобы люди больше работали на совхозной работе. По мнению многих людей это было сделано ошибочно и нанесло большой удар по сельскому хозяйству. С образованием совхоза началось сселение деревень. Дома перевозили на тракторах целиком, не разбирая их, на центральные усадьбы. Деревни стали исчезать. Летом по вечерам молодежь собиралась в селе, зимой в клуб. Устраивали танцы. Иногда проходили соревнования частушечников, кто кого перепоет, как могли так и развлекали себя. Люди больше общались друг с другом, особенно зимой. Женщины за разговорами занимались рукоделием, молодежь играла в различные настольные игры.

Деревни, сёла, поселения района: 
Картинка для слайдшоу: 

Аналитика

Яндекс.Метрика