История деревни Шельманы.
Деревня Шельманы располагалась на высоком берегу речки Белая, на территории Паньшонского сельского округа Бельского района, ныне Фаленского района. Расстояние до районного центра п. Фаленки – 54 км, до сельского округа – 4 км.
Деревня была небольшая, в разное время насчитывалось от 15 до 27 домов. По рассказам старожилов, первый житель был по фамилии Шельман. Он и с тал основателем деревни Шельманы, конец 19 века. Возле его дома стали селиться люди. Они занимались земледелием: сеяли рожь, овёс, пшеницу, ячмень, гречиху, лён; в огородах садили картофель, позднее горох, лук, морковь. Каждое поле имело своё название: например, «Долгие полосы», «Беленник», «Монайково поле», а поле Кулиги было на границе с Бельскими полями. Все поля обрабатывались на лошадях. Выращенное льняное семя возили на переработку, на масло в деревню Головки, что находилась в 3 км от деревни Муляна. (Головки были в соседнем Унинском районе). Семьи Боровиковых Михаила и Захара Павловичей, Гаврина Ивана Арсентьевича держали пчёл. В домашних хозяйствах держали коров, коней, позднее свиней, кур и гусей. Летом ребята собирали грибы и ягоды, ловили рыбу в р. Белая, а водились в ней: караси, пескари, лини, окуни, сорожка.
Пимокатом в деревне был Шиврин Гавриил Никонович и его жена Матрёна, бондарём – Николай Фёдорович Боровиков.
Была в деревне своя кузница, водяная мельница, а вот в магазин в школу ходили в д. Чуваши. Она располагалась под горой, через речку Белая. Школа была начальной, до 4-х классов, а семилетнее образование (у кого позволяла возможность) получали в селе Белая или в д. Паньшонки. На ярмарке Шельмановские жители ездили в с. Белая, а иногда и в п. Уни.
Во время становления советской власти, в период коллективизации, в 1932 году в деревне был образован колхоз «Искра». Первым председателем которого был Лащиков Николай Николаевич.
Население деревни всё было русское. Более распространёнными были фамилии Боровиковых, Гавриных, Лащиковых. Жители д. Шельманы относились к Бельскому приходу. На службу ходили пешком в с. Белая, отмечали Рождество, Пасху, Троицу. С приходом новой власти стали отмечать революционные праздники: Майские, октябрьские праздники.
Во время Великой Отечественной войны все мужики были на фронте, из 17-ти ушедших. Вернулось только трое, да и те раненые.
Уменьшение численности населения после войны в д. Шельманы стало причиной переселения в более крупную д. Чаруши. Вторая волна переселения пришлась на 1968-71 г.г. – период «Укрепления» колхозов.
Шельмановские жители жили дружно, и в работе, и в отдыхе. Если хозяин думал строиться, то устраивали помочи (соседи помогали в строительстве), зато и отдыхали весело на вечорках, с гармошкой, с песнями.
Причиной гибели деревни стало «укрепление» колхозов. Последним деревню покинул Боровиков Михаил Павлович в 1973 году (ныне уже покойный).
На месте этой небольшой деревушки остались земляничные угоры и заросшие поля.
Жители бывшей деревни Шельманы разъехались кто – куда (д. Чаруши, с. Талица, п. Фаленки и др). Из коренных жителей этой деревни в настоящее время живут в д. Чаруши две семьи: Боровикова Петра Николаевича и Боровикова Юрия Михайловича.
Старший сын Боровикова Михаила Павловича – Василий прославил свою малую Родину, стал военным летчиком, подполковником. Жил в разных местах, а в последнее время с семьёй в городе Челябинске (там и похоронен).
О своей, ныне уже не существующей деревушке, вспоминает в одном из писем учительнице Волосниковой Марии Ивановне её ученик – Шаклеин Геннадий.
«……. Часто вспоминаю поездку в последний раз в родные места и каждый раз с огромной горечью. Кто ответит ли будущим поколениям за разорённые деревни, разбитые судьбы людские, за бедную землю. Когда ехали по полям, то вспоминали с Володей времена, когда на этих полях хоть что-то приходилось делать. И чаще молча. Говорить не хотелось. В душе надрыв, слом. А я ведь, как-бы то нибыло, от села оторван давно и крепко. Хотя в памяти всё есть. Становиться страшно обидно. Что из жизни смело столь бестолково столько хороших людей – в Поломе, Питерцах, Паньшонках. Да и в других. Мне почему-то очень запомнилось переселение людей из Малого Полома. И до сих пор в памяти поразившее тогда явление – пустые нежилые дома в деревне. И в нашем Поломе эти пустые дома пугали нас…»
Письмо датировано 5 мая 1990 года, г. Пермь.
Жители деревни Шельманы – 1946 год
Записано со слов Боровикова Петра Николаевича (1934 года рождения), Боровиковой Валентины Ивановны (1936 года рождения)
1 дом. – Меньшикова Варвара Павловна.
2 дом. – Агафонова Евдокия Ивановна
3 дом. – Агафонова Ксения Абрамовна
4 дом. – Боровиков Николай Федорович
5 дом .– здание конторы
6 дом. – Гаврин Андрей Семёнович
7 дом. – Агафонова Ирина Семёновна
8 дом. – Гаврина Надежда Николаевна
9 дом. – Микрюкова Варвара Ефимовна
10 дом. – Боровикова Анастасия Кузьмовна
11 дом. – Грачёва Варвара
12 дом. – Боровиков Михаил Павлович
13 дом. – Боровиков Захар Павлович
14 дом. – Агафонова Вера Арсентьевна
15 дом. – Шиврин Гавриил Николаевич
16 дом. – Агафонов Николай Панфилович
17 дом. – Лыскова Наталья Ильинична
18 дом. – Боровикова Дарья Егоровна
19 дом. – Чарушин Кузьма Петрович
20 дом. – Лащикова Екатерина Сомсоновна
21 дом. – Боровиков Еким Андреевич
22 дом. – Боровиков Сергей Анисимович
23 дом. – Гаврин Иван Арсентьевич
24 дом. – Боровикова Клавдия Яковлевна
25 дом. – Боровикова Варвара Андреевна
26 дом. – Чарушина Ксения Семёновна
27 дом. – Боровикова Евдокия Степановна
Боровиков Михаил Павлович, 1907 года рождения, д. Чаруши. Записала Шаклеина Ольга Юрьевна 12 апреля 1997 года.
В деревне было 27 домов, все на одной улице. Из построек были: мельница, контора (которую закрыли в 50-е годы), склады, коровник, конный двор, свинарник.
Колхоз назывался «Искра», был образован в 1932 году. Председателями в нём были: Лащиков Николай Николаевич, Агафонов Наум Дмитриевич, Гаврин Дмитрий Семёнович и последний Боровиков Михаил Павлович.
В деревне было примерно 120 человек. Фамилии живших там людей: Агафоновы, Боровиковы, Лащиковы, Шельняков.
Ребята в школу ходили в деревню Чуваши, там была четырёхлетняя школа и в семилетку, в село Белая.
Около деревни протекала река Белая, был пруд, на котором была водяная мельница.
На полях колхоза сеяли овес, рожь, немного пшеницы, картошку. Обрабатывали на лошадях, а первые трактора «Фордзон» появились в деревне в 1936 году. Они приезжали из Бельской МТС.
На войну из деревни ушло 17 мужиков, вернулось только трое: Боровиков Николай Федорович, Боровиков Михаил Павлович и Гаврин Андрей Семёнович.
Деревня была ликвидирована в 1973 году, я со своей семьёю уехал последний.
Князева Лидия Серафимовна, 1933 года рождения, д. Чаруши. Записал Князев Артём Александрович (внук) 20 января 2003 года.
Деревня Шельманы была небольшая, чуть более 15 домов. Все работали. Свободного времени было мало. Молодёжь собиралась после работы, делали вечорки. Пели песни, играли в Рождество. В крещение ходили ворожить, делали посиделки для ворожения.
Деревня Чуваши, что под горой, через речку Белая, была большой, около 50 домов было. В огородах садили овощи и картофель. Ни цветов, ни садов не было. После работы тоже собирались на вечорки. Устраивали девишники и мальчишники. На посиделках вышивали, вязали, пряли шерсть.
Ребятишки учились в Чувашовской начальной школе, она была до 4-х классов. Учились дети из ближних деревень: Мусихи, батовцы, Чуваши, Шельманы. Учителями работали: Эмилия Николаевна, Морозова Ольга Александровна, Рылова Клавдия (она родилась в 1916 году, когда школу закрыли уехала в г. Чебоксары, там и умерла). Одна учительница учила все четыре класса.
Когда начали перевозить дома (при сселении деревень), многие уехали в Чаруши, а кто мог, то и в город подался. Кто уехал далеко, о них ничего не знаю, многих, наверное, нет уже в живых, ведь сколько лет-то прошло. А в Чарушах живут двое шельмановских – Боровиковы Пётр и Юрий.
Анисимов Николай Семёнович, 1929 года рождения, д. Чаруши. Записала Мусихина Анастасия Сергеевна. 22 января 2003 года.
В деревне Шельманы было 17 дворов (это в 60 – 70 года). Днём занимались работой в колхозе, работали на полях, фермах. В субботу, воскресенье собирались на вечорки. Играли на балалайках, когда приходил гармонист, плясали. Песни очень красивые пели (никак сейчас, ни о чём), с душой, а какие голоса у женщин были!
Призвали очень Рождество, пекли сочни. Гадали. Девушки валенки бросали, на перекрёстке ухо к дороге прикладывали, слушали, кому что услышится.
В огородах садили картошку, капусту. Жили бедно, но очень, очень дружно, не унывали.
Ты прости, родная, нас своих потомков.
Ты, моя деревня, над рекой стояла,
Окнами смотрела на простор полей.
Ты меня взрастила, крылья подарила,
И я знаю твёрдо – нет тебя милей.
А сейчас на месте избяного ряда
Сторожат рябины ямы да бугры:
Здесь изба стояла, а вот там – ограда,
И в колодце нашем не набрать воды.
Тополя, рябины помнят наших дедов,
Как жила деревня просто, без прикрас,
Как поля пахали, свадьбы собирали,
Как постройки ставили всей округой враз.
Сыновей на службу дружно провожали,
А война настала – и мужья пошли.
Много не вернулось, а кого дождали, -
Помогла тем выжить горсть родной земли.
Ты жила, деревня, трудно, небогато,
Не забыть голодных тех военных лет!
Но друг другу люди помогали свято
И детей сиротских не бросали, нет!
Ты прости, родная, нас, своих потомков,
Что мы этой жизни не смогли сберечь.
Видно, нить порвалась где-то в месте тонком,
И сейчас ты только место наших встреч.
Исследовательская работа по краеведенью по теме "Вятская деревня". Работу выполнили учащиеся средней общеобразовательной школы д. Паньшонки - руководитель Шаклеина О.Ю.
д. Паньшонки, 2003 год.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Новые комментарии